1
Изобретение относится к области измерительной техники и быть исиользоваио в приборах, предназначенных для измерения параметров комплексных сопроти1влений (резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности) .
Известны автотранофор.маторные мосты для измерения параметров комплексных сопротивлений, содержащие генератор, образцовое и измеряемое сопротивления, автотрансформаторные нлечи отношения с операционнькм уеилителем, использующие операциоп гый усилитель для уравиовешиваяия по квадратурпому параметру.
Эти мосты весьма иерсиективы для построения приборов, измеряющих параметры комплексных соиротивлений в широком диапазоне величин. Характерной осо:бенностью этих мостов является необходимость использования в качестве образцового элемента импендаНса того же характера, что н измеряе.мый. Эта о-собенность во -многих случаях ограничивает точность из1мерения, поскольку воз.можности создания образцового импенданса 1ВЫСОКОЙ точности существенно различаются в зависимости от его вида. В настоящее время наиболее точньгми и стабильными могут быть изготовлены образцавые резисторы. Точность и стабильность образцовых конденсаторов (для широкого диапазона номинальных Значений) оказывается существенно ниже, а получение точных и, в особенности, высокодобротных л атушек индуктивности представляет собой исключ 1телы о сложную техническую нроблему.
Целью изобретения является повышение точности при измерении параметров конденсаторов и катушек индуктввиости.
Поставленная цель достигается тем, что
предлагаемый мост снабжен дополиительным операционным усилителем с инвертирующнм каскадом на выходе. Вход дополнительного операционного усилителя подключен к генераторному узлу моста, а один из генераторных выводов автотрансформаторных плеч отношения подключен к выходу инвертирующего .каскада.
Принцинальная схема предлагаемого моста представлена на чертеже.
Мост содержит генератор I и индикатор 2. Ветвь измеряемого объекта образуется нлечами 3 и 4. Одно из этих плеч является измеряемым имнендансом, а другое образцовым резистором. Основные плечи отношения об-разуются траисформатором 5 и дифференцирующим операционным усилителем 6. Обмотка 7 трансформатора 5 имеет регулируемое число витков и служит для уравновещивания мостовой схемы по главному параметру. Цепь отрицательной обратной связи основного операцноттого усилителя ооразуется копдепсаторо.м переменной емкости 8 и резистором 9, причем конденсатор 8 служит для урагзповешивапия мостовой схемы по квадратурному иараметру. Вспомогательный операционный усилитель 10 дифференцирующего тина имеет цепь отрицательной обратной связи, состоящую из конденсатора 11 и резистора 12. На выходе усилителя 10 стоит инвертирующий каскад 13, к выходу которого нодключена обмотка 14, образующая второе нлечо автотрансформаторных нлеч отношения.
Уравнение равновесия данной мостовой схемы.
- J . -- 1Я,з/со,2С„
Z4W,.,14-/со/ зСз
Более конкретно рассмотри.м использование предлагаемой мостовой схемы для измерения С и tg61. конденсаторов, имеющих последовательную схему замещения потерь. В этом случае образцовый резистор должен быть включен в нлечо 3, а измеряемый конденсатор - в илечо 4. При этом уравнение равновесия моста приобретает вид:
W,
/(l3J(0./ 12Cii
ч S -i
tg6;c)
IgS,. ioRciCs
f V:KiyRl2-Cn
x,,,,
Ло
Если необходи.мо измерять нараметры катушки нндуктивиосги, то образцовый резистор включается в илечо 4, а измеряемый объект в плечо 3, т. е.
2 ,.v
Z, R,1 Ч- /tgS.v
Для такого случая получаем следующие уравиения равновесия моста:
1§бд. - (
W-,
KizRizCnRo
W,4
в случае измерения резисторов всиомогательный операционный усилитель отключается и точка / обмотки 14 иеносредственно подключается к точке Ь.
Таким образом, предлагаемая схема позволяет создавать на основе автотрансформато.рных плеч отношения универсальные измерители RLC высокого -класса точности, поскольку обеснечивается сочетание высокой точности отношения нлеч с ионользованием резисторов В качестве образцовых имнендансов.
Пред м е т и з о б р е т е и ия
Автотрансформаторный мост, содержащий генератор, подключенный к диагонали питания .моста, индикатор, включенный в измерительиую диагональ моста, образцовый резистор, измеряемое комнлексное сопротивление, образующую одну ветвь моста, автотрансформаторные нлечи отношения с онерационным усилителем, образующие другую ветвь моста, отличающийся тем, что, с целью новышения
точностн измерения, он снабжен дополнительным онерационным усилителем и инвертирующим каскадом, подключенны.м к входу доиолнителы-юго оиерадионного усилителя, вход которого соединен с генератором, а выход и«вертирующего каскада подключен к одному из автотрансформаторных нлеч отношения.
п
3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мост для измерения емкости и тангенса угла потерь конденсаторов | 1986 |
|
SU1318920A1 |
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ МОСТ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПЛЕКСНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ | 1973 |
|
SU369504A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МНОГОЭЛЕМЕНТНЫХ ПАССИВНЫХ ДВУХПОЛЮСНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2390785C1 |
Мостовой измеритель параметров пассивных двухполюсников | 1991 |
|
SU1827640A1 |
МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПАРАМЕТРОВ ПАССИВНЫХ ДВУХПОЛЮСНИКОВ | 1992 |
|
RU2103695C1 |
Мостовой измеритель параметров двухполюсников | 2016 |
|
RU2629653C1 |
МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПАРАМЕТРОВ ДВУХПОЛЮСНИКОВ | 2010 |
|
RU2447452C1 |
Мост с индуктивно связанными плечами для измерения параметров комплексных сопротивлений | 1973 |
|
SU471308A1 |
МОСТОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПАРАМЕТРОВ ТРЕХЭЛЕМЕНТНЫХ ПАССИВНЫХ ДВУХПОЛЮСНИКОВ | 1993 |
|
RU2105315C1 |
Устройство контроля допусков конденсаторов | 1977 |
|
SU659965A1 |
Авторы
Даты
1975-10-15—Публикация
1973-06-08—Подача