Тренажер операторов систем управления Советский патент 1978 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU634352A1

Изобретение олгоситси к ооласти автоатики и вычмс.чительной техники, в частности, к те.хническим средствам для труп- пового и индивидуального обучения операторов автоматизированных систем управления, специалистов для ведения деловых операций в условиях конфликтных ситуаций и контроля за их обучением, и может быть использовано для проведения деловых игр в различных областях народного .хозяйства при проигрывании рабочих и конфликтны.хситуаций.

Один из известных тренажеров операторов систем управления содержит пульты операторов и преподавателя, подключенные к блоку команд и.индикации, преобразователь кодов, блок .моделирования учебных процессов, блок задания програм.мы обучения 1. Однако данный тренажер имеет ограниченные функциональные возможности группового обучения, что снижает точность процесса обучения.

Наиболее близки.м техническим решение.м настоящему изобретению является тренажер операторов систе.м управления, содержащий пульты операторов и преподавателя, подключенные к блоку ко.манд и индикации.

который испосродсгвснио li чок-з 6.(1к регистрации соединен с элекгрс)п;ой .1ьной маишпой, гюдключемж) через преобразователь KO.UB к блокч .моде.чнрорпнпя ччебных процессов, гг..чьт преподлвлте.чя соеед нен с электронной вычислительной глиной и блоко.м задания программы об чения. котор1)П{ подключен к блоку .моде/шр,:ва11 я учебных процессов и электронно , Bi)iчнс.:|ительи(.);| MaHiiiiie. нульг операторои соединен с пультом пренодавате/1н {2; . Данный

1Qтренажер осуществляет rpxiHioByw работу операторов, однако этот тренажер не позволяет од.човременно обучать inninihi операторов, относящихся к npOT i3o6opcTByK).iiN; сторонам с нротивопо.тожны.ми Н1ггересами, путем-не.:,е(1Я «игры этили CTopjOHa15ми, а также не обладает возможностью автоматического рас:ределени,я об ч:;емых (онератор.)В) нрн |1роведении игрь; liii группим и п тотивоборств Ю1цим cтo;- olla i.

казап; ые недостатки ограничивают ф -икш окальиь:е возможности треная е К1 при об ценин ,и отработке коллектнв1|;.:. навыков операторов, что снижает т члость ci6 чения операторски.

Целью изобретения является повышение точности обучения.

Указанная цель достигаетея тем, что тренажер еодержит формирователь еигналов распределения операторов на группы и коммутатор, подключенный к блоку моделирования учебных процессов и к пультам операторов и преподавателя, формирователь сигналов распределения операторов на группы соединен с пультом преподавателя и электронной вычислительной машиной.

Тренажер операторов сиете.м управления схематически изображен на чертеже и содержит пульты операторов 1 и преподавателя 2, подключенные к блоку команд и индикации 3, который непосредственно и через блок регистрации 4 соединен с электронной вычислительной .машиной 5, подключенной через преобразователь кодов 6 к блоку моделирования учебных процессов 7, пульт преподавателя 2 соединен с электронной вычислительной машиной 5 и блоком задания программы обучения 8, который подKv ючeн к блоку моделирования учебных процессов 7 и электронной вычислительной машине 5, пульт операторов 1 соединен с пультом преподавателя 2, формирователь сл1гналов распределения операторов на группы 9 и коммутатор 10, подключенный к блоку моделирования учебных процессов 7 и к пультам операторов 1 и преподавателя 2, формирователь сигналов распределения операторов на группы 9 соединен с пультом преподавателя 2 и электронной вычислительной машиной (ЭВЛ) 5.

С помощью пульта 1 операторы отрабатывают поставленные перед ними задачи по ведению игры на одной из противоборствующих сторон или при индивидуальном обучении.

Пульт преподавателя 2 служит для дистанционного управления блоками тренажера. На пульте 2 набирается состав групп операторов и распределение их по противоборствующим сторонам в ходе игры, отображаются ход игры (обучения) и ошибки операторов, осуществляется набор условий игры, заданий (вводных), а также представляется оперативная с.хема игры противоборетвующих сторон. Таким образом, состояние и ход проведения деловой игры полностью отражается на пульте преподавателя 2, с которого в любое время можно и корректировать процесс игры.

Блок моделирования учебных процессов 7 состоит из моделей противоборствующих сторон, а каждая модель противоборствуюш.ей стороны состоит, в свою очередь, из моделей взаимодействуюцдих групп (на чертеже не показаны).

