о-установочное воздействие на обучаемого.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая а зтоматизированная система для обучения и контроля знаний содержит устройство управления воснриятием, состоянием и работоснособностью обучаемого, блок стимулирующего информационного фона и устройство рефлекторно-установочiibix воздействий, подключенное к первым выходам устройства унравлення воснрнятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, второй вы.код которого соединен с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока, третий выход - с четвертым входом устройства анализа и ре1-истрации ответов и состояиий обучаемого, первый вход - с третьим выходом блока программного управления, второй вход -с первым выходом блока стимулирующего пнформаинонного фона, нодключенного вторым выходом к второму входу блока формирования сигналов учебной информации и 1 ходом - с четвертым выходом блока программного управления.
Устройство ввода ответов и реакций обучаемого содержит блок дозированной физической нагрузки, тренажер, блок ввода ответов и блок биодатчиков, соединенные с выходами устройства.
Устройство анализа и регистрации ответов п состояний обучаемого содержит дешифратор, блок анализа ответов, блок сипхронизации и регистратор, выходы которого подключены к входам блока анализа состояний и блока синхроннзации.
Устройство управлення воснриятием, состоянием ji работоспособностью обучаемого содержит входной и выходной коммутаторы н блокн тестов состояний, аутотрениига, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражнтелей, функцнонального фона, светостимуляции и биостимуляпни, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами и входами входного н выходного коммутаторов соответственно.
Устройство рефлекторно-установочных воздействий содержит блоки нолихроматической тоиостнмАляции, квазиестественной светостимуляции, рефлекторных подкреплений и стимулирующих электродов, входы н выходы которых соединены соответственно с входами и выходами устройства.
На фиг. 1 ноказана блок-схема автоматизированной системы для обучения и контполя знаний; на фиг. 2 - блок-схема уст зойства ввода ответов и реакцнй обзчаемого; на фиг. 3 - блок-схема устройства анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого; на фиг. 4 - блок-схема устройства управлення воснриятием, состоянием и работоспособностью обучаемого; на
фиг. 5 - блок-схема устройства рефлекторно-устаиовочных воздействий.
Автоматизированная система для обучения и контроля знаний содержит (фиг. 1) блок / нрограммного унравления, устройство 2 анализа и регистрации ответов и состояннй обучаемого, устройство 3 ввода ответов п реакций обучаемого, блок 4 формирования сигналов учебной информации, аудиовизуальный демонстрационный блок 5.
При этом входы блоков соединены с выходами устройства 2 анализа и регистранни ответов и состояний обучаемого, первые входы которого подключены к выходам устройства 3 ввода ответов и реакций, второй вход - к первому выходу блока / программного управления, третий вход - к первому выходу блока 4 формирования сигналов учебной информации, соединенного вторым выходом с нервым входом аудиовизуального демонстрациоиного блока 5 и нервым входом - с вторым выходом блока / программного унравления.
Автоматнзироваиная снстема также содержит устройство 6 унравления восприятием, состояиием и работоспособностью обучаемого, блок 7 стимулирующего информационного фона и Зстройство 5 рефлекторно-установочных воздействий, подключенное к первым выходам устройства 6 управления восприятием, состояннем и работоспособностью обучаемого, второй выход которого соединен с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока 5, третий выход - с четвертым входом устройства 2 анализа и регистрации ответов н состояння обучаемого, первый вход - с третьим выходом блока / нрограммного управления, второй вход - с нервым выходом блока 7 стимулирующего информационного фона, иодключенного вторым выходом к второму входу блока 4 формирования сигналов учебной информации и входом - с четвертым выходом блока / программного управлення.
Блок 7 стимулирующего информационного фона нредставляет собой видеомагнитофон (на чертеже не ноказан) с нредварительно, записанными на носитель программами информационной стнмуляции мнемнческих способностей обучаемого и его работоснособностн.
Основные блоки и устройства автоматизированной системы размещены в аннаратной Я а обучаемый и блоки демонстрации учебной информации, реализации управления н контроля находятся в акустически оборудованной аудитории 10.
