Устройство для контроля проката колесных пар подвижного состава Советский патент 1979 года по МПК G01B11/00 

Описание патента на изобретение SU612605A1

1

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике.

Известно устройство для измерения проката колесных пар, содержащее волоконно-оптический преобразователь и штриховое отсчетное устройство 1 .

Это устройство в качестве абсолютного шаблона используется на железнодорожном транспорте и на метрополитене, но имеет невысокую производительность контроля.

Наиболее близким к изобретению п технической сущности является прибор для контроля проката колесных пар, содержащий корпус, подпружиненный измерительный стержень, освети,тель, волоконно-оптический преобразователь и шкалу 2,

На измерительном стержне закреплены световод или диафрагма для преобразования на входном торце волоконно-оптического преобразователя узкого светового луча от источника света. Однако вследствие того, что конструкция прибора несовершенна, а точность измерения проката этим прибором, определяемая размерами входных торцов жгутов светопроводащих волокон и щели диафрагмы, недостаточно высокая, область использования прибора довольно ограничена.

Цель изобретения - повышение точности и производительности контроля проката.

Это достигается тем, что устройство снабжено расположенным между осветителем и волоконно-оптическим преобразователем светонепроницаемым

0 экраном, установленным параллельно входным торцам светопроводящих волокон, а выходные торцы последних закреплены рядом с соответствующими штрихами шкалы.

5

Кроме того, выходные торцы светопроводящих волокон покрыты различного цвета светофильтрами, установленными границами (стыками) напротив заданного деления шкалы.

0

На фиг, 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 схема построения входного торца волоконно-оптического преобразователя перемещения и отсчетного уст5ройства.

Устройство для контроля проката колесньсс пар содержит корпус 1, две взаимно перпендикулярные жестко соединенные между собой базовые поверх0ности 2 и 3, устанавливаемые при контроле на гребень и внутреннюю грань колеса 4, подпружиненный пр жиной 5 и установленный в направляющих 6 подвижный измерительный стержень 7, на котором жестко закреплен светонепроницаемый экран 8, осветитель 9 с источником 10 питания и .кнопкой 11 включения, волоко но-оптический преобразователь 12 п ремещения, отсчетное устройство 13 со шкалой отсчета и светоотражающий экран 14. Измерительный стержень 7 снабже стопорным механизмом 15 с кнопкой 16, рычагом 17 и пружиной 18. Преобразование величины контрол руемого проката П колеса в соответ ствующую ему координату границы раздела освещенной световым потоком 19и затемненной экраном 8 части входного торца 20 волоконно-оптического преобразователя (граница раздела свет-тень) осуществляется верхней стороной светонепроницаемого экрана В. Преобразование координаты раздела свет-тень на входном торце 20в число излучающих световые потоки 21 выходных торцов 22 светопроводящих волокон 23 осуществляется волоконно-оптическим преобразователем 12. При этом преобразовании происходит квантование величины проката П и ее трансформация. Квантование осуществляется входным торцом 20 преобразователя 12, составленным из полированных, прямоугольных, плотно уложенных и жест ко соединенных между собой входных торцов светопроводящих волокон 23. Размеры входных торцов светопроводя щих волокон в направлении перемещения экрана 8 могут быть постоянными и переменными, но строго фиксирован ными и определяют шаг квантования координат П раздела свет-тень и цену деления сигнала отсчетного уст ройства 13. Расстояние между верхней кромкой 24 входного торца волоконнооптического преобразователя и базовой поверхностью 3 определяется как разность между длиной измерительного стержня и светонепроницаемого экрана и высотой гребня неизношенного колеса. Трансформация координат П раздела свет-тень осуществляется гиб кими ж.гутами светопроводящих волокон 23 путем раскладки их выходных торцов 22 по отверстиям пластины 25. Выходные торцы жгутов светопроводящих волокон расположены рядом с соответствующими штрихами 26 шкалы отсчетного устройства 13, которым приписываются определенные уров ни квантования координат границ раз дела свет-тень. Последний светя щийся выходной торец 27 определяет величину измеряемого проката и является указателем отсчетного устройства . Число штрихов шкалы равно числу выходных торцов светрпроволящих волокон и определяется диапазоном изменения проката П с точностью его контроля. Между накладкой 28 отсчетного устройства 13 с пластиной 25 зажаты пленочные светофильтры 29, например красного и зеленого цвета, так, что они накрывают выходные торцы светопроводящих волокон. Эти светофильтры устанавливаются границами (стыками) напротив определенных делений шкалы и служат для качественного контроля испытуемого проката. Контроль ведется по принципу: зеленый цвет последнего светящегося выходного торца жгута - прокат в норме; красный цвет - величина проката превышает норму. Устройство работает следующим образом. После установки базовьох поверхностей 2 и 3 на внутренней грани и вершине контролируемого колеса и нажатии кнопки 16 стопорного механизма 15 стержень 7 с экраном 8 упираются в поверхность колеса по кругу катания и занимают положение, определяемое величиной проката П. При отпускании кнопки 16 измерительный стерукень 7 и экран В занимают фиксированное положение относительно направляющих и входного торца 20 волоконно-оптического преобразователя 12. Замыканием электрической цепи световые потоки 19 и 30, генерируемые осветителем 9, посылаются на участок входного торца волоконно-оптического преобразователя, не закрытого экраном 8, и на шкалу отсчетного устройства 13, подсвечивая ее штрихи и цифры. Световой поток 19, падающий на незакрытый экраном 8 участок входного торца преобразователя 12, расщепляется хсгутами светопроводящих волокон на несколько световых потоков на их выходных торцах. Положение последнего светящегося выходного торца 27 жгута светопроводящего волокна определяет величину измеряемого проката П. Использование в конструкции устройства светонепроницаемого экрана, а также применение цветных светофильтров, покрывающих выходные торцы светопроводящих волокон, дает возможность повысить точность измерений, уменьшить вероятность появления ложных отсчетов, добиться повышения производительности контроля проката. Формула изобретения Устройство для контроля проката колесных пар подвижного состава, содержащее корпус с базовыми измерительными поверхностями, подпружиненный измерительный стержень, осветитель, волоконно-оптический преобразователь и шкалу, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено расположенным между осветителем и волоконно-оптическим преобразователем светонепроницаемым экраном, установленным параллельно входным торцам светопроводящих волокон, а выходные торцы последних закреплены рядом соответствующими штрихами шкалы.

