Изобретение относится к радиоприемникам с «немой настройкой, именно к таким, у которых элементы настройки приводятся в движение электрическим двигателем. В таких радиоприемниках при включении двигателя цепь последнего используется в качестве источника смещающего напряжения, подводимого к некоторым лампам приемника и запирающего их, когда двигатель включён.
Целью изобретения является усоверщенствование системы немой настройки для радиоприемников с моторным приводом элементов настройки; источником напряжения является цепь электродвигателя, причём иа последнем отсутствуют добавочные обмотки, служащие источником запирающего напряжения в существующих системах. Для получения запирающего напряжения здесь используется трансформаторное действие обмоток двигателя, питаемых переменным током: получаемое таким образом напряжение выше, чем в существующих системах такого рода.
В существующих системах на электродвигателе настройки имеется отдельная добавочная обмотка. Электродвигатель питается переменным током, поэтому на этой обмотке индуктируется напряжение, которое выпрямляют и подводят к сеткам некоторых ламп усилителя; таким способом эти лампы запираются и поэтому при nepecTpoiiKe приемника с одной станции на другую выходной каскад оказывается запертым и всякие шумы и свисты не слыщны.
У современных приёмных ламп запирающее смещение бывает сравнительно велико. Используя трансформаторное действие обмоток двигателя, можно обойтись без особых добавочных обмоток на нём и в то же время получить сравнительно высокое запирающее напряжение.
Сущность изобретения поясняется прилагаемым чертежом.
На фиг. 1 дана схема приемника, снабжённогоэлектродвигателем
для настройки, на фиг. 2 - вариант изобретения.
В приемнике фиг.. 1 имеются обычные элементы настройки, условно обозначенные блоком 5; зыходно1 контур 6 этого блока соединён с детекторной лампой 7,
которую можно рассматривать как второй детектор супергетеродина и которая поэтому относится к типу диодов.
Лампа 7 относится к типу дубльдиодов; в пей имеются аиоды 8 и 9, катоды 10 и И и подогрев 12. Диод 8-10 служит вторым детектором приемника, а диод 9-И выпрямляет переменное папряжение и служит таким образом источником постоянного папряжения, запирающего приемник во время перестройки; источником переменного напряжения, подаваемого на диод, служит - электродвигатель переменного тока 13.
Диод 8-10 связан с усилителем НЧ сопротивлением 14, соединённым через сопротивление 15 с потенциометром РГ 16-17, который в свою очередь соединён через конденсатор 18 с сеткой 19 первой лампы 20 усилителя НЧ.
С первым каскадом 20 усилителя НЧ связан второй каскад 21, раскачивающий мощный оконечный двухтактный каскад 23-24; последний каскад связан не только с лампой 21, но и с лампой 22, служащей инвертором фазы. К выходу последнего каскада через трансформатор 26 присоединён говоритель 25.
Питание приемника берётся, как обычно, от делителя, соединённого с подходящим выпрямителем; последпий на чертеже не изображён; анодные напряжения снимаются с сопротивлений 27, включённых (последовательно с обмоткой подмагничивания 30 громкоговорителя) между землёй 28 и положительным зажимом 29 выпрямителя; смещающие напряжения снимаются с сопротивлений 31, включёпных между землёй и отрипательным зажимом 32 выпрямителя.
К лампам 23 и 24 постоянное смещение подводится по проводу 33. К лампам 20, 21 и 22, а также к другим усилительным лампам сигнального канала, смещение подводится по проводу 34; все катоды заземлепы, причём катод лампы 21 заземлёп через вторичную обмотку трансформатора 26, чем достигается
дерегенеративная обратная связь. В цепь смещения, кроме провода 34, входит сопротивление 36, служащее источником запирающего потенциала, затем провод 37, идущий к аноду 9 запирающего диода, далее - катод 11 этого диода, провод 38, присоединённый к зажиму 40 двигателя 13, обмотка 41 двигателя и земля 43. Когда двигатель включён, то выпрямленный ток течёт от зажима 42 через сопротивление 31, землю, провод 34, сопротивление 36, провод 37, диод 9-11 и провод 38 к зажиму 40 обмотки 41.
