Обычный немой кинематограф регистрирует движение объекта в пространстве, т. е. фиксирует значение пространственных координат объекта в различные моменты времени, а так называемый звуковой кинематограф, кроме того, регистрирует еще и звук в виде фонограммы на киноленте, но звук в звуковом кинематографе регистрируется для всех положений объекта одинаково, т. е. вне зависимости от изменений пространственных координат источника звука, так что нри воспроизведении нельзя судить по звуку о положении объекта в пространстве.
Настоящее предложение имеет целые устранить указанный недостаток, т. е. регистрировать звук в зависимости от пространственных координат его источника и получить кинематографию звука.
Предлагаемый способ автоматической записи звука заключается в том, что приемники звука, например, мнкрофсш-;, располагают по углам правильной геометрической фигуры, а также в центре этой фигуры и при помощи центрального приемника записывают на киноленту частоту звуковых колебаний или фонограмму звука, а при помопш периферических приемников записывают одновременно на ту же кинопленку амплитуды звуковых колебаний. Таким расположением приемников звука при его
записи достигается регистрация на кинопленке звука в зависимости от пространственных координат его источника.
На чертеже фиг. 1 поясняет предлагаемый способ записи звука и фиг. 2 изображает устройство для осуществления предлагаемого способа.
Предлагаемый способ автоматической записи ззука заключается в следующем. В центре звукового поля помещается приемник звука, например, микрофон Мо (фиг. 1), посредством которого записывают па кинопленку частоту звуковых колебаний или фонограмму звука обычным путем. Точка расположений микрофона Мо принимается за начало прямоугольных координат на плоскости, л проходящая через эту точку произвольная прямая -за положительное направление одной из осей координат. В случае, если одновременно с записью звука производится кинематографическая съемка, то за положительное направление одной из координатных осей, например, оси ординат У, может быть принята оптическая ось объектива О киноаппарата А, фокус которого совпадает с цеи.тром мембраны микрофона Мо. Тогда 11оложе 1ие источника звука определяе1-ся его координатами, т. е. всякое звуковое явление определяется как происходящее или сзади, или справа или слева от микрофона Мо. Для записи на
пленке изменений положения источника звука в пространстве симметрично относительно приемника звука Мо по углам правильной геометрической фигуры, например, квадрата, помещают приемники звука М+, , Ж, , посредством которых записывают на кинопленку, одновременно с записью фонограммы, амплитуды звуковых колебаний. Если источник звука будет находиться в некоторой точке К, то интенсивность звука, определяемая амплитудой его колебаний, в точках расположения приемников звука М, M,j, M,j будет неодинаковой; она будет наибольшей в ближайшем к источнику звука приемнике. Следовательно, если в цепи периферических приемников звука будут включены модуляторы света, то на движущейся кинопленке, одновременно с нанесением посредством центрального приемника Мо фонограммы или частоты звуковых колебаний, будут регистрироваться амплитуды звуковых колебаний в точках расположения периферических приемников в виде линий, число которых равно числу периферических приемников. Сравнивая относительную интенсивность экспозиции записанных участков, можно судить о координатах источника звука в каждый данный момент, т. е. был ли источник звука в данный момент спереди, сзади, справа или слева относительно центрального приемника Л/о, регистрирующего фонограмму.
Однако, Звук есть явление, изменяющееся во времени, имеющее в пространстве определенную скорость. Поэтому, если наносить посредством модуляторов света на кинопленку знаки в периодах звуковых частот, то наличие сдвигов фаз поступления звуковых колебаний в разные пространственные точки приведет к тому, что запись не будет коордннирована во времени. Чтобы координировать во времени записи периферических приемников, необходимо ширину щели, ограничивающую падающий на кинопленку световой пучок модулятора света, установить большей периода звуковых частот, отсчитываемого по скорости движения кинопленки (например, /16 сек.), а радиус расположения периферических микронов принять меньшим
этого периода, отсчитанного по скорости звука.
Для осуществления вышеописанного способа может быть применено также н предлагаемое для этой цели устройство (фиг. 2). Контур каждого периферического приемника звука Мр через выпрямитель :Б и некоторую емкость С, включенную параллельно нити накала, присоединен к нити накала усилительной лампы и. К сетке каждой из усилительных ламп и подведен ток от центрального приемника звука Мо, производящего запись фонограммы, а в анодные цепи ламп и выключены световые модуляторы я, настоящие на кино-пленку знаки в периодах звуковых частот, действующих в точке центрального приемника звука Л/о. Благодаря различной величине тока канала в усилительных лампах и наносимые световыми модуляторами а знаки будут отличаться друг от друга по амплитуде. Их совокупность в состоянии служить целям звукометрии или, после соответствующей обработки, для изготовления позитива художественного кинофильма по способу, описанному в авторском свидетельстве № 49349, воспроизведение которого может быть произведено при помощи устройства, описанного в авторском свидетельстве N° 49350.
Предмет изобретения.
1.Способ автоматической записи звука, отличающийся тем, что, с целью регистрации на кинопленке звука в зависимости от пространственных координат его источника, приемники звука,
например, микрофоны, располагают по углам правильной геометрической фигуры, а также в центре этой фигуры и при помощи центрального приемника записывают на кинопленку частоту звуковых колебаний или фонограмму звука, а при помощи периферических приемников записывают одновременно на ту же кинопленку амплитуды звуковых колебаний.
2.Устройство для осуществления способа по п. 1, отличающееся тем, что каждый из периферических приемников через выпрямитель и соответствующий фильтр присоединен к нити накала усилительной лампы, к сетке которой через усилитель подведен ток от центрального приемника звука, а в цепь анода включен световой модулятор, служащий для записи на кинопленке изменяющихся по амплитуде звуковых колебаний.
.
фиг.| у
«
Тип. „ПечатныП Труд. Зак. 4 1209- 400
к зависимому авторскому свидетельству И. П. Леонтьева Л 49498
i
Ji I.
тат
W
Фиг4
iiy
-rtrr
H3
fl
L j
Tun. apt. «COB. Печ.. Зак. .N 8|)1 --25
Авторы
Даты
1936-08-31—Публикация
1934-06-08—Подача