2. Устройство по П.1, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности контроля, выходные торцы светопроводящих волокон покрыты различного цвета светофильтрами, установленными границами (стыками) напротив заданного деления шкалы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Правило технической эксплуата0ции железных дорог СССР. М., 1972.

2.Железнодорожный транспорт , 1972, 6, с. 56-59.

Похожие патенты SU612605A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля проката колесных пар подвижного состава 1979
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
  • Марков Петр Иванович
  • Челышев Владимир Александрович
SU872953A2
Устройство для контроля проката колесныхпАР пОдВижНОгО COCTABA 1978
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Марков Петр Иванович
  • Челышев Владимир Александрович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
SU796653A2
Устройство для контроля диаметров изделий 1981
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
  • Марков Петр Иванович
SU1010462A1
Устройство для контроля диаметров изделий 1981
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
  • Марков Петр Иванович
SU1002831A1
Устройство для контроля диаметров изделий 1990
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
  • Марков Петр Иванович
SU1744447A2
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДИАМЕТРОВ ОСЕЙ КОЛЕСНЫТТТАР^ 1971
SU310833A1
Преобразователь перемещение-код 1976
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Марков Петр Иванович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
SU577553A1
Способ бесконтактного контроля взаимного положения смежных поверхностей двух объектов и устройство для его осуществления 1986
  • Валюс Николай Адамович
  • Кеткович Андрей Анатольевич
SU1366876A1
Цифровой преобразователь перемещения 1988
  • Шаповалов Вадим Михайлович
  • Хованских Михаил Дмитриевич
  • Марков Петр Иванович
  • Санникова Елена Петровна
SU1575311A1
КОДОВЫЙ ТЕОДОЛИТ 1966
SU186719A1

Иллюстрации к изобретению SU 612 605 A1

Реферат патента 1979 года Устройство для контроля проката колесных пар подвижного состава

Формула изобретения SU 612 605 A1

Ct--.

Z5 1}

mmff immm.Wfff

XXXXXXyyyWXyyXXi

)Z

p(/ie.Z

J.

SU 612 605 A1

Авторы

Шаповалов В.М.

Марков П.И.

Челышев В.А.

Хованский М.Д.

Даты

1979-08-25Публикация

1975-11-04Подача