Способ проведения ресурсных испытаний теплообменника Советский патент 1977 года по МПК G01M13/00 F28F13/10 

Описание патента на изобретение SU574657A1

теплообменника соответственно на уровне максимальной рабочей температуры и на уровне температуры потока, продувающего другую полость. Такой способ проведения ресурсных испытаний теплообменника позволяет воспроизводить весь спектр основных переменных эксплуатационных нагрузок. К этим нагрузкам относятся нагрузки, обусловленные вибрапией самолета, скачкообразными повышениями давления и пульсацией температуры рабочей среды при переходе с одного режима на другой; при взлете самолета, при посадке, наборе высоты и т. д. Таким образом, количество циклов периодического скачкообразного повыпления давления до максимальпой рабочей величины в горячей полости теплообменника с периодической сменой температурных режимов от температуры продувочного потока до максимальной рабочей и обратно может служить критерием количественной оценки ресурса теплообменника. В связи с тем, что теплообменники систем кондиционирования воздуха самолетов работают в условиях нестационарных нагрузок, их необходимо испытывать при программном нагружеиии, воспроизводящем спектр наиболее характерных эксплуатационных нагрузок, чередующихся в определенной последовательности, устанавливаемой при летных испытаниях для каждого типа самолета (скачкообразное повыщение давления рабочей среды, температурные режимы, расход рабочей среды и уровень вибрационных нагрузок). На чертеже представлена комбинированная схема установки для проведения ресурсиых испытаний теплообменника. Установка включает линию А горячего воздуха и линию Б продувочного воздуха и содержит вибростенд i и электрический пульт с программным устройством 2. Для подачи горячего воздуха на вход горячей полости теплообменника 3 служит линия А горячего воздуха, в которую включены источник 4 питания, регулируемая заслонка 5, электрический подогреватель 6, два отсечных регулятора 7 и 8, которые управляются электромагнитными клапанами 9 и 10, и регулируемая заслонка 11 на выходе из горячей полости теплообменника 3. Линия Б продувочного воздуха включает источник 12 пневмопитания и две регулируемые заслонки 13 и 14 соответственно на входе и выходе в продувочную полость теплообменника 3. Испытуемый теплообменник 3 крепится через переходные детали 15 на столе вибростенда так, как и на объекте применения (способ крепления, материалы трубопроводов и фланцев, их толщины, типы температурных компенсаторов и т. д. те же, что и в условиях эксплуатации). В линии А горячего воздуха входной и выходной фланцы теплообменника 3 крепятся через температурные компепсаторы 16 и 17. 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 В линии А горячего воздуха заслонка 5 служит для поддержания расхода воздуха через подогреватель 6, отсечной регулятор 7- для стравливания горячего воздуха в атмосферу с целью циклического (запрограммированного) изменения температурных режимов теплообменника 3, а отсечной регулятор 8 - для запрограммированного периодического скачкообразного повышения давления на входе горячего потока. Заслонка И на выходе горячего воздуха автоматически поддерживает заданный расход на всех режимах испытаний. В линии Б продувочного воздуха две регулируемые заслонки 13 и 14 автоматически поддерживают заданный расход воздуха через продувочную полость в режиме нагревания теплообменника 3, и в режиме охлаждения. Работа стенда происходит следующим образом. Испытуемый теплообменник 3 совершает возвратно-поступательное движение под действием привода вибростенда 1. Испытания проводятся на фиксированных частотах нагружения, выявленных как наиболее опасные при проведении испытаний на виброустойчивость. Одновременно включается продувочный воздух с автоматически поддерживаемым заслонками 13 и 14 расходом и горячий воздух с запрограммированным расходом, поддерживаемым регулируемыми заслонками 5 и И и запрограммированными периодическими скачкообразными повышениями давления на входе горячего воздуха в теплообменник 3 до максимальной рабочей величины, осуществляемыми открытием и закрытием проходного сечения отсечного регулятора 8, при этом отсечной регулятор 7 закрыт, т. е. происходит процесс нагревания теплообменника 3. После стабилизации температуры поверхности теплообменника 3 на уровне максимальной рабочей температуры рабочей среды переходят на режим охлаждения. По сигналу с электрического пульта 2 отсечной регулятор 7 открывается и стравливает горячий воздух в атмосферу; при этом линия Б продувочного воздуха остается включенной, а заслонками 13 п 14 обеспечивается расход воздуха через теплообменник 3, необходимый для его быстрого охлаждения. После стабилизации температуры поверхности теплообменника 3 на уровне температуры продувочного воздуха цикл заканчивается, и все повторяется снова. Программа испытаний составляется по результатам летных испытаний путем исключения незначительных пульсаций давления и температуры рабочей среды, а также гладких (стационарных) режимов и, таким образом, содержит максимальные и характерные циклы нагружения, многократно повторяющиеся в условиях эксплуатации, т. е. содержит периодические скачкообразные повышения давления рабочей среды до максимальной рабочей величины в горячей полости теплообменника и периодическую смену температурных режимов от температуры продувочного потока до максимальной рабочей, и обратно. Количество этих повторных циклов за гарантийную наработку определяется по формуле

Т

.„

/V„ .

