Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для измерения индуктивности катум1ек, имеющих короткозамкнутый металлический каркасе и может быть использовано для измерения индуктивности катушек управления трехфазных дросселей насыщения, короткозамкнутый виток которых предназначен для уменьшения напряжения третьей гармоники в цепи управления. Известно устройство для измерения индуктивности катушек, выполненное в виде моста, два плеча которого образованы активными сопротивлениями, а два других - конденсатором и измеряемой индуктивностью. В диагональ основного .моста включен второй мост 1. Однако это устройство не обеспечивает измерения индуктивности катушек, имеющих короткоза.мкнутый металлический каркас. Наиболее близким по технической су цпости к предложенному является мост, два плеча которого образованы конденсаторами равной емкости, а два других - измеряемой индуктивностью и 1 ндукти1пюстью сравнения 2J. Однако этот мост также HV обеспечивает измерения индуктивности чгт; щек, имеющих короткозамкнутый металлический каркас. Наличие у катущки короткозамкнутого металлического каркаса, сбразующего корОТКОЗаЛПчНутЫЙ виток, в котором И Д :чтируется ток, создающий в сво;о очередь встречный .магнитный потоков несколько раз ослабляющий основной магнитный поток катушки, является основной причи. позволяющей измерить действительную ве.П чину индуктивности . Ве.личина индуктивности, полученная в результате из.мерения, может быть (в зависимости от частоты питания моста и величины омического сопротивления) более чем в два раза меньше действительной величины. Целью изобретения является распшрение функциональных воз.можностей при сохранении точности нзмерен1й. Это достигается за счет того, что в устройство для измерения и ндуктивности катущек, содержащее источник питания, включенный в диагональ питания моста, индикаторный прибор, включенный в измерительную диагональ моста, мост, два плеча которого образованы конденсаторами, два других - соответственно зажимами для подключения измеряемой катушки индуктивности, имеющей короткозамкнутый виток, и эталонной катушкой индуктивности, имеющей разомкнутый компенсационный виток, введены дополнительная эталонная катущка индуктивности и два образцовых резистора. Дополнительная эталонная катушка индуктивности включена в плечо последовательно с зажимами для подключения измеряемой катушки индуктивности. Один образцовый резистор включен в плечо последовательно с эталонной катущкойиндуктивности, а другой образцовый резистор подключен к разомкнутому компенсационному витку, имеющему тесную индуктивную связь с эталонной катушкой индуктивности. Разомкнутый компенсационный виток выполнен в виде каркаса, на который намотана эталонная катушка - индуктивности. На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства. Устройство содержит два плеча, образованные конденсаторами 1 и 2, образующими вершину диагонали питания моста, третье плечо образовано измеряемой катушкой индуктивности 3, имеющей короткозамкнутый металлический каркас 4, и последовательно соединенной с ней образцовой катушкой индуктивности 5, а четвертое - эталонной катушкой индуктивности 6 и последовательно соединенным с ней образцовым резистором 7. Эталонная катущка 6 имеет тесную индуктивную связь с разомкнутым компенсационным витком 8, который выполнен как элемент каркаса эталонной катушки 6. К концам компенсационного витка 8 присоединен переменный резистор 9. В измерительную диагональ моста включен индикаторный прибор 10. Устройство работает следующим образом. В двух плечах моста, состОяших из конденсатора 1, образцового резистора 7 и эталонной катушки 6, которые соединены по цепи питания последовательно, возникает резонанс напряжений, так как реактивное сопротивление конденсатора 1 выбирается равным реактивному сопротивлению эталонной катушки 6, т.е. реактивное сопротивление указанной цепи равно нулю. Добротность этого контура определяется с одной сто роны величиной сопротивления образцового резистора 7, который равен омическому сопротивлению измеряемой индуктивности, а с другой - величиной омического сопротивления цепи компенсационного витка 8. В двух других плечах, образованных конденсатором 2, образцовой катушкой индуктивности 5, измеряемой катущкой индуктивности 3, также возникает резонанс напряжении, если реактивное сопротивление образцовой и измеряемой индуктивностей будет равно реактивному сопротивлению конденсатора 2 и реактивному сопротивлению эталонной катушки 6 Добротность второго контура определяется омическим сопротивлением катушки индуктивности 3 и сопротивлением короткозамкнутого металлического каркаса 4. Уравновешивание моста производят регулировкой индуктивности катушки 5, добиваясь резонанса напряжения в цепи измеряемой катущки индуктивности 3 и конденсатора 2, и регулировкой величины сопротивления переменного резистора 9 цепи компенсационного витка 8, с помощью которого добротность контура цепи эталонной катущки устанавливают равной добротности контура цепи измеряемой катушки индуктивности 3. Равновесное состояние моста индицируется на приборе 10. Для определения величины омического сопротивления короткозамкнутого металлического каркаса 4 разомкнутый компенсационный виток 8 выполнен в виде каркаса, размеры и форма которого аналогичны металлическому каркасу измеряемой индуктивности. Устройство обеспечивает измерение индуктивности катушек с точностью не хуже ±0,5% и издмерение с высокой точностью омического сопротивления короткозамкнутого металлического каркаса (или специального наложенного короткозамкнутого витка), величина которого является одним из основных параметров катушки. Кроме того устройство обеспечивает измерения и контроль числа витков катушек при испытаниях электрической прочности межвитковой изоляции. Формула изобретения 1. Устройство для измерения индуктивности катушек, содержащее источник питания, включенныйв диагональ питания моста, индикаторный прибор, включенный в измерительную диагональ моста, мост, два плеча которого образованы конденсаторами, два других - соответственно зажима.ми для подключения измеряемой катущки индуктивности, имеющей короткозамкнутый виток, и эталонной катушки индуктивности, имеющей разомкнутый компенсационный виток, отличающееся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей при сохранении точности измерений, в него введены дополнительная эталонная катущка индуктивности и два образцовых резистора, при этом дополнительная эталонная катушка индуктивности включена в плечо последовательно с зажимами для подключения измеряемой катушки индуктивности, один образцовый резистор включен в плечо последовательно с эталонной катушкой индуктивности, а другой образцовый резистор подключен к разомкнутому компенсационному витку, имеюш.ему тесную индуктивную связь с эталонной катушкой индуктивности.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что разомкнутый компенсационный виток выполнен в виде каркаса, «& который намотана эталонная катушка индуктивности. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 464830, кл. G 01 R 17/10, 1973.
2.Карандеев К. Б. Специальные методы электрических измерений , Госэнергоиздат, 1963, с. 162-165.
Авторы
Даты
1979-03-25—Публикация
1976-11-11—Подача