Изобретение относится к устройствам дл покрытия1 например, оптических систем, в частности, тепеск-опов, работающих на откры том воздух© и подвергйощихся значительным динамическим нагрузкам. Известны устройства для покрытия оптических систем. Таково, например,Покрытие оптических систем и приборов, в котором приводное устройство выполнено с поворотным рычагом, на оси которого смонтированы подъемные балки, шарнирно соединенные с одной из сторон опорной части купола, противоположная сторона которого выполшна с. ходовыми колесами, установленными с эозможностью подъема в процессе движения (супопа по наклонной плоскости Hl. Одним из недостатков существующего уст ройства является наличие больших знакопере менных моментов, возникающих при подъеме купола от действия его веса, которые устраняются с помощью сложной системы ры чагов и противовесов, что ведет к увеличению веса и стоимости покрытия и снижению надежности его работы, Следует также отл/ютить, что хотя покрытие вышеуказанного типа и обеспечивает высокую степень обзора, однако, оно нэ защищает оптическую систему от ветровых нагрузок, что снижает коэффициент использования оптической системы по времени. Кроме того, известно покрытие 6-дюймового телескопа, находящегося в обсерватории Висконсинекого университета. Это покрытие представляет собой рассеченный купол. Причем одна часть купола больше другой и может поворачиваться о тносительно нее 2J, Таким образом, для наблюдений момэт быть открыта только половина неба. Например, при наблюдении за объектом, траектория которого известна, можно выставить купол так, чтобы проекция траектории проходила по оси симметрии щели, и при этом наблюдать объект до зетшта, а для дальнейших наблюдеигй следует развернуть купол на 180° В течение времени разворота купола объект lie наблюдается. Наиболее близким техническим решением к дaннo y изобретению является устройство в виде купольной крыши для защиты чувстlaiTenbHbiXf Б особенности, оптических инструментов. Это устройство включает состоящий из двух половин сферический купол на приводных колесах, опирающихся на кольцевой рельсовый путь u3j, Недостаток устройства заключатся в том что, как в усповияк действия ветровьи нагрузок, так и при их отсутствии, с те 1юнь обзора оптической системы низка. Кроме того, устройство сложно в изготовлении, так как части разъемного купола выполнены с различными радиусами, Цель изобретения - повышение степени раскрытия оптической системы. Указанная цель достигается тем, что уст ройство снабжено прямоливэйным трехрельсовым путем, крайние рельсы котор рго пересекают кольцевой, путь по хорде, а средний по диаметру, причем в местах пересечения установлены поворотные рельсовые эпементы, попеременно соединяющие репье кольцевого и прямолишйного путей, а канушя по™ повина купола вьшопшна с диакдатром меньше диаметра кольцевого пути и имеет три вращаюшиеся относительно вери кальной оси колеса. Такое выпопнэние устройства обеспечивает повышешю степени раскрытия оптической системы в условиях действия ветровых, на грузок, увеличивает коэффициент использования ее по времени, а таки-се упрощает тех.-, ноп.огию изготовления элементов снстемы, .На фяг, 1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 устройство с сомкнутыми частями купола вид в imajre} нафиг, 3 - то ЖБ,с разомкнутыми частям 1 куполе на фиг. 4 - устройство, в котором одна часть купола отсутствует, об.щий внд| на фяг. 5. - устройство с мшссимально открытой оптической системой при полностью удаленном куполе, общий вид1 на фиг, б и 7 - поворотный рельсовый элемент с установленным на нем ходовым колесом (на фиг. 6 разрез А-А фиг. 7). Предлагаемое устройство выпоте но в ви де разъемного сферического купола, состоящего из двух частей 1 и 2 одинакового ра диуса,- снабженных уплотнениями 3. Каждая часть купола опирается на приводные колеса 4, установлен1Еые с возможностью поворота относительно осей 5, Привод копее 4 может быть любой. Благодаря наличию коле 4 части 1 и 2 купола могут перемещаться по кольцевому рельсовому пути 6, центр которого совпадает с проекцией центра сферического Kynofia на горизонтальную плоскост и по пересекающему его прямолишиному . трехрельсовому пути, cocтoящe ly из наклон ных 7 и горизонтальных 8 участков. Лля обеспечезгшя перемещетмя частей 1 и 2 куп а по кольцевоК{у пути 691 так и по наклонным 7 и горизонтальным 8 участкам прямолИ1«йного трехрельсового пути в местах пересечения установлены поворотные рель.совые элементы 9, попеременно соединяющие рельс кольцевого 6 и прямолинейного грехрепьсово- го путей. О1едует отметить, что радиус кольцевого пути 6 больше радиуса частей 1 и 2 г упола на половину величины зазора, образующегося при максимальном удалении частей 1 и 2 купола от его полярной оси при установке их на кольцевом пути 6, что аожет быть выра.