Коммутатор 10 по сигналу с пульта fij)eподавателя 2 в соответствии с набрапьп кми группами обучаемых (операторов) и распределением их по «,играюп;нм сторонам коммутирует соответствующие цепи прохожденпя информации с инупшидуальных рабочих мест пульта операторов 1 в необходи.мые модели блока моделировапия 7. Через коммутатор 10 в блок моделирования 7 проходит

также инфор.мация с пульта преподавателя 2, Блок команд и индикации 3 представляет собой комплекс узлов для представления инфор.мацпи, таких, как програм.мный магнитофон, оптико-проекционная и электронноакустическая аппаратуры и коммутирующие элементы для выдачи информации на пульты операторов 1 и преподавателя 2.

Блок задания программы обучения 8 осуществляет ввод данных об исходном состоянии и изменениях условий игры, различных заданий в блок моделирования 7, а также по команде с пульта преподавателя 2 вводит необходимые данные в ЭВлЧ 5.

Формирователь 9 по сигналу с пульта преподавателя 2 формирует и вводит в ЭВМ 5 Q данные по исходному распределению операторов по группам и групп по противоборствующим сторонам.

Блок регистрации 4 хранит информацию о процессе обучения (игры). Он содержит регистрирующее устройство для записи всех 5 ошибок операторов, времени выполнения операций, процентного соотнощения правильных и неправильных ответов, количественных и качественных характеристиках, необходимых для внесения коррекции в процесg се обучения, а также некоторые необходимые данные.

ЭВМ 5 иредназначена для автоматического управлепия процессо.м обучения и коптроля за действиями операторов в ходе проведения игры и работает в мультипрограммном 35 режиме в реальном времени. Память и быстродействие ЭВМ 5 позволяют использовать ее при проведении игры с привлечением больших групп операторов. В па.мять ЭВМ 5 заложенр обучающие програ.ммы, модели деловых игр противоборствующих сторон, программы «идеальных игроков и программы контроля.

Преобразователь кодов 6 служит для сог.тасовапия выходов блока моделирования 7 с входами ЭВМ 5.

5 Тренажер операторов систем управления функционирует следующим образом.

Преподавате.;ь перед началом игры на пульте 2 набирает схе.му распределения операторов по группа.м и противоборствующим сторопам и вводит эти данные па пульт операторов , в коммутатор 10 и формирователь 9. Ко.ммутатор 10 в соответствии с данными, полученными с пульта преподавателя 2, коммутирует соответствующие цепи прохождения информации с индивидуальных 5 рабочих мест пульта операторов 1 к необходимым моделям блока моделирования 7. Формирователь 9 в соответствии со схемой расп)еделения операторов по группам и противоборствующим сторонам формирует и вводит в ЭВМ 5 данные об этом распределении

в виде, удобном для дальнейшей обработки. На пульте операторов 1 засвечиваются транспаранты с номером группы и противоборствующей стороны, за которые должен выступать оператор в процессе игры.

. После этого преподаватель с пульта 2 через коммутатор 10 вводит в блок моделирования 7 данные о начальных условиях игры в соответствии с ее задачами. Затем включается блок команд и индикации 3, который выдает пояснительную часть к процессу проведения игры и команду на начало работы.

По этой команде операторы начинают отрабатывать соответствующие действия на пульте 1, манипулируя при этом органами управления. Информация с пульта 1 через коммутатор 10 поступает в соответствующие модели групп и противоборствующих сторон блока моделирования 7.

Данные об изменении состояния моделей блока .1оделирования 7 через преобразователь кодов б вводятся в ЭВМ 5.

ЭВМ 5 в соответствии с имеющейся информацией о распределении операторов по группам и противоборствующим сторонам производит контроль действия операторов по программ а.м «идеальных игроков, а также контролирует процесс игры между конфликтующими сторона.ми в целом. Информация о правильных действиях операторов в процессе игры поступает-из ЭВМ 5 в блок регистрации 4 и в блок команд и индикации 3, с выхода которого она передается на пульты операторов 1 и преподавателя 2.

При наличии отклонений от программ «идеальных игроков или «ненормального процесса игры ЭВМ 5 анализирует отклонения и в зависимости от числа ощибок и их значимости операторам выдается зрительная и слуховая информация одновременно (синхронно) с помощью блока команд и индикации 3 на пульт операторов 1.

Эта информация в зависимости от действий операторов зуюжет содержать наводящую «подсказку или разъяснение с показом правильного выполнения принятого рещепия, или требование повторения действий, а также дополнительные вопросы, на которые операторы должны ответить с помощью пульта 1.

В зависимости от точности и скорости работы на аппаратуре операторам выставляется оценка и в блок регистрации 4 из ЭВМ 5 поступает вся информация о проведенной игре: места ошибок, процент правильных ответов операторов, время выполнения операций и другая информация, необходимая для статистической обработки и корректировки процесса игры. Кро.ме того.

ЭВМ 5 lipoipaMMHhiM путем опреде.тяет ошибки из-за неисправностей тренажера, что повышает эффективность проведения игры (обучения).