Устройство 3 ввода ответов и реакций обучаемого содержит (фиг. 2) блок // дозированной физической нагрузки, тренажер 12, блок 13 ввода ответов и блок 14 биодатчиков, выходы которых подключены к соответствующим входам устройства 2.
Устройство 2 анализа и регистрации ответов н состояний обучаемого содержит (фиг. 3) дешифратор 15, блок 16 анализа ответов и блок 17 анализа состояний, соединенные с выходами дешифратора 15, блок JS синхронизации и регистратор 19, выходы которого подключены к входам блока анализа состояния и блока синхронизации, а первые входы устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого содержат первый вход блока 16 анализа ответов, связанный с выходом блока П дозированной физической нагрузки, второй вход блока анализа ответов, связанный с выходом тренажера 12, третий вход блока анализа ответов, соединенный с одним выходом блока 18 синхронизации, вход блока 17 анализа состояний, соединенный с другим выходом блока синхронизации, вход регистратора 19, соединенный с выходом блока 14 биодатчиков (фиг. 2).
Устройство 6 управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого содержит (фиг. 4) входной коммутатор 20, выходной коммутатор 21, блок 22 тестов состояния, блок 23 аутотренинга, блок 24 суггестивных сигналов, блок 25 субсенсорных сигналов, блок 26 экстрараздражителей, блок 27 функционального фона, блок 28 светостимуляции и блок 29 биостимуляции, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами н входами входного и выходного 21 коммутаторов соответственно. Первый вход коммутатора 20 иодключен к третьему выходу блока / программного управления, а второй вход - к первому выходу блока 7 стимулирующего информационного фона. Первые выходы коммутатора 21 связаны с входами устройства 8 рефлекторно-установочных воздействий, второй выход связан с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока 5, третий выход - с четвертым входом устройства 2 анализа п регистрации ответов и состояния обучаемого.
Блоки тестов состояния обучаемого, аутотренинга, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей, функционального фона и светостимуляциа представляют собой магнитофоны.
Устройство 8 рефлекторно-установочных воздействий содержит (фиг. 5) блок 30 полихроматической тоностимуляции, блок 31 квазиестественной светостимуляции, блок 32 рефлекторного подкрепления и блок 33 стимулирующих электродов, входы указанных блоков соединены соответственно с иервыми выходами выходного коммутатора 21.
Предложенная автоматизированная система для обучения и контроля знаний работает следующим образом.
Основными видами сеансов обучения в автоматизированной системе являются:
сеанс тестирования, в процессе которого обучаемому пр едъявляются: аудиовизуальные сигналы тестов состояния и аутотренинга, рефлекторное подкрепление суггестивных сигналов и формул и регистрируются рспкцпц обучаемого на тесты и аутотре3 иинг, осуществляется биостимуляция электрически активных точек на теле обзчаемого и регистрируются биопроцессы обучаемого; по результатам зарегистрированных реакц и биоироцессов выносится суждение об адекватности состояния обучаемого, после чего данному обучаемому предъявляются сигналы специальных тестов по изучаемой дисциплине и тогда на основании всего комилекса тестирования определяется в общих чертах программа иредъязления информации обучаемому;
сеанс суггестивной стимуляции, при котором обучаемому воспроизводятся сигналы функционального фона на сенсорном и субсенсорном уровнях, суггестивные аудиовизуальные и установочные формулы управления состоянием, вырабатывается установка па гипермнезию, иредъявляются сигналы вероятностного рефлекторного подкрепления а проводится синхронно бностимуляция электрически активных точек на теле обучаемого;
сеанс обучения с подачей учебиой информации в ритме биоироцессов обучаемо0 го, в течение которого сигналы учебной информации синхронизируют с одним из основных биоритмов обучаемого, например с ритмом дыхания, иульса, биотоков мозга; сеанс информационной стимуляции, при 5 котором обучаемому воспроизводят па субсенсорном уровне восприятия сигналы информационного фона, функционального фона, аддитивно наложенные на сигналы учебной информаипп, создающие насыщен0 ную информацнонную среду, снижающие антисуггестивные барьеры восприятия учебной информации и активизирующие мнемпческую деятельность обучаемого;
