УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ Советский патент 1939 года по МПК G01B7/14 

Описание патента на изобретение SU55273A1

Весьма часто электрическим двигателям приходится работать в таких условиях, когда шум самого электродвигателя или передач или исполнительных органов рабочих машин не дает возможности своевременно услышать задевание ротором статора.

Работа трения ротора о статор преобразуется в тепло, которое концентрируется на весьма ограниченной площадке и уже после нескольких десятков секунд создает на этой площадке нагрев, достигающий нескольких сот градусов. Теплопроводность слоеного железа статора или ротора в аксиальном направлении весьма невелика и это добавочно способствует концентрации нагрева на площадке трения. Высокий нагрев этой площадки приводит к местному разрушению изоляции в пазу этой площадки, а затем к витковым соединениям и пробоям на корпус.

Случаи аварий по этой причине электрических машин, и в том числе весьма крупных, не единичны, и суммарная мощность машин, терпящих аварии по указанной причине, измеряется тысячами киловатт ежегодно.

Подавляющему большинству подобных аварий электрических машин предшествует нарушение равномерности зазора. Чрезмерное прогибание вала или чрезмерный износ цапфы вала, плавление баббита вкладыша или ослабление крепления у корпусов подшипников, перекосы в установке ротора или его неправильное сопряжение с ременной или иной передачей - всем этим и многим другим опасным состояниям, грозящим аварией электрической машине, сопутствует нарушение равномерности зазора, и именно через неравномерность зазора эти опасные состояния могут поэтому быть заблаговременно замечены и своевременно устранены.

В наиболее опасных по зазору условиях работают асинхронные машины, поскольку природа этих машин характеризуется минимальными возможными зазорами. Поэтому случаи задевания ротором статора здесь встречаются наиболее часто. Отсюда понятно, что дистанционный контроль зазора у этих машин без их останова и разборки, т.е. на ходу, при обретает особенно большое значение.

Актуальность такого контроля зазора велика еще и потому, что такой контроль дает возможность надежно проектировать крупные асинхронные машины с зазорами меньше принятых в настоящее время. Именно из-за опасного и невидимого уменьшения зазора, которое однажды может случиться в одном месте всей дуги или всей окружности статора, приходится теперь навсегда задавать увеличенный зазор машине, чем снижается коэфициент мощности машины.

Однако, даже если зазор, выверенный щупом, установлен равномерным в покое, то после пуска машины эта равномерность существенно нарушается следующими факторами: а) натяжение ремня или другие радиальные силы, действующие на вал машины от передач; б) весовой эксцентриситет ротора; в) силы трения в подшипниках машины.

Все эти и другие факторы смещают ось вращения ротора и существенно искажают достигнутую в покое центровку ротора относительно статора.

Из этого вытекает очевидная рациональность измерительного устройства, которое позволило бы наблюдать зазор не в покое, а в работе машины и на любом расстоянии от нее.

Из литературы известны измерительные устройства подобного назначения, основанные на использовании измерительных индуктивных контуров, заложенных в пазы статора и включенных на измерительный прибор.

Предметом настоящего изобретения является подобное измерительное устройство, которое от 1 известных отличается тем, что в нем, с целью уменьшения числа проводников, идущих от контуров к клеммной коробке, и защиты измерительной цепн от высоких потенциалов при электрическом сообщении с основной обмоткой, контуры соединены по схеме звезды и общая точка их электрически соединена с корпусом машины.

Сущность изобретения поясняется схематическим чертежом, на котором фиг. 1 изображает расположение индуктивных контуров в машине, выполненное согласно изобретению, а фиг. 2 - внешний вид переключателя контуров.

В пазах статорного пакета S укладываются проводники А из обычного изолированного провода минимального сечения, например, в 1 мм2. Эти проводники соединяются в контуры А1, А2 … A4, каждый из коих охватывает полюсное деление или часть его.

При работе машины каждый из контуров будет пронизываться определенным количеством магнитных линий и в контуре будет индуктироваться э.д.с.

