С целью упрощения системы и повьшгения ее надежности в предлагаемой системе электроснабжения регулируемым постоянкьяч на пряжением, л ругой вывод основной обмотки ле защиты соединен с первьтм вьгоодом обмотк бозбужденТая, а замьжающий контакт реле защиты подключен через диод параллельнсу обмотке реле вклюечвия и включен после, довательно в цепь удерживающей обмотки реле, защиты, причем первый из упомянутьгх выводов основной обмотки реле samlPты соединен с вькодом регулятора напряжения. На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предлагаемой системы электроснабжения. Система электроснабжения содержит электромагнитный генератор 1 переменного тока с силовым выпрямителем 2 в цепи его статорной o6NfOTKH, к одному из вьюодоБ 3 которого служащего .цЬя подключения потре бителя со стороны выпрямленного напряжения, подсоединен вьшод 4 обмотки возбужде НИЯ 5 генератора, регулятор напряжения генератора с блоком для зашиты системь от аварийных режим.ов, которые соединяютс с генератором посредством выводов 6-12, Полупроводниковый регулятор напряисеНИЯ содержит вьтходной транзистор 13, гасящий диод 14, коллекторный резистор 15 усилительного транзистора 16, базовый резистор 17 вьтходного транзистора Iv3, базовый резистор 18 усилительного транзисто ра 16, диод смещения 19, резистор pepaiv ной связи 2О, коллекторный резистор 21 входного транзистора 22, базовый резистор 23 входного транзистора 22, онорньтй стабилитрон 24, дроссель 25, резисторы 26 и 27 входного делителя. Блок для защиты содержит реле включен 28 с зaмыкaющи ш контактами 29, обеспечивающими питание элементов регулятора напряжения, и реле защиты с замыкаюитими Контактами 30 и согласно включенными осяопной обмоткой 31 и удерживающей обмоткой 32, вспомогательного диода 33 и добавочного резистора 34. Система электроснабжения, например автомобиля, работает следующим образом. При включении выключателя 35 на обмотку реле включения 28 через вывод 8 подается напряжение аккумуляторной батареи, KOToparf является затем потребителем, при этом реле включения 28 срабатьтвает к своими кон тактами 29 подключает минусовую цепь регулятора напряжения к минусу генератора 1 и, тем самым,, запитывает все элементы регулятора напряжения, в числе и входгой делитель на дросселе 25 и резистораХ: 26 и 27. Но величины напряжения аккумуляторной батарей оказывается недостато-iHbEvi для пробой стабилитрона 24 и соадания на резисторе 23 потенциала, открывающего транзистор 22, Входной транзистор 22 sa-i крыт, а транзистор 16 и выходной транзистор 13 открыты по наличию на входных резисторах 18 и 17 необходим ьк пугешшалов. Усилительный транзистор 16 и входной транзистор 13 находятся в режиме несьпцения иэ-за выбора сопротивления резисторов 15 и 21 определенной величины. Открытое состо5шие вьпсодвого транзистора 13 обуславливает протекание тока по обмотке возбуждения 5 генератора 1 по цепи; вывод 9 генератора 1, обмотка возбу/зедения 5, вывод 6, вьшод 7, коллектор-эммнтер выходного транзистора 13, размыкающие контакты 29 реле включения-28, вьгвоя 12 генератора 1, При sanycKG двигателя автомобиля, с валом которого связан генератор 1, последний начинает врагцаться « на его статарных обмотках наводится ЭДС, С увеянчв нием частоты врашення генератора 1 увеличивается напряжение, подаваемое надвходной делитель на дросселе 25 и резисторах 26 и 27 регулятора напряжения и гфн определенной его величине происходит пробой стабилитрона 24 и fia резисторе 23 создается отпнраюшкй потенциал входного транзистора 22, Транзистор 22 открывается и надежно шунтирует входной резистор 18 усилительного транзистора 16 из-за наличия в его базовой цепи диода смещения 19. Усилительный транзистор 16. закрьшается и закрывает выходной транзистор 13. При этом ток, протекающий но обмотке возбуждения 5, проходя по гасящему диоду 14, уменьшается и вызывает уменьшение напряжения генератора 1„ Это вызывает уменьшение напряжения на входном делителе на дросселе 25 и резисторах 26 и 27 регулятора напряжения и, тем самьм, процесс йосстановления стабилитрона 24, чему способствует наличие резистора обратной свззи 20. Входной транзистор 22 закрываетсй а транзисторы 16 и 13 открываются, вы зывая увея1гчение тока в обмотке возбужденна 5 генератора 1. Это приводит к увеличению напряжения генератора. В дальнейшем регулятор напряжения с помощью входного транзистора 13 и гасящего диода 14 устанавливает такую величину среднего тока обмотки возбуждения 5, при которой напряжение генератора 1 остается практически неизменным. При нормальной работе системы электроснабжения напряжение на основной обмотке 31 реле защиты не превышает напряжения регулирования, а удерживакшая обмотка Э2 реле защиты обесточена, В случае катастрофического отказа выК.