сеанс активизации пассивногоо занаса 5 учебиой информации, в котором учебная информация в виде заданий и вопросов воспроизводится для осозпаваемого сенсорного восприятия, а ключевые речевые сигналы и речевые сигналы ответов воспроиз50 водятся на пороговом уровне;
сеанс стиму тяции работоспособности, Б течение которого обучаемому воспроизводят сигналы программированного аутотренинга, суггестивного и субсенсорного управ55 .чсния работоспособностью совместно с сигналами рефлекшрного подкрепления, направленными на создание условий адекватного восприятия информации обучаемым н повышение его работоспособности, а так60 }ке осуществляют биостимуляцию электрически активных точек на теле обучаемого; сеанс релаксации и заправляемого сна, в течение которого на обучаемого воздействуют сигналы программированного ауто5 тренинга, квазиестественной световой стимуляции и полихроматической тоностимуляции (светомузыки);
сеанс сенсомоторного обучения, во время которого учебная информация представляется обучаемому в суггестивной форме, обеспечивающей стимуляпию моториой деятельности обучаемого совместно с синхронной электростимуляцией мышц обучаемого;
сеанс активного отдыха, в течение которого 1зоснроизводят сигналы управления, ггаиравле1шые на восстановление работоспособности в сочетании с функциональной музыкой, развлекательными фильмами и дозированной физической нагрузкой;
сеанс реминисценции (отсроченного суггестивного воспоминания учебной информации), при котором обучаемому воспроизводятся сигналы учебной информации, сигналы информационного и фуикционального фона, а также имаготерапевтические формулы суггестивпого управления, активизиjjyionuie мнемические способиости, и визуальные сигналы, активизирующие речевую деятельность обучаемого.
Работа автоматизированной системы ускоренного обучения начинается сеансом тестироваиия и осуществляется следующим образом.
С блока / программиого управления поступает через коммутатор 20 сигнал включения блока 23 аутотренинга и блока 29 биостимуляции. С блока аутотренинга через коммутатор 21 сигналы аутотренинга поступают на а удиовизуальный демоистрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому. С блока аутотренинга через коммутатор 21 поступают также синхронные управляющие сигналы на устройство . рефлекторно-устаиовочиых воздействий, уиравляя работой блока 30 полихроматической тоностимуляции, блока 32 рефлекторных подкреплений. С блока биостимуляции через коммутатор 21 поступает сигнал на блок 33 стимулирующих электродов. Стимулирующпе электроды предварительно закрепляются на электрически активных точках на теле обучаемого.
С иредварительно закрепленных на теле обучаемого биодатчиков блока 14 биодатчикоБ устройства ввода ответов и реакций обучаемого подаются сигналы биореакций на регистратор 19 устройства 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого.
С регистратора 19 усиленные сигналы биореакций поступают на блок 17 анализа состояния обучаемого, с выхода которого сигналы состояния обучаемого поступают а блок / программиого управления. КоптПОЛЬ состояния обз гаемого по биореакциям производится таким образом во всех сеансах обучения.
По окончании аутотренинга с блока программного управления через коммутатор
20 поступает управляющий сигнал на выключение блока аутотренинга и блока биостимзляции и включение блока тестов состояиия обучаемого. С блока тестов состояния через коммутатор 21 на аудиовизуальный демонстрационный блок 5 начинают поступать сигналы психофизиологических тестов, тестов на скорость реакции, на оиределение норога осознанного восприятия, на уровень внимания, тестов для проверки порогов зрения и слуха обучаемого, тестов на мнемические способности. При этом обучаемый иолучает инструкцию нажимать на определенные кнопочные датчики блока 13 ввода ответов, сигналы с которого поступают на блок 17 анализа состояния обучаемого. Одновременно с блока 22 тестов состояния обучаемого через коммутатор 21 и дещифратор 15 на блок анализа состояния обучаемого поступают эталонные сигналы ответов и реакций эталонного обучаемого. Ответы и реакции эталонного обучаемого и реального обучаемого анализируются блоком анализа состояний обучаемого и поступают с него на блок / программного управления.