Лц,

Р

мнн

где Р„„-минимальное время одного рейса; Лц - максимально возможное количесто циклов, повторяющихся за один рейс:

TI..,,--гарантийная наработка или ресурс до первого ремонта. Данный способ проведения ресурсных испытаний теплообменника позволяет проводить испытания высокотемпературных теплообменников в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, а также имитировать различные режимы работы теплообменников и своевременно выявлять недостатки конструкции.

Формула изобретения

Способ проведения ресурсных испытаний теплообменника путем продувки воздушными

потоками обеих его полостей в условиях вибронагрузок, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности проведения испытаний высокотемпературных теплообменНИКОВ в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, продувку горячей полости ведут при периодическом скачкообразном повышении давления до максимальной рабочей величины с периодической сменой температурных режимов от температуры потока, продувающего другую полость, до максимальной рабочей, и обратно, а продолжительность каждого периода ограничивают временем стабилизации температуры поверхности теплообменника соответственно на уровне максимальной рабочей температуры и на уровне температуры потока, продувающего другую полость.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 194384, кл. G 01М 13/00, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 308326, кл. G 01М 13/00, 1971.

Похожие патенты SU574657A1

название год авторы номер документа
Стенд для проведения ресурсных испытаний теплообменника, регулятор скорости изменения температуры потока и способ проведения ресурсных испытаний теплообменника 1988
  • Абросимов Ю.Н.
  • Воронин В.Г.
  • Никулин В.В.
  • Романов В.К.
  • Солтайс Э.А.
  • Щербаков А.В.
SU1614629A1
Способ проведения ресурсных испыта-Ний ТЕплООбМЕННиКА и СТЕНд дляЕгО ОСущЕСТВлЕНия 1979
  • Салугин Владислав Кузьмич
SU800590A1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА НА САМОЛЕТЕ 1997
  • Дмитриев Ю.Г.
  • Никифоров А.Н.
  • Шерр А.С.
RU2170192C2
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЗДУХА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1992
  • Омельченко Николай Иванович[Ua]
  • Эрастов Евгений Владимирович[Ua]
  • Донцов Владимир Александрович[Ua]
RU2084378C1
Система кондиционирования воздуха летательного аппарата на основе электроприводных нагнетателей и реверсивных парокомпрессионных холодильных установок 2017
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Мухин Александр Александрович
RU2658224C1
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЗДУХА ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ТУРБОРЕАКТИВНЫМ ДВУХКОНТУРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2005
  • Цюрук Константин Константинович
RU2301178C2
Стенд для натурных испытаний уплотнений подвижных соединений Л.В.Карсавина - В.И.Никитушкина 1989
  • Карсавин Лев Владимирович
  • Никитушкин Виктор Иванович
  • Кузьмин Георгий Кузьмич
  • Карсавин Сергей Львович
  • Толчинская Алевтина Владимировна
SU1657994A1
Энергоёмкая система кондиционирования воздуха для воздушного судна 2023
  • Будников Сергей Леонидович
  • Лихачев Игорь Викторович
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Царьков Игорь Александрович
  • Тищенко Игорь Валерьевич
  • Чижиков Владимир Евгеньевич
RU2807448C1
Система подготовки воздуха наддува гермокабины самолёта на основе парокомпрессионных холодильных установок с вторичным теплоносителем 2018
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Чекин Андрей Юрьевич
RU2686609C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Тятинькин Виктор Викторович
  • Суворов Александр Витальевич
  • Кузьмин Антон Алексеевич
  • Гигин Александр Сергеевич
RU2682758C1

Иллюстрации к изобретению SU 574 657 A1

Реферат патента 1977 года Способ проведения ресурсных испытаний теплообменника

Формула изобретения SU 574 657 A1

SU 574 657 A1

Авторы

Костырев Борис Константинович

Кривоногов Игорь Николаевич

Мартынов Вениамин Сергеевич

Салтайс Эдуард Александрович

Скотников Петр Алексеевич

Даты

1977-09-30Публикация

1975-07-10Подача