Напряжение на сопротивлении 36 складывается с нанряжением па сопротивлении 3i, так что провод 37 делается более отрицательным; отрицательное с дещение на лампах 20, 21 и 22 возрастает настолько, что эти лампы по существу запираются; таким образом при включепии двигателя сигналы становятся неслышны.
К отрицательному нроводу 37 питания присоединены фильтры; фильтр 45-46 защищает сетку 19, фильтр 48-49 защищает лампы 21 и 22. По нроводу 51 смещение можно подводить к лампам ВЧ или ПЧ, входящим в блок 5. Сопротивление 36 зашунтировано конденсатором 52.
Постоянные времени цепей 45- 46, 48-49 и 36-52 подобраны так. чтобы при нормальном реверсировании двигателя запирающее напряжение на сопротивлении 36 не исчезало до тех пор, пока настройка не будет закончена. Кроме того 1Юстоянная времени цепи источника смещения должна быть такова, чтобы фон от включёгп ого двигателя не ВЛИЯ.1 на незапертые каскады и чтобы индукция от двигателя не нередава.:1ась через усилитель к громкоговорителю
В и)имере реверсивность двигателя достигается двумя обмотками 41 и 55; обГЛотки имеют общую точку 42. К этой точке присоединена главная рабочая обмотка 57, через которую проходит неременный ток, ПОДВОДИМЫ НО ПрОВОду 53. От точки 42 ток течёт через одну из o6 iOTOK 41 или 55, в зависимости от положения коммутатора 58: пластинка 59 коммутатора соединена с обмоткой 55, а нластинка 60-с обмоткой 41. С коммутатором 58 через контакты 61 соединены кнопки селектора 62. Якорь 64 двигателя соединён передачей 65 с коммутатором 58, а передачей 66- с элементами настройки приемника. Система настройки приемника может быть выполнена различно и потому подробнее не описывается.
От провода 63 переменный ток течёт через контакты 62, один из контактов 61, пластинку 59, обмотки 55 и 57 к проводу 53. Протекающий через обмотку 55 ток индуктирует в обмотке 41 напряжение и этим заставляет действовать запирающую схему; напряжение равно тому, которое получается и в том случае, когда цепь двигателя составляется из провода 63, кнопки 62, контакта 61, пластинки 60, обмоток 41 и 57 и провода 53; при таком включении двигателя он идёт в обратную сторону. Если к двигателю подводится переменный ток напряжением 24 вольта, то напряжение на обмотке 41 равно примерно 16 вольт, когда эта обмотка включена, и около 13 вольт, когда включена обмотка 55, а обмотка 41 работает как вторичная обмотка трансформатора. Таким образом подводимое к диоду 9-11 напряжение практически не зависит от способа включения двигателя, а в то же время цепь выпрямителя остаётся всё время присоединённой к одной и той же обмотке. Таким образом для получения запирающего напряжения добавочная обмотка не нужна.
Трансформаторное действие обмотки 55 и 41 можно использовать для получения полного напряжения переменного тока и для увеличения этого напряжения, если оно подводится к запирающему выпрямителю, как показано на фиг. 2.
На фиг. 2 переменный ток подводится по проводу 53 к главной обмотке 57, а реверсирующие обмотки 41 и 55 соединены с коммутатором 58, как и на фиг. 1. Для упрощения чертежа изображён только один селекторный контакт 61 и один выключатель 70, соответствующий любому из выключателей 62 на фиг. 1.
Однако же в этой схеме заземлён конец 40 обмотки 41, а не общая точка 42 обмоток 41 и 55. Это даёт возможность подводить к запирающему диоду по проводу 38 полное суммарное напряжение обеих обмоток.
Напряжения на обмотках 41 и 55 равны 16 и 13 вольт, а векториальная сумма их равна 28 вольт. К двигателю подводится напряжение 24 вольта, из которых 8 вольт приходится на главную обмотку 57, а 16 вольт на реверсирующую обмотку. На другой реверсирующей обмотке индуктируется напряжение 13 вольт.
Если включена обмотка 55, то напряжение на ней равно 16 вольт, а напряжение на обмотке 41 равно 13 вольт. Используя такое трансформаторное действие обмоток, можно подвести к запирающему выпрямителю напряжение, даже превыщающее напряжение источника питания двигателя.