По окончании программы тестов с блока программного управления постзпает сигнал включения блока 4 формирования сигналов учебной информации, производят тестовое обучение. Сигналы учебной информации с блока формирования сигналов учебной информации иодаются иа аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому. Обучаемый, воздействз я на блок 13 ввода ответов, отмечает усвоеннзю информацию. Сигналы с блока ввода ответов поступают на блок 16 анализа ответов обучаемого. Одновременно с блока 4 формирования сигналов учебной ииформации поступают тестовые эталонные сигналы ответов эталонного обучаемого на дешифратор 15, откуда тестовые сигналы иостуиают на блок 16 анализа ответов обучаемого. С блока анализа ответов обучаемого результирующий сигнал анализа ответов эталоиного обучаемого и реального обучаемого подаются иа блок / программного управления.
С блока программиого зправления в течение сеанса тестирования поступает корректирующий сигнал через дешифратор 15 па блок 16 анализа ответов обучаемого и блок /7 анализа состояння обзчаемого, изменяющий критерии анализа ответов и состояния обучаемого блока анализа ответов обучаемого и блока анализа состояния обучаемого.
По совокупностям данных анализа реакций и состояния обучаемого, иоступающих на блок программного управления, выносится рещение, ио какой программе следует обучать данного субъекта и его принадлежности к определенной грзпие обучаемых ири групповом обучении.
После проведения сеанса тестирования проводят сеапс стимуляция работоспособности.
С блока / программного управления поступает через коммутатор 20 сигнал включения блока 24 суггестивных воздействий, блока 25 субсенсорных сигналов, блока 17 функционального фона. С блока суггестивных воздействий, субсенсорных сигналов, блока функционального фона сигналы поступают на коммутатор 21, суммируются и подаются на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда воспроизводятся обучаемому, оказывая на него суггестивно-стимулирующее воздействие и вырабатывая установку на гипермнезию. Установка на гипермнезию подкрепляется воздействием блока 32 рефлекторных подкреплений, устройства 8 рефлекторно-установочных воздействий, на которое через коммутатор 21 поступают управляющие сигналы с блока 25 субсенсорных сигналов 25 и блока 27 функционального фона. Одновременно с блока / программного управления через коммутатор 20 постунает сигнал включения блока 29 биостимуляции и блока 28 светостимуляции. Блок биостимуляции работает как было описано выше. Управляющие сигналы блока светостимуляци поступают через коммутатор 21 на блок квазиестественной стимуляции и на блок полихроматической тоностимуляции. Устройство 8 рефлекторно-установочных воздействий в целом осуществляет вероятностное рефлекторное подкрепление суггестивных установочных формул управления восприятием, сотоянием и работоспособностью. Состояние обучаемого контролируется описанным выще образом устройством 2 анализа и регистрации ответов.
После проведения сеанса суггестивной стимуляции проводят сеанс обучения с подачей учебной информации в ритме биопроцессов обучаемого.
С блока 1 программного управления поступают сигналы на блок 4 формирования сигналов учебной информации. С блока 14 биодатчиков сигналы биопроцессов обучаемого поступают через полирегистратор 19 на синхронизатор 18, где осуществляется преобразование регистрируемых биопроцессов в импульсные сигналы, частота которых соответственно равна частоте пульса обучаемого, частоте а-ритма ЭЭГ, частоте дыхания обучаемого. С синхронизатора 13 указанные сигналы поступают на блок / программного управления, где кодируются при помощи ШИМ. С блока программного управления сигналы управления поступают на блок 4 формирования сигиалов учебной информации и управляют его работой и работой аудиовизуального демонстрационного блока 5. Одновременно с блока программного управления поступают сигналы включения через коммутатор 20 блока 26
жстргталдолжитетей и блока 27 функционального фона. С1 гиалы функционального фона, служащие для оптнмнзации состоя ;1я об чаемого г, сигналы экстрараздражителей,служащие для поддержания неугасающей 1)иент 1ровочной реакцни, через коммутатор 21 поступают на аудиовизуальный демонстрационный блок 5, откуда вместе с сигналами учебной информации бло10ка 4 формирования сигналов учебной информац ;и воспроизводятся обучаемому.
В процессе обучения цодача учебной информации по сигналу с блока 1 программного управления прерывается и подается
15 программа тестов с блока 22 тестов состояния обучаемого и одновременно регистрируются реакции обучаемого устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого.