Если теперь зазор в машине под действием каких угодно причин начнет изменяться на том именно участке дуги или окружности статора, где заложен в пазах указанный контур, то за таким местным изменением зазора немедленно последует и местное изменение потока Ф, пронизывающего контур, а именно: при уменьшении зазора поток, по общеизвестному закону магнитной цепи, увеличится, а при увеличении зазора поток уменьшится. Вместе с потоком будет меняться и э.д.с. Это будут местные изменения э.д.с, соответствующие местным же изменениям магнитного потока, которые, в свою очередь, обусловлены местными изменениями зазора, являющегося самым крупным слагаемым общего магнитного сопротивления цепи для потока Ф.

Отсюда ясно, что если включить в цепь контура надлежащий вольтметр, то изменения в показаниях вольтметра во время работы машины будут при прочих равных условиях в некотором масштабе отображать собой изменения в зазоре, происходящие на этом участке дуги или окружности статора.

Если разместить, как показано на чертеже, по дуге или окружности статора несколько контуров с надлежащей расстановкой их друг от друга, в зависимости от диаметра и длины машины, то, приключая поочередно эти контуры посредством переключателя к надлежащему вольтметру, получается возможность дистанционного измерения, наблюдения или регистрации изменений зазора на разных участках всей дуги или окружности статора. Для такого контроля зазора в электрической машине совершенно нет даже надобности градуировать шкалу вольтметра на доли миллиметра зазора. Равенство, э.д.с. всех одинаковых контуров одного и того же статора, т.е. равенство показаний вольтметра, поочередно приключаемого через переключатель к этим контурам, будет свидетельствовать о равномерности зазора на участках, охватываемых этими контурами. Наоборот, неравенство указанных э.д.с., фиксируемое вольтметром, будет свидетельствовать о неравномерности зазора.

Для защиты измерительных контуров от высоких потенциалов основной обмотки статора или повреждения изоляции этой обмотки, предусматривается, согласно изобретению, соединение между собой каждого одного конца всех контуров в общую звезду, присоединяемую к клемме, контактирующей с корпусом статора. Так как последний обязательно заземляется, то таким образом все контуры оказываются, защищенными от высокого напряжения обмотки статора.

Указанным соединением контуров в звезду достигается, кроме того, уменьшение числа проводов, отходящих к переключателю, и упрощение самого переключателя.

Для избежания ошибок в размещении концов контуров на переключателе, предусматривается со стороны одного из торцов корпуса машины, как показано на фиг. 1, отдельная клеммная коробка М с контактами, положение которых точно соответствует положению заложенных в машине контуров. Так, например, к клемме а1 внизу присоединен конец контура А1 внизу статора, к клемме a3 вверху присоединен конец контура A3 вверху статора и т.д., а к клемме в центре присоединена звезда контуров, электрически соединенная через эту же клемму с корпусом статора, в то время, как клеммы al, а2, а3, а4 изолированы от корпуса машины.

Поворотная ручка переключателя К может быть снабжена стрелкой Т, показывающей положение каждого данного контура на дуге или окружности статора. Преимущество такой формы выполнения прибора состоит в том, что место измерения зазора в машине, а также место и знак обнаруженной вольтметром неравномерности зазора непосредственно указывается положением стрелки переключателя.

Для ответственных машин можно предусмотреть автоматический контроль зазора посредством вращения ручки вольтметрового переключателя пристроенным к ней часовым механизмом на скорость, примерно, 1 оборот в 2 минуты.

Кроме того, для ответственных машин, при образовании чрезмерной неравномерности зазора, можно предусмотреть автоматическое их отключение посредством воздействия возросшего напряжения на клеммах вольтметра через электрическую цепь на автоматический выключатель машины.

Наконец, для ответственных машин, при образовании у них чрезмерной неравномерности зазора, можно предусмотреть приведение в действие световой или звуковой сигнализации, реагирующей на определенное повышение напряжения через электрическую цепь, связывающую эту сигнализацию с клеммами вольтметра.

