1
Изо.б|ретеНИе относится к области электротехники.
Известны системы возбуждения для синхронных электрических машин, в которых для возбуждения используется энергия основной и третьей гармоник поля, выделенных дополнительной якорной обмоткой. Путем выделения третьей гармоники достигается эффект компаундирования при коротких замыканиях 1. Однако такие системы возбуждения сложны по конструкции и имеют повышенные масса-габаритные показатели.
Наиболее близкой к изобретению по технической суп,ности является система возбуждения для синхронной электрической машины, содержаш.ая обмотку возбуждения, один из выводов которой подключен через тиристоры к дополнительной многофазной якорной обмотке, а другой вывод обмотки возбуждения соединен с нулевой точкой якорной обмотки 2. В нормальном режиме работы обмотка возбуждения питается от трехфазного выпрямителя. При коротких замыканиях обмотка возбуждения питается от гармоник напряжения нечетного порядка. Однако эта система возбуждения недостаточно надежна, что обусловлено невозможностью регулирования тока возбуждения при коротких замыканиях и отсутствием форсированного гашения.
Целью изобретения является новышение надежности системы возбуждения. Это достигается тем, что предлагаемая система возбуждения снабжена дополнительными тиристорами, один из которых включен между вторым выводом обмотки возбуждения и фазой дополнительной якорной обмотки, два других тиристора соединены последовательно и включены между выводами обмотки возбуждения, а нулевая точка дополнительной якорной обмотки включена между двумя указанными тиристорами.
На чертеже дана припциниальпая схема описываемой системы возбуждения.
Фазы дополнительной якорной обмотки 1 через тиристоры 2-4 подключены к одному выводу обмотки 5 возбуждения. Дополнительный тиристор 6 соединяет другой вывод обмотки возбуждения с фазой якорной обмотки, а тиристоры 7 и 8 соединяют выводы обмотки возбуждения. Между тиристорами 7 и 8 включена нулевая точка якорной обмотки 1. Управление тиристорами 2-4 и 6-8 осуш,ествляется от системы 9 управления.
Система возбуждения работает следующим образом.
При нормальной работе синхронной машины обмотка 5 возбуждения питается через тиристоры 2-4 и 7 от дополнительной якорной обмотки 1. Коррекция напряжения синхронной машины при изменении режима работы обеспечивается воздействнем системы 9 управления на тиристоры 2-4 и 7 путем регулирования их угла зажигания. В режимах короткого замыкания обмотки якоря напряжение основной частоты в дополнительной якорной обмотке 1 исчезает, соответственно исчезает и возбуждение.
При коротком замыкании генератора благодаря реакции Я:коря поток машины содержит увеличенную долю нечетных гармоник, которые наводят напряжение в фазе дополнительной якорной обмотки 1. Это напряжение выпрямляется тиристорами 4, 8, 7 и 6 и обеспечивает питание обмотки возбуждения. Ток возбуждения в режиме короткого замыкания регулируется путем открытия угла зажигания тиристоров. Гашение поля при внутренних коротких замыканиях генератора осушествляется тиристорами 4, 8, 7 и 6, а в остальных случаях - тиристорами 2-4 и 7 методом инвертирования.
Формула изобретения Система возбуждения для синхронной электрической машины, содержащая обмотку возбуждения и дополнительную многофазную якорную обмотку, подключенную через тиристоры к одному выводу обмотки возбуждения, другой вывод которой соединен с нулевой точкой якорной обмотки, отличаюш,аяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными тиристорами, один из которых включен вторым выводом обмотки возбуждения и фазой дополнительной якорной обмотки, два других тиристора соединены последовательно и включены между выводами обмотки возбуждения, а нулевая точка дополнительной якорной обмотки включена между двумя указанными тиристорами.
0Источники информации, принятые
во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство № 321189, кл. Н 02Р 9/14, 1974.
2. Патент США № 3025450, кл. 322-28, 1962.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронная электрическая машина с самовозбуждением | 1978 |
|
SU783915A1 |
Электрическая машина переменного тока | 1973 |
|
SU566292A1 |
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1996 |
|
RU2130229C1 |
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА С ВОЗБУЖДАЕМЫМ ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ СИНХРОННЫМ ГЕНЕРАТОРОМ | 2007 |
|
RU2414046C2 |
Система энергоснабжения | 1982 |
|
SU1099375A1 |
Система возбуждения для синхронной машины | 1980 |
|
SU868964A1 |
Способ управления возбуждением бесщеточной электрической машины и устройство для его осуществления | 1979 |
|
SU974544A1 |
Устройство защиты якорной обмотки машин переменного тока от коротких замыканий | 2021 |
|
RU2766958C1 |
АВТОНОМНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1993 |
|
RU2053143C1 |
Устройство для возбуждения синхронной машины | 1976 |
|
SU661708A1 |
Авторы
Даты
1977-09-15—Публикация
1975-12-25—Подача