Если показатели состояния обучаемого соответствуют первоначальным, подачу учебной информации продолжают. Если показатели изменяются, то в зависимости от этого изменения обучаемому подают одновременно с учебной информацией субсенгорные сигналы с блока 25 субсенсорных сигналов и изменяют программу функционального фона на тонизирующую либо на тормозную.
Через некоторое время вновь проводят тестирование. Если по-прежнему имеется отклонение состояния обучаемого от оптимального, то включают блок субсенсорных сигиалов и блок суггестивных сигналов,
5 которые воспроизводят одновременно с сигналами учебной информации и сигналами фуикщюнального фона с аудиовизуального демонстрационного блока 5.
В случае, когда иосле очередного тестирования отклонеине состояния обучаемого от
0 первоначального сохраняется, с блока программного управления поступает сигнал выключения блока 4 формирования сигналов учебной информации, а также блоков
5 суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей и синхронизатора 18, и поступает сигнал включения блока 23 аутотренинга. Программа аутотренинга воспроизводится до полного восстановления первоначального состояния и
0 работоспособности.
После восстановления работоспособности обучаемого сеанс обучения ведут по описанной выще схеме. В процессе обучения регистрируются также ответы обучае5мого на сигналы учебно информации при помощи устройства 5 ввода ответов и реакций обучаемого и устройства 2 анал1.за и регистрации ответов и состояния с-бучаO)го, так, как было описано выще. По результата анализа выносится рещение о арОБЕдении обучения по заданной программе, об изменении этой программы.
В процессе обучения входит сеанс информационной стимуляции.
11 С блока 1 программно.- j-,усиления поступает сигнал включения блока 4 формирования сигналов учебной информации, блока 25 субсенсорных сигналов и блока 27 функционального фона. С блока 14 биолатчи1шв ностуиают сигналы биореакций обучаемого на блок / программного управления. С блока программного управления также поступает сигнал включения блока 7 сти.мулирующего информационного фона, с которого сигналы через коммутатор 20 поступают на блок субсенсорных сигналов 1 блок функционального фона, откуда поступают на аудиовизуальный демонстрационный блок 5. С блока стимулирующего информационного фона сигналы также поступают на блок 4 формирования сигналов учебной информации, аддитивно складываются с сигналами учебной информации и поступают также на аудиовизуальный демонстрационный блок 5. С блока 5 стимулирующие сигналы информационного фона воспроизводятся обучаемому. Воспроизведение (кинопроекция) осуществляется особым образом: с чередованием негативных и позитивных изображепий сигналов информационного фона с частотой а-ритма ЭЭГ и полиэкранным дублированием, что позволяет снизить антисуггестивные барьеры восприятия обучаемого и активизировать неосознаваемую психическую деятельность обучаемого и его мнемические сиособности. Через блок / программного управления сигналы биореакций обучаемого поступают на блок 7 стимз лирующего информационного фона и управляют скоростью и ритмом воспроизведения сигналов информационного фона. В сеансе активизации пассивного запаса учебной информации учебная информация воспроизводится с применением информационного стимулирования. Кроме того, с аудиовизуального демонстрационного блока 5 производятся световая индикация и задание времени ответа с интервалом в синтагму (смысловую единицу). Ответы обучаемого регистрируются устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого и блоком управления, что позволяет установить обратную связь с блоком программного управления и нроводить диалог с обучающей мащиной на иностранном языке, а также диалог с обучающей мащиной в программе психоинтелектуальной генерации (ПИГ). В сеансе релаксации и управляемогоспа обучаемому представляется аудиовизуальные сигналы управляемого спа и реласации, а также осуществляется контроль объективпых показателей состояния обличаемого. Для этого с блока программного управления подаются сигналы включения блока 24 суггестивных сигналов и