жено следующей формулой: (-R-v)-l где К - радиус кольцевого пути; I - радиус частей купопа| о Еег. эрзорэз образующегося при максим ал 1.ном ynojieiniH частей 1 и 2 купола от его попярной оси или ширина щели, В зависимости от ветровых нагрузок, .действуюишх на оптаческую систему;, заданной степени обзора устройство работает сэтедуюЩ1ГМ образом: В случае отсутствия действия ветровой нагрузки на опп гескую систему для обеспечения спежения за объектом по всей cijiepe, часть 2 С(|йрического icy поп а отводится по наклонным 7 участкам прямопитвйного трехральсового пути и занимает положетше, показанное на фиг,-4ч Л алее перемещается друтая часть 1 купола по кольцевом пути.6 и занимает попоже Еме, изобразкенное на фиг. 4; а затем она отвошггся по пакпонным 7 учаслкам прямолшейного трехрепьсового пути и занимает полод ега1е, иппюстрируемое фиг. 5. В случае слежения ga объектом с известной троэкгорией дви)сем1я при наличии ветровых нагрузок частя 1 и 2 купола переводят- . ся на кольцевой путь 6 (фиг. 3), вследствие чего к-Ежду ними образуется зазор (щель) шириной 8 .Для ос тдествяения слежения щепь ориешируется таким образом, чтобы проекция траектории движения объекта совпадала с осью симметрии щепи. В этом случаэ :ложно наблюдать двп кЕпие объекта шпрерывно от горизонта с одной стороны сферического купоп.а через положение зежта и датее до горизонта с другой стороны купол а. При слежении за обь-ектом, траектория движеиш которого шизвестна в условиях воздействия ветровых нагрузо 1«обходимо установить части 1 и 2 купола на кольцевом пути 6, максимально удалив их от полярной оси, и перемещать по кольцевому пути в разведенном состоянии, силхрон1- зируя их перемещения с перемещением оптического устройства, используемого для наблюдашя за изучаемым объектом. Снабжение устройства прямолинейным трехрельсоБым путем, шресекающим кольцевой дуть, непичие в устройстве поворотных рельсовых элементор, установленных в местах шресечений, попеременно соединяющих репье кшьцевого путк 6 и прямолинейный трехрельоовый путь, установка копес с возможностью поворота относительно своих осей и исполшние копвдевого пути с радиусом, большим радиуса купола на половину величины зазора, образующегося между разведенными частями купола, дают возможност повысить степень раскрытия оптической сиетемы в условиях «действия ветровых нагрузок а также повысить коэффициент испольаовашя ее по времещ. Выпопданне частей разгемного купола с одинаковым радиусом упро ЩШт технологию изготовления элементов сис темы. Формула изобретения Устройство для покрытия, преимущественно, оптических систем, включающее росто-ящий нз двух половин сферический купот на приводных кодесах, ога1рающ«хся на кольцевой рельсовый туть, отличающееся тем, что, с цепью повышения степеш раскрытия оптической системы, устройство снабжено прямопншйным трехрельсовым путем, крайше рельсы которого шресекаюг кольцевой путь по хорде, а средний - по диаметру, причем в шсгах гересечения установлены поворотные рельсовые элементы,, попеременно соединяющие репье кольцевого и прямопиаейного путей, а каждая половина купола выполнена с диаметром меньше диаметра кольиевого пути и икйет тра вращающиеся отноштельно вертикальной ост колеса. Источники кнформшти, принятые во внимание при экошргнае: 1,Авторское свидетельство № 354099 кл. в,7/16, 1971. 2,Хойшр Ож, н Мвддлхёрст Б, Телескоы Иносграиная литература, 1063, , i 3,Патент ФРГ № 2020851, ют, 37а7/16. 970.
Put.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КУПОЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ОПТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ | 2008 |
|
RU2385999C1 |
КУПОЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ОПТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ | 2003 |
|
RU2240401C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 1998 |
|
RU2137890C1 |
КУПОЛ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2009 |
|
RU2397299C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА ТЕЛЕСКОПА И КУПОЛЬНОЕ ПОКРЫТИЕ ТЕЛЕСКОПОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2003 |
|
RU2247417C9 |
Вращающийся купол | 1980 |
|
SU903511A1 |
Подвижное покрытие оптической системы | 1982 |
|
SU1101531A1 |
ПАРУСНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2826961C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ГИБРИДНАЯ ЭЛЕКТРОЗАРЯДНАЯ СТАНЦИЯ | 2012 |
|
RU2534329C2 |
Купол оптических систем | 1980 |
|
SU937657A1 |
Авторы
Даты
1978-04-15—Публикация
1975-10-27—Подача