В этой схеме также применён дубль-диод-триод, как и в схеме фиг. 1; диодная часть состоит из анодов 8 и 9 и катода 10, а триод состоит из анода 71, сетки 70 и того же катода Ш; последний заземлён. Анод 8 служит детектором, анод 9 - выпрямителем запирающего напряжения, а триодная часть 70-71 служит первым каскадом усиления НЧ; катод 10 является общим для всех этих трёх цепей. Так как катод заземлён, то схема эта несколько отличается от схемы фиг. 1.
Анод 9 соединён через конденсатор 72 с одним концом реверсирующей обмотки двигателя, другой конец 40 которой заземлён. Анод соединён через сопротивления 73 и 74 с отводом 75 от сопротивления 76, включённого в отрицательный провод питания; точка 75 отрицательна относительно земли 77. Так как катод 10 также заземлён, то на
сетку 70 от точки 79 подаётся отрицательное смещение, увеличивающееся при включении двигателя; источником этого смещения служит сопротивление 74. Сигналы НЧ подводятся к той же сетке через провод 80 и регулятор громкости 81. К другим сеткам запирающее смещение подводится по проводам 82 и 83, в которые включены фильтры 84-85 с надлежаще подобранной постоянной времени. Сопротивление 74 защунтировано конденсатором 86, действующим совместно с другими конденсаторами таким образом, чтобы запирающая цепь обладала нужной постоянной времени; последняя подбирается с таким расчётом, чтобы запирание происходило одновременно с включением двигателя, но сохранялось в течение некоторого времени, от четверти до трёх четвертей секунды; благодаря этому, в моменты реверсирования двигателя при настройке приемника последни остаётся запертым, пока настройка не будет закончена.
Фильтровые конденсаторы присоединены к сеточным концам фильтровых сопротивлений, так что при определённом заряде этих конденсаторов приемник запирается; при таком способе включения цепь выпрямителя и фильтров реагирует на включение двигателя тем, что фильтровые конденсаторы заряжаются до заданного напряжения, а разряд происходит по истечении заданного интервала времени.
Схема по фиг. 1 имеет то преимущество, что общая точка 42 заземлена непосредственно, а концы обмоток 40 и 56 заземлены через конденсаторы 89.
Преимущество схемы по фиг. 2 перед схемой по фиг. 1 заключается в том, что запирающее напряжение снимается с обеих обмоток, включённых последовательно, так что это напряжение не меняется при реверсировании двигателя. Кроме того напряжение это настолько велико, насколько это возможно получить с данным двигателем, и может даже превышать напряжение питания двигателя.
Обе описанные схемы дают возможность получить простым способом напряжение, достаточное для запирания современных усилительных ламп, причём ничто в них не мешает нормальной работе двигателя и какие-либо добавочные обмотки на пём не нужны.
Предмет изобретения
Радиоприемник с автоматической настройкой при помощи реверсивного электрического двигателя, от цепи которого берётся напряжение смещения для запирания ламп приемника во время работы двигателя, отличагощийся тем, что в качестве повышающего трансформатора использована обмотка электрического двигателя, служащего для настройки приемника. 7je 7i 7 Фиг. 1 Ч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Радиоприемник | 1940 |
|
SU63916A3 |
Радиоприемник с бесшумной настройкой | 1939 |
|
SU77443A3 |
Способ удержания постоянства фазного и частотного совпадения генераторов строк и кадров | 1940 |
|
SU63914A3 |
Устройство для бесконтактного следящего привода | 1941 |
|
SU63607A1 |
Супергетеродинный радиоприемник | 1940 |
|
SU63463A3 |
Устройство для комбинированного приема телевизионных изображений | 1941 |
|
SU63584A1 |
Автомобильный сварочный агрегат | 1991 |
|
SU1814600A3 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУТАЦИЕЙ | 1993 |
|
RU2075823C1 |
Двухтактный ламповый генератор | 1945 |
|
SU68557A1 |
УСТРОЙСТВО для ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ | 1968 |
|
SU208766A1 |
Авторы
Даты
1944-01-01—Публикация
1940-01-07—Подача