12 блока 27 функционального фона. С данных блоков сигнал, сформированный на коммутаторе 21, поступает на блок 5, с которого сигналы управляемого сиа, представляющие собой речевые сигналы программированного аутотренинга и суггестивной стимуляции в сочетании с фоновой музыкой, содержащей ритмы бионроцессов сияniero человека, воздействуют па обучаемого и вводят его в состояние релаксации и суггестивно-управляемого сна. Рейлпзуемость сигналов суггестивного уиравления контролируется устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого, как описано выще. С блока 1 программного уиравления поступает сигнал на выключение блока 28 светостимуляции, откуда сигнал поступает на коммутатор 21, синхронизируется с сигпалами суггестивного управления и функционального фона и поступает далее на блок 31 квазиестественной светостимуляпии, который в соответствии с программой плавно изменяет освещенность аудитории 10, имитируя почпое освещение при засыпании обучаемого и рассветное, а затем дневное при пробуждеиии обучаемого, и на блок 30 полихроматической тоностимуляции, который иодкренляет суггестивное воздействие аутотренинга и фоновой музыки специфическими световыми эффектами. Сеанс сенсомоторного обучения професспональпым двигательным навыкам проводится следующим образом. С аудиовизуального демонстрационного блока 5 воспроизводят речевые сигналы инструкций и речевые суггестивные сигналы управления двигательной активностью обучаемого. Кроме того, синхронно с учебной информацией с блока 29 биостимуляилп на блок 33 стимулирующих электродов поступает стимулирующий синхсоидальный сигнал с частотой 80 Гц и меняющейся амплитудой. Стимулирующие электроды закреплены на мыщцах обучаемого, участвующих в осваиваемом движении. При работе обучаемого на тренажере 12 формируются сигналы ответа и реакций обучаемого и поступают на блок 16 анализа ответов обучаемого. Работа блока анализа ответов обучаемого и блока 4 формирования сигпалов учебной информации при анализе ответов и реакций описана выще. Сеанс активного отдыха нроводится з перерывах между указанными сеансами. Он осуществляется следующим образом: при включении блока суггестивных сигна,(;; м блока субсепсорных сигналов с ;уди;:визуального демонстрационного блока 5 |«)С :ро:г: водятся суггестивные и субсс.чсорные сигналы управления состоянием, куда также поступают сигналы инструкций статической и динамической гимнастики, а с блока 4 формирования сигналов учебной
13
информации - сигналы учебной информации.
При обучении иностранному языку аудиовизуальные сигналы аудиовизуального демонстрационного блока 5 представляют собой развлекательный кинофильм на иностранном языке. Исиытуемый ио инструкции воздействует на блок // дозированной физической нагрузки, осуществляющий дозированную физическую нагрузку на все основные мыщцы обучаемого. Выполнение упражиений дозированных физических нагрузок регистрируется описанным выше образом устройством 2 анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого и аиализаторного сигнала с блока 4 формирования сигналов учебной информации.
Кроме того, обучаемому воспроизводят развлекательные музыкальные и светомузыкальные программы посредством блоков функционального фона и светостимуляции, блоков полихроматической тоностимуляции и квазиестественной светостимуляции, блока аудиовизуальиого демонстрационного блока.
Заканчивается цикл обучения проведением сеанса реминисценции (отсроченного воспоминания).
В этом сеансе обучаемому восироизводятся с аудиовизуального демонстрациоииого |блока 5 субсенсорные сигналы учебной информации блока 4 формирования сигналов учебной информации, производится иодача учебной ииформации в ритме биопроцессов цри иомощи блока 14 биодатчиков, регистратора 19 и синхронизатора 18, воспроизводятся сигналы блока стимулирующего информационного фона и блока функционального фона, осуществляющие информационную стимуляцию. Основным отличием сеанса реминисценции является воспроизведение с блока 4 формирования сигналов учебной информации и блока 24 суггестивных сигналов посредством аудиовизуального блока суггестивных установочных имаготерапевтических формул управлеиия, активизирующих речевую и мнем ческую деятельность обучаемого и тонизирующих его состояние.
Использование иредлагаемой системы для ускоренного обучения иностранным языкам (например, английскому, немецкому, французскому) без преподавателя по изучаемому предмету дает возможность курс языка с объемом 3000-4000 слов пассивного запаса усвоить в среднем за 10- 12 дней обучения (80-100 ч учебного времени). При обучении японсколг языку пассивный лексический запас в 1000-1200 иероглифов усваивается за 15-20 дней обучеиия.