Предлагаемый способ измерения и контроля зазора в электрической машине на ходу и на произвольном расстоянии применим к следующим типам электрических машин крупных габаритов.

1. Асинхронные двигатели и асинхронные генераторы.

2. Синхронные двигатели и синхронные генераторы.

3. Гидрогенераторы.

4. Турбогенераторы.

5. Электрические приводы по авторскому свидетельству №42629 и т.д.

Для синхронных машин, обмотки статоров которых имеют несколько параллельных ветвей, каждая из которых охватывает лишь часть окружности статора, измерительные контуры, наряду с ролью предохранителей машины от задевания ротором статора, одновременно, будут использованы для предупреждения уравнительных токов, появляющихся в указанных машинах при нарушении равномерности зазора.

Размещение измерительных контуров в машине и подбор необходимого для них вольтметра и переключателя возможно выполнить наилучшим образом для каждой данной конкретной электрической машины.

Для всех контуров может быть установлена на. подходящем месте машины специальная клеммная коробка весьма низкого напряжения, откуда уже могут быть даны в общей трубке пронумерованные соединительные провода к переключателю с вольтметром на щите или моторном ящике или в другом подходящем месте рядом с амперметром и другими приборами, установленными для контроля работы данной машины.

Предлагаемое устройство имеет значение не только в эксплоатации для предохранения от аварий указанных типов крупных электрических машин, но и для разнообразных исследований, конечным результатом которых должны явиться более правильные исходные условия для проектирования более совершенных элементов конструкции рассматриваемых типов машин, как например, станины, валы, подшипники и другие детали, влияющие на равномерность зазора электрической машины.

Похожие патенты SU55273A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 1938
  • Фридкин П.А.
SU55267A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 1938
  • Фридкин П.А.
SU56725A1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОБРАЩЕННЫЙ ВЕТРОГЕНЕРАТОР 2006
  • Жердев Игорь Александрович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Фисенко Валерий Григорьевич
RU2331792C2
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 1993
  • Кабанов И.Д.
  • Дорм А.Г.
  • Епишков Н.Е.
  • Ужва И.Н.
RU2088030C1
Устройство для проведения лабораторных работ по электротехнике 1984
  • Паршинцев Николай Васильевич
  • Бубело Виль Власович
  • Чекаев Ахметриза Гисметович
  • Никулин Игорь Вениаминович
SU1211799A1
СПОСОБ ФАЗИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1971
SU309317A1
Устройство для измерения воздуш-НОгО зАзОРА 1979
  • Бабаджанян Паргев Арташевич
  • Калугин Борис Никитович
  • Козлянинов Тимофей Петрович
  • Федоров Игорь Сергеевич
  • Андреев Вадим Григорьевич
SU800616A1
Электрическая машина 1978
  • Свечарник Давид Вениаминович
SU748707A1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2020
  • Тришин Олег Михайлович
  • Скоморох Виктор Григорьевич
  • Канюка Андрей Петрович
  • Верецун Виталий Дмитриевич
RU2737316C1

Иллюстрации к изобретению SU 55 273 A1

Формула изобретения SU 55 273 A1

1. Устройство для измерения воздушного зазора в электрических машинах переменного тока во время работы с применением измерительных индуктивных контуров, расположенных на статоре и включенных на измерительный прибор, отличающееся тем, что, с целью уменьшения числа проводников, идущих от контуров в клеммной коробке, и защиты измерительной цепи от высоких потенциалов при электрическом сообщении с основной обмоткой, контуры соединены по схеме звезды и общая точка их электрически соединена с корпусом машины.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что контуры заложены в аксиальные вентиляционные каналы статора, в которых отсутствуют проводники основной обмотки статора.

SU 55 273 A1

Авторы

Фридкин П.А.

Даты

1939-07-31Публикация

1938-08-11Подача