Изобретение относится к измерительной технике, предназначенной для слежения и контроля за работой аккумуляторов. Преимуш,ественная область его применения - электропогрузчики, электромобили, электротягачи и другие средства транспорта, в которых используются аккумуляторы.
Известно устройство для определения остаточной емкости аккумуляторной батареи, содержащее электрический счетчик с шунтом, включенным в цепь аккумулятора, и полупроводниковый диод 1. Однако это устройство дает ложные показания, если аккумуляторная батарея получила не полный заряд, т. &. по1казаиия устройства будут з.а1висеть от начального состояния батареи, во-вторых, устройство требует периодической и сложной установки на «нуль. В-третьих, устройство не связано с вольт-амперной характеристикой батареи и, следовательно, не отражает режима работы электрооборудования. Оно регистрирует амПе1р-часы и -его показания «е изменяется, если произойдет, например, короткое замыкание в нескольких аккумуляторах батареи .
Известно также устройство для измерения запаса электричесхой энергии аккумуляторов 2, KOToipoe следует сч итать прототипом изобретения. Оно содержит резисторы, стабилизаторы, стабилитрОН, стрелочный прибор, с помощью которых образуются две цепи, токи в которых пропорциональны напряжению батареи и .напряжению на измерительном шунте. Однако это устройство воспроизводит
вольт-амперную (внешнюю) характеристику с постоянным наклоном, т. е. характеристику, соответствующую только одному из возможных состояний разряженности. Это приводит к тому, что погрешность прибора возрастает
с ростом тока нагрузки и увеличением разряженности батареи. Поэтому в диапазоне малыХ уровней запаса эне1ргии батареи т. е. там, где точность показаний прибора особенно необходима, она резко уменьшается. Во-вторых,
из-за простого суммирования токов шкала прибора имеет большую неравиомериость, что затрудняет его эксплуатацию.
Целью изобретения является уменьщение погрешности показаний и улучшение равномерности шкалы устройства.
Указанная цель достигается тем, что в плечо мостовой схемы устройства, противоположное плечу со стабилитроном, включен полупроводниковый диод. Нелинейная ветвь с этим диодом является опорной и уменьшает ту часть погрешности в показаниях стрелочного прибора, которая возникает из-за непараллельности вольт-амперных (внешних) арактеристик аккумуляторной батареи.
На фиг. 1 показана принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 2 - график напряжения батареи в зависимости от тока при разных уровнях оставшейся энергии, выраженной в процентах от полной заряженности.
Устройство состоит из резистора 1 и диода 2, включенных между собой последовательно и подсоединенных к аккумуляторной батарее 3 с резистором 4 параллельно. Электроизмерительный прибо;р 5 через резистор б подключен к шунту 7. Кроме того, прибор 5 через стабилитрон 8, зашунтированный резистором 9, присоединен последовательно с резистором 10 к отрицательной клемме батареи. Нагрузка 11 батареи включена последовательно с шунтом 7 и параллельно цепи из резисторов 6, 9 и 10.
После включения аккумуляторной батареи стрелочный прибор регистрируют сумму двух токов, один из которых пропорционален току нагрузки, а второй напряжению батареи. Это второе слагаемое из-за нелинейной характеристики диода нелинейно связано с напряжечием батареи и компенсирует погрешности в показаниях стрелочного прибора 5, обусловленпые непараллельностью вольт-амперных (внешних) характеристик аккумуляторной батареи с разными уровнями запаса энергии.
Введение в измерительную систему устройства нелинейного элемента - полупроводникового диода - в значительной степени снижает его погрешности, обусловленные непараллельностью вольт-амперных (внешних) характеристик аккумуляторных батарей. Это способствует увеличению срока службы аккумуляторных батарей и увеличению производительности труда на электропогрузчиках и электромобилях.
Формула изобретения
Устройство для измерения запаса электрической энергии аккумулятора, содержащее мостовой измеритель, состоящий из резисторов, стабилитрона и стрелочного прибора, включенного в диагональ моста, отличающеес я тем, что, с целью уменьшения погрешности показаний и улучшения равномерности шкалы прибора, в плечо моста, противоположное плечу со стабилитроном, включен полупроводниковый диод.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авт. св. № 167556, кл. Н 01М 45/06, 1963.
2.Авт. св. Болгарии № 10410, кл. Н 01М 45/06, 1963.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля степени разряженности аккумуляторной батареи | 1982 |
|
SU1045316A1 |
Устройство для контроля степени заряженности аккумуляторной батареи | 1979 |
|
SU783719A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2012 |
|
RU2521538C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2015 |
|
RU2604206C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2002 |
|
RU2231888C2 |
Устройство для заряда аккумуляторных батарей | 1990 |
|
SU1741225A1 |
Устройство для контроля степени заряженности свинцовой кислотной аккумуляторной батареи | 1989 |
|
SU1720109A1 |
Устройство для контроля величины электрического сопротивления рельсовых стыков | 1974 |
|
SU744366A1 |
Устройство для измерения квазипиковых напряжений | 1977 |
|
SU684457A1 |
Устройство для заряда герметичного аккумулятора | 1982 |
|
SU1070645A1 |
5ат.
mm
Авторы
Даты
1976-12-30—Публикация
1970-06-02—Подача