ОПНОГО транзистора 13 (его пробое), ток Б обмотке возбуждения 5 становится неуправляем bff-i, что обуславливает увеличение напряжения на генераторе 1, обмотке воабуж дення S и основной обмотке 31 реле защиты. При достижении напряжения определенного уровня происходит срабатьгвание реле защиты по основной обмотке 31, замывающие контакты которого замыкаются и через вспдмогательный диод 33 шунтируют обмотку реле включения 28, переводя с нее напряжение на добавочный резистор 34. Реле включения выключается и своими контактами 29 разрывает цепь обмотки возбуждения 5, При этом напряжение на основрой обмотке 31 реле защиты исчезает, но замыкающие контакты 30 реле защиты остаются замкнутыми, так как они подключают удерживающую обмотку 32 реле защиты к выводу 8, на которую поступает напряжение аккук уляторной батареи. Автоматическо отключение обмотки возбуждения генератора приводит к снижению напряжения на потребителях электроэнергии и, тем самьм, зарищает их от выхода из строя в аварийном режиме, I Возврат системы электроснабжения в нормальное рабочее состояние возможен после выключения выключателя 35, устране ния неисправности и повторноио включения. Включение оспбв|шй обмотки 31 репе защиты параллельно обмотке возбуждения 5 генератора делает его независим ьтм от тока и величины сопротивления обмоткн возбуждения генератора в нормальном рабочем режиме и исключает возможность появления ложных срабатываний реле зашиты, умены шается мощность потерь нэ-за того, что удерживающая обмотка 32 реле защиты при нормальной работе cиcтe ы обеспечена. Все это повышает надежность системы электроснабжения. Формула изобретения Система электроснабжения регулируемым постоянным напряжением, содержащая электромашинный генератор переменного тока с силовьм вьшрямителем в цепи его статарной обмотки, к одному из вьюодов которого, служащего для подключения потребителя со стороны выпрямленного напряжения, подсое динен первый вывод обмоткн возбуждения генератора, выход регулятора напряжения генератора, вход которого соединен с выводом для подключения потребителя, и блок для защиты систем Ьг от аварийных режимов, состоящий из реле включения, обеспечивающего питание элементов регулятора напряжения, и реле защиты с замыкающим контактом и согласно включенными основной обмоткой, один из выводов которой соединен со вторым выводом обмотки возбуисдения, и удерживающей обмоткой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности системы и упрощения ее схемы, другой вьшод основной обмотки реле защиты соединен с первым выводом обмотки возбуждения, а замыкающий контакт реле защиты подключен через диодпараллельно обмотке реле вклк чения и включен последовательно в цепь удерлшвающей обмотки реле защиты, 1фичем первый из упомянутых вьюодов осяог най обмотки реле защиты соедивев с &ыхоиоы регулятора напряжсшия. Источники информадни, принятые во внимание при экспертазе: 1.Авторское свидетельство СССР № 256O2S, Кя. Н О2 Р 9/14, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР N 4537SO, Кл. Н О2 Р 9/30, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулятор напряжения генератора | 1984 |
|
SU1171951A1 |
Регулятор напряжения вентильного генератора | 1984 |
|
SU1304166A1 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2351058C1 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2305362C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2090389C1 |
Система электроснабжения автотракторного электрооборудования | 1981 |
|
SU1003249A1 |
Регулятор напряжения генератора постоянного тока | 1984 |
|
SU1262683A1 |
Регулятор напряжения для генератора переменного тока | 1983 |
|
SU1109850A1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2027279C1 |
Регулятор напряжения вентильного генератора | 1984 |
|
SU1257801A1 |
Авторы
Даты
1978-04-15—Публикация
1976-01-05—Подача