Изобретение относится к системе зарядки аккумуляторных батарей, используемых, з частности, в качестве источника питания на транспортных средствах.
Известны устройства для заряда аккумуляторной батареи от трехфазного генератора переменного тока, содержащие трехфазный двухполупериодный выпрЯМитель и систему регулирования напряжения для изменения степени возбуждения генератора, с целью поддержания определенного значения напряжения на зажимах акКумуляторной батареи, используюигей переключающую транзисторную схему.
Известно таКже устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее синхронный генератор, заряжающий батарею, регулятор напряжения генератора, выходной теристор которого соединен последовательно с вращающейся обмоткой возбуждения генератора, и систему для обеспечения отпирания тиристора при напряжении батареи ниже определенной величины. Однако известные устройства не обеспечивают необходимой стабильности выходного напряжения генератора.
В предлагаемом устройстве для повыщения стабильности выходного напряжения генератора обмотка возбуждения генератора подключена к цепи питания через пару контактных колец, одно из которых выполнено прерывнстым и служит механ;1чески средством для периодического и синхронного с вращением обмотки возбуждения разрыва цепи аиод - катод тиристора. Ири этом для умеяьщения искрения в зазоре прерывистого контактного кольца обмотка возбуждения генератора щунтирована диодом.
На чертеже изображена схема предложенного устройства.
Устройство содержит синхронный генератор / со статорной обмоткой, обеспечивающей энергией через диоды 2 и 3 положительную и отрщательную питающие линии 4, 5, между которыми подключена батарея 6 транспортного средства. Линия 5 заземле та. Генератор также обеспечивает энергией через три дополнительных диода 7 питающую 8, которая подсоединяется к положительному выводу батареи через лампу предупреждения (сигнальную лам-пу) 9 и выключатель зажигания 10 транспортного средства, соединенные последовательно.
Ге; ератор содержит обмотку возбуждения //, один конец-которой подсоединен через контактное кольцо 12 к линии 8, а другой конец через контактное кольцо 13 присоединен к аноду тиристора 14, катод которого подключен ;: линии 5. Обмотка // щунтируется диодом рециркуляц: : 15, и по крайней мере одно из контактных колец разорвано. На чертеже .контактное кольцо 13 показано с разрывом. Линия 8 присоединяется к линии 5 через резистор 16, а цепь анод- катод тиристора 14 шунтируется резистором 17.
Устройство содержит резисторы 18, 19, соединенные последовательно между пололг;тельным выводом батареи 6 и линией 5. Место соединения резисторов 18 и 19 подключается чер-ез зенерозский диод 20 и резистор 21 к линии 5, а место соединения резистора 21 м зенсровского диода 20 подсоединяется к базе транзистора п-р-п 22, коллектор которого через резистор 23 связан с положительным вЫВодом батареи и через резистор 24 - с линией 5. Дополнительное подключение осуществляется от коллектора траизистора 22 к управляющему электроду тиристора 14.
При разомкнутом выкдючателе зажигания 10 ток может протекать через резистор 23 и цепь: управляющий электрод-катод т;1ристора 14, но этот ток небольшой, и тиристор 14 не проводит. Когда выключатель зажигания 10 замкнут, ток протекает через выключатель, лампу 9, затем через обмотку // и тиристор 14 к линии 5. Лампа 9 загорается, и создается лерво.начальное возбужденне для об-мотки //. Если генератор остановился с разрывом в контактном кольце 13, ра.сположеннОМ напротив щетки, сцепленной с этим кольцом, то ток не Может протекать через тиристор 14, но лампа 9 загорается благодаря току через резистор 16. При иопытке запуска двигателя угловое перемещеиие контактного кольца 13 обеепечивает требуемое первоначальное возбуждение обмотки 11.
При работе гетшратора потенциал на линии 8 приблизительно равен потенциалу на положительном выводе батареи 6, в результате чего лампа предупреждения 9 гаенет. Ток теперь подается к обмотке // от линии 8. Пока напряжение на батарее 6 ниже определенной величины, ток продолжает протекать через резистор 23 к цепи: управляющий электрод- катод тиристора 14, а тиристор 14 проводит до тех пор, пока контактное кольцо 13 не
прервет подачу к аноду тиристора 14. что вызывает отключение тиристора 14. Однако ток продолжает протекать в обмотке // благодаря диоду 15, а дополнительное угловое
перемещение конт.актного кольца 13 вновь восстана1вливает цепь к аноду тиристора 14, который снова включается. Если напряжение батареи поднимается выше определенной величины, то зенеровокий диод 20 включает траизистор 22, устраншв вентильный ток (ток управляющего электрода) у тиристора 14. После отключения вентильного тока тиристора 14 в последующий момент времени, когда цепь к аноду тиристора прерывается, последний отключается и не -включается снова, когда цепь его анода вновь восстанавлнвается.
Паличие резистора 17 не обязательгю. ои включается для гарантироваиня, что любая утечка тока через зазор в контактном кольце
13 не сохранит т)1ристор 14 проводящим.
Фор м у л а изобретения
1.Устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее синхронный генератор,
заряжающий батарею, ретулятор напряжения генератора, выходной тиристор которого соединен последовательно с вращающейся обмоткой возбуждения генератора, и систему для
обеспечения тока отпирания тиристора при иапряжеиии батареи ниже определенной величины, отличающееея тем, что, с целью повыщения стабильности выходного напряжения генератора, обмотка его возбуждения подключена к цепи питания через пару контактных колец, одно из которых выполнено прерывистым и служит механическим средством для периодического и синхронного с вращением обмотки возбуждения разрыва цепи анод-
катод тиристора.
2.Устройство по п. 1, отличающееея тем, что, с целью уменьщения иекрения в зазоре прерывиетого контактного кольца, об.мотка возбуждения генератора щунтирована диодом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тяговый электропривод автономного транспортного средства | 1980 |
|
SU1125144A1 |
Регулятор тока возбуждения для электромашинных генераторов | 1974 |
|
SU536586A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1981 |
|
SU1007176A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ДИЗЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2062713C1 |
Способ восстановления слабосульфатированной аккумуляторной батареи и система для его осуществления | 1988 |
|
SU1727179A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ | 1989 |
|
RU2007304C1 |
РЕВЕРСНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛЕБЕДКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2115217C1 |
Устройство управления тяговым приводом электроподвижного состава | 1980 |
|
SU1004167A1 |
Регулятор напряжения для генераторов переменного тока | 1971 |
|
SU439054A1 |
Тяговый электропривод автономного транспортного средства | 1987 |
|
SU1495158A1 |
Авторы
Даты
1977-06-25—Публикация
1973-08-02—Подача