(54) РОТОР КРИОГЕННОГО ТЗФБОГЕНЕРАТОРА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873338A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253935C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2015 |
|
RU2579432C1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1997 |
|
RU2193813C2 |
Статор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873332A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2084069C1 |
КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА | 1991 |
|
RU2006138C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2023 |
|
RU2798501C1 |
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ИНДУКТОР СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1968 |
|
SU213951A1 |
Изобретенне относится к электротехнике и может быть использовано в роторах крноген ных турбогенераторов. Известен ротор электрической машины, в котором для прохождения газа, охлаждающего обмотку, предусмотрены расположенные в стенках пазов радиальные каналы; сообшающиеся между собой н с воздушным зазором машины 1. Данная конструкция приемлема лишь для газового охлаждения и не может быть реализована в машинах жидкостного охлаждения, в частности, в криогенных, вследствие высоких гидравлических потерь в каналах. Известна также конструкция ротора криогенного турбогенератора, в котором для нро хождення хладагента предусмотрены осетк каналы, расположенные на внутренних сторонах боковых частей пазовой изоляция обмотки (2J. Для обеспечения эффективного охлаждения обмотЯи по всей ее длине необходимо выяолнение каналов с достаточно большнм сечением, что нриводнт соответственно к уменьшению сечения зубцов и, следовательно, к их осмФ ленни. особенно, в корневых частях. В предлагаемом роторе криогеимого турбогенератора, содержащем несущий цилиндр с пазами, в которых расположена сверхарваодя щая обмотка, пазовую нзоляцию, на бмутренних сторонах боковых частей которой расположены каналы для хладагента, пазовые клинья и наружный опорный цилиндр для закреггления обмотки, с целью повышения эффективности охлаждения посредством уменьшения гидравлического сопротивления движению хладаген та зубцы несушегб цилиндра выполнены с каналами Д.П1Я подачи и отвода хладагента, расположенными параллельно проводникам обмотки и сообщающимися с каналамн на боковых частях пазовой изоляции, причем последние выполнены сообщающнмися между собой через кзиалы в изоляции, размещеиной в основании паза. Для сообщения между собой каналов в зубцах несущего цилиидра и каналов в пазо- вой изоляции верхние части зубцов и боковые части казовых клиньев могут быть выполнены с поперечными канавками. На фиг. 1 схематически показан предлагаетА ротор, поперечное сечение;, на фиг. 2 - несущий цилиндр с пазовой изоляцией н паровыми клиньями, общий вид; иа фиг. 3 - яюойая изоляция, общий вид; на фиг. 4 лобовая часть ротора без опорного цилиндра; иа фиг. 5 - поперечное сеченне паза и зубца с каналами, запоянеинымн технологическими эле ментами.
Ротор криогенного турбогенератора представляет собой сверхяроводниковую обмотку, состоящую из отдельных катушек 1, размещенных в пазах несущего цилиндра 2 и закрепленных посредством пазовых клиньев 3 и наружного опорного цилиндра 4.
Между катушками обмотки и несущим цилиндром размещена пазовая изоляция 5, на внутренней стороне которой имеются каналы 6 для прохождения хладагента. В зубцах 7 несущего цилиндра расположены осевые каналы 8, закрытые снаружи клиньями 9 и сообщающиеся с каналами в пазовой изоляции через поперечные канавки {() в верхних частях зубцов и П -в боковых частях клиньев. Подача и отвод хладагента осуществляется со стороны лобовых частей обмотки через радиальные каналы 12, сообщающиеся с осевыми каналами 8..
Движение хладагента в роторе показано на фиг. I-4 стрелками, причем сплошными стрелками показано движение подводимого хладагента, а прерывистыми - otвoдимoro.
Жидкий хладагент, поступив через радиальные каналы 12 в каналы 8, движется по последним в осевом направлении и одновременно по каналам, образованным канавками 10 и }, поступает в каналы 6 пазовой изоляции, охлаждая катушки сверхпроводящей облютки. Далее хладагент поступает в каналы 8, размещенные в соседних зубцах и сообщающиеся с каналами 12 на противоположной лобовой частя обмотки, и удаляется из ротора. Осевые каналы соседних зубцов в зависимости от их соединения с радиальными каналами 12 являются подводящими или отводящими хладагент..
Осевые каналы вследствие их удаленности от корневых частей зубцов к периферии могут иметь увеличенное поперечное сечение, а следовательно, малое гидравлическое сопротивление движению хладагента, что повышает эффективность охлаждения обмотки.
3
fut.l
в процессе изготовления ротора обмотка после ее укладки в пазы и закрепления подлежит пропитке, например, смолой
С целью предотвращения заполнения каналов пропиточным веществом, в них перед пропиткой размещаются покрытые смолоотталкнваюпдей смазкой стальные рейки 13 или тонкие гибкие ленты 14, которые после пропитки и отверждения удаляются из конструкции.
Формула изобретения
. Ротор криогенного турбогенератора, содержащий несущий цилиндр с пазами, в которых расположена сверхпроводящая обмотка, пазовую изоляцию, на виутренних сторонах боковых частей которой расположе ны каналы для хладагента, пазовые клинья и наружный опорный цилиндр для закрепления обмотки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения посредством уменьшения гидравлического сопротивления движеиию хладагеита, зубцы несущего цилиндра выполнены с каналами для подачи и отвода хладагеита, расположенными параллельно проводникам обмотки и сообщающимися с каналами из боковых частях пазовой изоляции, причем последние выполнены сообщающимися между собой через каналы в изоляции, размещенной в осиоваиии паза.
Источники информации, прииятые во внимание при экспертизе:
Ю
fuz.i
Фиг.З
Авторы
Даты
1978-05-30—Публикация
1975-05-30—Подача