Электрическая машина постоянного тока Советский патент 1976 года по МПК H02K9/20 H02K23/00 

Описание патента на изобретение SU514394A1

ла Штуцер сообщается с полостью консольно расположенного на якоре коллектора. Ламели последнего стянуты по торцам кольцевыми бандажами 5 и 6, первый из которых опирается на ребра полого вала. Второй бандаж установлен между коллектором и цельнометаллической втулкой 7 пакета якоря, имеющей кольцевой буртик 8 со стороны, противоположной коллектору. Коллектор имеет внутреннюю цилиндрическую поверхность с кольцевыми буртиками 9 и 10 по краям и уравнительные соединения 11, размещенные под лобовыми соединениями обмотки якоря. Конический вентилятор 12 расположен со стороны привода.

Система комбинированного охлаждения стартера-генератора работает следующим образом.

Когда достаточно только воздушного охлаждения, воздух поступает через патрубок 1 по двум путям: для охлаждения щеток 13 и полюсов 14, для охлаждения полости А коллектора и канала Б якоря.

При недостаточном воздушном напоре происходит самовентиляция с помощью вентилятора 12 с двумя рядами отверстий б. Такая конструкция вентилятора отличается простотой, позволяет увеличить расход воздуха через межполюсную зону за счет устранения узла слияния его с воздухом, идущим из капалов якоря, а также интенсивно охлаждать подшипниковый узел воздухом, выходящим из каналов якоря.

При высоких температурах поступающего воздуха и малой плотности или сильном загрязнении, когда использование его в качестве хладагента становится нерациональным, машина переключается на пленочно-испарительпое охлаждение. В этом случае жидкость (вода, спиртово-водяная смесь, керосин и пр.) поступает через штуцер 2 в полость гильзы 3 и затем через отверстия а в ребрах полого вала па открытую внутреннюю поверхность коллектора. Такое устройство позволяет предотвратить возможность сублимационного процесса жидкости по схеме лед-пар при низких давлениях и вместе с тем жидкость не проникает в каналы коллектора и якоря для прохода воздуха. Наличие кольцевых цилиндрических буртиков 9 и 10 по краям внутренней цилиндрической поверхности коллектора позволяет увеличить поверхность и обеспечить оптимальную пленочную структуру жидкости и тем самым увеличить интенсивность теплообмена.

Опора консольного коллектора на ребро полого вала лишь через одно бандажпое кольцо (5) обусловливает уменьшение усилий температурных деформаций. Устранение попадания жидкостных пленок под щетки и охлаждение их насыщенным паром приводит к уменьшению износа щеток и увеличению сопротивления изоляции. Кроме того, для увеличения сопротивления изоляции вместо уравнительных колец в торцовой части коллектора выполнены уравнительные соединения 11. Попадание на них жидкости исключается благодаря соединительному бапдажу 6 с конической внутренней поверхностью между коллектором и втулкой 7 пакета якоря, последняя обеспечивает за счет центробежных сил интенсивное перемещение жидкости на активную поверхность каналов якоря. Новая конструкция пакета якоря, насаженного на цельнометаллическую втулку с кольцевым буртиком 8 со стороны, противоположной коллектору, отличается коррозионной стойкостью и оптимальной пленочной структурой перемещения жидкости. Остатки не испарившейся в каналах якоря жидкости попадают на лобовые части его обмотки, теплоотводящие кольца 15 дополнительных полюсов и лобовые части катушек главных полюсов.

Формула изобретения

1.Электрическая машина постоянного тока, например стартер-генератор, с комбинированным . воздушным и пленочпо-испарительным охлаждением, содержащая якорь и скрепленный по торцам кольцевыми бандажами коллектор, расположенные на ребрах полого вала и выполненные с каналами, сообщающимися между собой и с неподвижным подводящим хладагент штуцером, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и эффективности охлаждения, внутри коллектора выполнена полость, ограниченная поверхностью пластин, снабженных по краям выступами, образующими кольцевые буртики, и сообщающаяся со штуцером через окна в ребрах вала и установленную внутри него гильзу.

2.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения гидравлического сопротивления хладагента и охлаждения подшипникового узла, на якоре, со стороны, противоположной коллектору, установлен вентилятор в виде профилированного конуса с двумя рядами отверстий.

Похожие патенты SU514394A1

название год авторы номер документа
Электродвигатель постоянного тока 1984
  • Дубинский Эдуард Ицкович
  • Курочкин Михаил Николаевич
  • Фейгельман Исай Иосифович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1229906A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2021
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русаков Анатолий Михайлович
RU2770909C1
Ротор электрической машины 1980
  • Иванов Виктор Николаевич
  • Изотов Виктор Андреевич
  • Нагаенко Геннадий Петрович
SU957359A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2020
  • Андреев Александр Самуилович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Жердев Игорь Александрович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
  • Казимиров Евгений Олегович
RU2740792C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2019
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Жердев Игорь Александрович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2713195C1
Электрическая машина постоянного тока 1990
  • Семенов Олег Степанович
  • Тищенко Олег Александрович
  • Иванов Вячеслав Сергеевич
  • Кочетков Владимир Петрович
SU1831748A3
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2

Иллюстрации к изобретению SU 514 394 A1

Реферат патента 1976 года Электрическая машина постоянного тока

Формула изобретения SU 514 394 A1

SU 514 394 A1

Авторы

Антонов Валентин Михайлович

Винокуров Владимир Алексеевич

Калугин Борис Никитович

Комов Виктор Васильевич

Романов Аркадий Борисович

Попов Юрий Михайлович

Даты

1976-05-15Публикация

1974-05-14Подача