Описываемое устройство предназначается для промывки (очистки) каналов вообще и, в частности, каналов Ленинграда, которые настолько загрязняются осадками, что судоходство по ним затрудняется.
До сего времени для очистки каналов применялись, главным образом, землечерпалки, но очистка землечерлалками страдает следующими недостатками: габариты имеющихся в наличии землечерпательных снарядов не допускают производства работ в наиболее загрязненных мелких каналах. Для поддержания всех каналов, хотя бы относительно в удов.четв6рительном состоянии, требуется большое количество землечерпательных снарядов. Производство работ землечерпательными снарядами медлительно иобходится дорого. В то же время очистка землечерпалками не дает удовлетворительных результатов, так как наносы, которые откладываются на дне каналов, в большинстве своем настолько мелки благодаря малой скорости течения воды, что плохо зачерпываются ковшами землечерпалки, вновь взвешиваются в воде и потом опять оседают на дно. В результате этого, после очистки каналаземлечерпалкой, поскольку усиленийсмены воды не производится, не наблюдается и резкого улучшения работы; вода остается попрежнему грязной. Неудовлетворительные результаты работы землечерпалок побудили испытать другие лучшие меры. Одна из этих мер заключается в том,, что особые моторные лодки, снабженные гребными винтами, создающими вихревое движение в донных слоях воды, двигаются по каналу, йереводят наносы во взвешенное состояние и выносят их вместе с водой из канала. Эффективность этого способа возможна лишь на коротких каналах,, так как таким путем создать значнтельную. скорость, которая вымывала бы поднятый ил, невозможно. Гребной винт моторной лодки или катера является до некоторой степени винтом пропеллерного насоса, но не заключенным в трубу. Следовательно, .Offi не может создать достаточного напора, т. е. разности горизонтов, а поэтому и не может создать достаточной скорости вдоль канала.
Коренным решением вопроса об очистке каналов является только тот
««етод, при котором возможно со.здать постоянное или довольно продолжительное увеличение скорости воды, причем это увеличение скорости должно быть весьма ощутимым, ибо только в этом случае возможен унос как тех частиц ила, которые сейчас -отлагаются на дне, так и содержащихся во взвещенном состоянии. Однако, величина скорости в канале обусловливается исключительно раз;ностью горизонтов воды в начале и в конца канала.
Изобретенное устройство, в котором применены насосы, предназначено для увеличения скорости течения воды в канале с целью его промывки.
Новая отличительная особенность этого устройства заключается в том, что насосы установлены на понтоне, служащем в качестве плотины при установке его поперек канала на время промывки.
На чертеже фиг. 1 схематически изображает примерную форму выполнения устройства в аксонометрии -с разрезом по оси насоса; фиг. 2- разрез устройства по оси канала; фиг. 3-план устройства (показана половина его); фиг. 4-общий вид установки в плане; фиг. 5 и 6-вспомогательное устройство для стеснения живого сечения канала при промывке-в разрезе по оси канала и поперек канала.
На металлическом или железобетонном понтоне / (фиг. 1-4) установлены пропеллерные низконапорные насосы 2. Понтон устанавливается поперек канала и наполнением баластных отсеков 3 погружается на специальное заготовленное для него ложе иа дне канала, плотно закрывая естественное движение воды по каналу. В месте установки насосной станции на берегу размещается токоприемник, откуда кабелем ток подводится к электромоторам 4 насосов. С момента .закрытия канала вода может поступать только через насосы. Производительность насосов должна быть выбрана с таким расчетом, чтобы создать требуемую скорость, значительно превыщающую естественную скорость по каналу. Если понтон установлен в устье канала, то при
работе насосов с всасывающей (верховой) ствроны горизонт воды понизится, а со стороны нагнетания останется прежним, равным горизонт/ реки, в которую впадает канал. Следовательно, к существующей разности горизонтов, обусловливающей естественную скорость в канале, будет добавлена величина понижения, создаваемая насосами, что и создает требуемую величину скорости, причем эта скорость будет поддерживаться все время, пока работает насосная станция.
В этом случае, вероятно, будут полезны и катера, о которых упдминалось выше, для взбалтывания донных слоев воды и приведения наносов во взвещенное состояние.
Еще более простым вспомогательным устройством, исключающим применение катеров, является искусственное сужение живого сечения канала путем протягивания буксиром бревенчатой запани (фиг. 5 и 6), применяемой при регулировании рек. В простейшем исполнении запань состоит из бревенчатого плота с защемленными стойками, имеющими возможность перемещаться по вертикали. Плот с установленными стойками на определенном расстоянии от дна протягивается буксиром по каналу. В месте установки запани вследствие сужения живого сечения происходит увеличение донных наиболее эффективно размывающих скоростей.
После того, как канал будет промыт, вода из баластных отсеков понтона откачивается, последний всплывает и может быть отбуксирован в другой канал. Для возможности обслуживания нескольких каналов одной насосной станцией все места установки понтона в каналах делаются одного стандартного размера, в соответствии с размерами понтона.
Само собой разумеется, что понтон может быть установлен дли промывки канала не только в устье его, но и в начале. В этом случае при работе насосов повышается горизонт воды с низовой стороны (стороны нагнетания).
Понтон может быть установлен также и в середине канала. Тогда с верховой стороны понтона будет понижен уровень воды, а с низовой стороны повышен, и увеличение скоро :тей произойдет в обеих частях каяала.
Предмет изобретения.
Устройство для промывки каналов с применением насосов, отличающееся
тем, что насосы установлены на понтоне, служащем в качестве плотины при его поперек канала на время промывки, с целью понижения уровня воды выше (по течению воды) плотины или повышения уровня ниже плотины и увеличения этим скоростей течения воды в канале.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ повышения водонепроницаемости взрывонабросной плотины из крупнообломочных грунтов | 1987 |
|
SU1470849A1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ, УГЛУБЛЕНИЯ И СПРЯМЛЕНИЯ РУСЛА РЕКИ | 1992 |
|
RU2086729C1 |
РЕЧНОЕ БЕРЕГОВОЕ ВОДОЗАБОРНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1993 |
|
RU2061143C1 |
Способ ликвидации протечек и повышенной фильтрации грунтовых гидротехнических сооружений | 2020 |
|
RU2754380C1 |
ФРОНТАЛЬНЫЙ РЕЧНОЙ ВОДОЗАБОР С ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОМЫВКОЙ | 2004 |
|
RU2272100C1 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА КОЛЛЕКТОРНО-ДРЕНАЖНЫХ ВОД | 1999 |
|
RU2168470C2 |
Рыбозащитное устройство | 1989 |
|
SU1731897A1 |
РЫБОПРОПУСКНОЙ ШЛЮЗ | 2004 |
|
RU2258781C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОТОКА ВОДЫ У ВОДОПРИЕМНОЙ КАМЕРЫ ОТ НАНОСОВ | 2012 |
|
RU2501907C1 |
Способ термической подготовки алюминиевых электролизеров к пуску | 1990 |
|
SU1767037A1 |
сЬиГг
«t;jfl(.l SeiilWft «j
авторскому свидетельству А. Н. Стрельникова
№ 50817
043
Авторы
Даты
1937-01-01—Публикация
1935-12-30—Подача