Преподаватель с пульта 2 управляет всем ходом игры, следит за правильностью выполнения операторами действий по принятым решениям и в зависимости от цели игры может вводить в блок моделирования 7 и

ЭВМ 5 соответствующие данные по изменению условий игры, различные задания с помощью блока 8, которым Может управлять и ЭВМ 5. При этом сложность данных рег лируется ЭВМ 5 и выдается операторам исходя из анализа их ответов и процесса Выполнение тренажера -казанным спосо бом обеспечивает возможность одновремон ного обучения групп операторов, относяншхся к противоборств -юпдим сторонам с противоположными интересами, путем ведения : ;

ры сторонами, возможносг;: ,и;томатического распределения обучае.мых пр;; проведении игры по группам и противоборствующим сторонам, возможность обуче1111я и закрепления коллективных навыков операторов.

Формула изобретеь чя

Тренажер операторов систс.м управ,|(лния, содержащий пульты операторов и преподавателя, подключенные к блоку комаьд и индикащп, который непосредственно п через блок регистрации соединен с элекгронной вычислительной машиной, подключенной через преобразователь кодов к б,ток 5 моделирования учебных процессов, преподавателя соединен с электронной вычислительной машиной и блоком задания программы обучения, который подключем к блоку моделирования учебных процессов и электронной вычислительной машине, пульт операторов соединен с пульто.м преподавателя, отличающийся тем, :;то. с це.1ыо повышения точности обучения. Ori содержит формирователь сигналов распределения операторов на групиы и ком.мутагор, подключе 5 ный к блоку моде.чирования чебных г,роцессов и к пультам операторов и i;peno.4,aвателя, формирователь сигналов растределении операторов на групиь соединен с пультом преподавате;1я и электронной вь чис-лительной машиной.

Источники информации, г;рм1-ятыо во внимание при экспертизе:

1.Авторское свидете.1ьство ( .NO 439842, кл. G 09 В 9/00, 1974.

2..Авторское свидетельстно С(,СР 5 Л« 449364, кл. G 09 В 9/00, 1974,

Похожие патенты SU634352A1

название год авторы номер документа
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Тренажер для обучения операторов систем управления 1973
  • Гаркин Владимир Иванович
  • Демидов Анатолий Андреевич
  • Завгородний Юрий Васильевич
  • Комиссаров Вячеслав Александрович
  • Непочатов Григорий Дмитриевич
SU449364A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления 1982
  • Хасаметдинов Шамиль Хафисович
  • Мишакин Валерий Иванович
  • Шипалов Игорь Петрович
  • Ханджиева Вера Николаевна
SU1019478A1
Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля 2021
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Кашин Александр Леонидович
  • Рылов Евгений Александрович
  • Сергеев Василий Валентинович
  • Солодский Роман Александрович
  • Цыванюк Вячеслав Александрович
  • Потоцкая Татьяна Александровна
RU2783021C1
УЧЕБНЫЙ ТРЕНАЖЕР БОЕВЫХ РАСЧЕТОВ ЗЕНИТНО-РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 2022
  • Васильев Анатолий Федорович
  • Гринёв Михаил Владимирович
  • Губанова Елена Александровна
  • Монин Александр Евгеньевич
  • Савинов Андрей Леонидович
  • Требухов Олег Викторович
RU2787411C1
Тренажер оператора автоматизированных систем управления 1982
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Герценштейн Витольд Семенович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Мальцев Иван Сергеевич
SU1132302A1
Устройство для контроля работы операторов 1985
  • Алексеев Владимир Евгеньевич
  • Иванов Виктор Иванович
  • Улько Валерий Викторович
SU1320832A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ-ПОЛИГОН 2016
  • Конев Андрей Николаевич
  • Павленков Роман Васильевич
  • Новожилов Михаил Геннадьевич
RU2635790C2
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 1990
  • Сульман Л.А.
  • Авдеев В.П.
  • Евтушенко В.Ф.
  • Юсфин Ю.С.
  • Коровин С.К.
  • Мышляев Л.П.
  • Королева В.Л.
RU2047909C1
МОРСКОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГИДРОФИЗИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБНАРУЖЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ ВОДНОЙ СРЕДЫ 2010
  • Ануфриев Николай Леонидович
  • Березин Александр Александрович
  • Соколов Александр Анатольевич
  • Шполянский Александр Наумович
RU2445710C2

Иллюстрации к изобретению SU 634 352 A1

Реферат патента 1978 года Тренажер операторов систем управления

Формула изобретения SU 634 352 A1

SU 634 352 A1

Авторы

Мирошников Мстислав Романович

Глухарев Петр Иванович

Иноземцев Евгений Иванович

Даты

1978-11-25Публикация

1976-11-09Подача