При обучении скорочтению скорость чтения удваивается за 2-3 дня обучения при сохранении качества усвоения.
14
При обучеиии машиноииси скорость работы на пищущей мащиике 140-170 ударов в 1 мин достигается в среднем за 3-4 дня обучения.
Курс аутогенной тренировки (аутотренинга) ири использовании изобретения усваивается за 2-4 дня обучения.
Курс теоретических и гуманитарных дисциплин (например, теория вероятностей, социальная психология, линейный
10 рисунок) в объеме одного семестра вуза усваивается за 2-4 дня обучения на уровне оценки «хорощо.
Использоваиие изобретения позволяег также тонизировать общее состояние и ра5ботоспособность об}чаемого.
Ф о р .м л а изобретения
1. Автоматизированная система для
0 обучения и контроля знаний, содерл ащая блок программного уиравления, входы которого соединены с выходами устройства анализа и регистрации ответов и состояния обучаемого, первые входы которого подключены к выходам устройства ввода ответов и реакций обучаемого, второй вход - к первому выходу блока программного управления, третий вход - к первому выходу блока формирования сигналов
0 учебной ппформацпи, соединенного вторым выходо.м с первым входом аудиовизуального демонстрационного блока и первым входом - с вторым выходом блока программного управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей системы, она содержит устройство уиравления восприятием, состоянием и работоспособностью обучае.мого, блок стимулирующего информацион0ного фона и устройство рефлекторно-устанозочных воздействий, подключенное к первым выходам з стройства управления восприятием, состоянием и работоспособностью обучаемого, второй выход которого
5 соединен с вторым входом аудиовизуального демонстрационного блока, третий выход - с четвертым входом зстройства анализа и регистрации ответов и состояний обучаемого, первый вход - с третьим выходом блока программного управления, второй вход - с первым выходом блока стимулирующего информационного фона, подключенного вторым выходом к второму иходу блока формнрования сигиалов учебной информации и входом - с четвертым выходом блока ирограммного управлеппя.
2.Система по п. 1, отличающаяся 1ем, что в ней устройство ввода ответов и 11еакций обучаемого содержит блок дозированной физкчеекой нагрузки, тренажер, блок ввода ответов и блок биодатчиков, соединенные с выходами устройства.
3.Система по п. 1, отличающаяся
5 тем, что в пей устройство анализа и реги15
страции ответов и состояний обучаемого содержит дешифратор, блок анализа ответов, блок синхронизации и регистратор, выходы которого подключены к входам блока анализа состояний и блока синхронизации.
4. Система но п. 1, отличающаяся тем, что в ней устройство управления восцриятием, состоянием и работоспособностью обучаемого содержит входной и выходной коммутаторы и блоки тестов состояний, аутотренинга, суггестивных сигналов, субсенсорных сигналов, экстрараздражителей, функционального фона, светостимуляции и биостимуляции, входы и выходы которых соединены с соответствующими выходами и входами входного н выходного коммутаторов соответственно.
16
5. Система по п. 1, отлнчающаяся тем, что в ней устройство рефлекторноустановочных воздействий содержит блоки полихроматической тоностимуляции, квазиестественной светостимуляцин, рефлекторных подкреплений и стимулирующих электродов, входы и выходы которых соединены соответственно с входами и выходами устройства.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе:
№ 3516175, кл. 35-8,
1. Патент США 1970.
СССР
2. Авторское свидетельство № 492213, кл. G 09 В 7/04, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1995 |
|
RU2110095C1 |
Телевизионное обучающее устройство | 1977 |
|
SU1550565A1 |
Способ преобразования информации | 1977 |
|
SU699537A1 |
Способ программированного обучения | 1980 |
|
SU997074A1 |
Устройство для обучения | 1983 |
|
SU1273974A1 |
Устройство для обучения | 1978 |
|
SU743007A1 |
Адаптивная система для обучения и контроля знаний и состояния учащихся | 1977 |
|
SU734793A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU960901A1 |
СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ | 2004 |
|
RU2252789C1 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2020873C1 |
I I
Авторы
Даты
1978-11-30—Публикация
1976-02-04—Подача