Устройство для защиты контактной сети электровозного транспорта Советский патент 1979 года по МПК H02H3/16 B60M1/00 

Описание патента на изобретение SU653667A1

Изобретение относится к устройствам защитного отключения контактной сети электровозного транспорта и может быть использовано в шахтном транспорте.

Известно аналогичное устройство для зашиты электрических и контактных сетей при аварийных утечках 1.

Из известных устройств наиболее близким по технической супдности и достигаемому результату является устройство для защиты контактной сети электровозного транспорта с питанием нагрузки от трехфазного выпрямителя через вентильный выключатель и контактную сеть и использованием рельсового пути в качестве общей цепи нагрузки, содержащее чувствительный элемент, измерительный блок, один из входов которого подключен к контактной сети, и источник оперативного тока, вход которого подключен к общей цепи нагрузки, а выход - ко второму входу измерительного блокаГ21.

Недостатком известного устройства является неустойчивое срабатывание реле чувствительного элемента из-за изменения рабочего тока, вызванного разными режимами работы электровозного транспорта, что снижает надежность работы устройства при защитном отключении контактной сети в случае различных аварийных утечек. Целью изобретения является упрощение и повыщение надежности устройства путем устранения зоны нестабильного отключения. Указанная цель достигается тем, что устройство для защиты контактной сети электровозного транспорта с питанием нагрузки от трехфазного выпрял ителя через

вентильный выключатель и контактную сеть и использованием рельсового пути в качестве общей цепи нагрузки, содержащее чувствительный элемент, измерительный блок, один из входов которого подключен к контактной сети, и источник оперативного

тока, вход которого подключен к общей цепи нагрузки, а выход - ко второму входу измерительного блока, снабжено источником эталонного напряжения, при этом вентильный выключатель выполнен на тиристоре,

управляющий вход которого подключен к выходу чувствительного элемента, выполненного на двух диодах, двух нагрузочных ре зисторах и п-р-п транзисторе, эмиттер которого подключен к выходу источника эталонкого напряжения, другой выход которого подключен к общей цепи пагрузки, коллектор соединен через один нагрузочный резистор с общей цепью нагрузки и подключен к выходу чувствительного элемента, а база транзистора подключена к выходу измерительного блока через два последовательно включенных анодами диода, точка которых через другой нагрузочный резистор подключена к общей цепи нагрузки.

На чертеже представлена блок-схема описываемого устройства.

Блок-схема включает нагрузку I, которая питается постоянным прерывистым напряжением, создаваемым схемой трехфазного выпрямителя 2 через контактную сеть 3 и вентильный выключатель 4. Управляется вентильный выключатель 4 с помощью чувствительного элемента 5, схема которого содержит транзистор 6, нагрузочные резисторы 7, 8 и диоды 9 и 10. К одному из входов чувствительного элемента 5 подключен источник эталонного напряжения 11, а ко второму входу чувствительного элемента 5 через измерительный блок 12. подключен источник оперативного тока 13. Второй вход измерительного блока 12 подключен к контактной сети 3. Нагрузка I, источник оперативного тока 13, чувствительный элемент 5, источник эталонного напряжения 11 подключены к общей цепи нагрузки (рельсу) 14. Сопротивление утечки 15 возникает между контактной сетью 3 и общей цепью нагрузки 14.

Схема чувствительного элемента 5 производит сравнение двух напряжений: Оэ, поступающего от источника эталонного напряжения 11, и УИЗМ , поступающего через измерительный блок 12 от источника оперативного тока 13 в момент пауз тока нагрузки IH . В период таких пауз оперативный ток 1о , проходя по цепи «- источника 13, измерительный блок 12, контактная сеть 3, сопротивление утечки 15, общая цепь нагрузки 14, « + источника 13, производит контроль состояния контактной сети 3 относительно обратной цепи нагрузки 14.

Одновременно на делителе «- источнике оперативного тока 13, измерительный блок 12, диод 10 и нагрузочный резистор 8 чувствительного элемента 5, общая цепь нагрузки 14, « + источника 13, выделится напряжение Uo , создающее в точке А определенный потенциал, который зависит от значения сопротивления утечки 15.

Если сопротивление утечки 15 равно бесконечности, то напряжение источника оперативного тока Uo , выделенное на делителе, распределится таким образом, что в точке А потенциал будет больще, чем потенциал от источника эталонного напряжения 11 в точке В. В этом случае транзистор 6 чувствительного элемента 5 закрыт, так как

ток через эмиттер - коллекторный переход не течет.

На коллекторе транзистора 6 выделится выходной сигнал «О (логический уровень сигнала).

Если сопротивление 15 утечки окажется HHJke допустимого по условиям безопасности, то это приведет к перераспределению напряжения Uu . В точке А потенциал уменьщится до величины, ниже потенциала источника эталонного напряжения 11 в точке В. Транзистор 6 чувствительного элемента 5 откроется, так как через эмиттер - коллекторный переход пройдет ток. На коллекторе выделится выходной сигнал «1.

Изменением выходного сигнала с «О на «1 чувствительный элемент 5 осуществляет управление вентильным выключателем 4,который защищает контактную сеть 3 от различных аварийных утечек.

Надежность отключения обеспечивается тем, что транзистор 6 работает в релейном режиме, - который происходит из-за того, что при изменении потенциалов в точках А и В открывается или закрывается один из диодов - 9 или 10.

Изменение рабочего тока при разных режимах работы электровозного транспорта в этом случае на работу устройства защиты не влияет. ,

Использование описанной схемы чувствительного элемента 5 в устройстве для защиты контактных сетей электровозного транспорта, обеспечивает по сравнению с существующими устройствами:

-высокую точность измерения сопро5 тивления утечки;

-надежное отключение при различных аварийных утечках и различных нагрузках в контактной сети;

-расщирение зоны стабильного отключения, допуст 1мого по условиям безопасности;

-значительное упрощение устройства.

Формула изобретения

Устройство для защиты контактной сети электровозного транспорта с питанием нагрузки от трехфазного выпрямителя через вентильный выключатель и контактную сеть и использованием рельсового пути в качестве общей цеПи нагрузки, содержащее чувствительный элемент, измерительный блок, один из входов которого подключен к контактной сети, и источник оперативного тока, вход которого подключен к общей цепи нагрузки, а выход - ко второму входу измерительного блока, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повыщения надежности устройства, путем устранения зоны нестабильного отключения, оно снабжено источником эталонного напряжения, при этом вентильный выключатель выполнен на тиристоре, управляющий вход которого подключен к выходу чувствительного элемента, выполненного на двух диодах, двух нагрузочных резисторах и п-р-п транзисторе, эмиттер которого подключен к выходу источника эталонного напряжения, другой выход которого подключен к общей цепи нагрузки, коллектор соединен через один нагрузочный резистор с общей цепью нагрузки и подключен к выходу чувствительного элемента, а база транзистора подключена к выходу измерительного блока через два последовательно включенных анодами диода, общая точка которых через другой нагрузочный резистор подключена к общей цепи нагрузки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Франции № 2188171, кл. Н 02 Н 3/16, 1975.

2.Авторское свидетельство СССР № 373812, кл. Н 02 Н 3/16, 1970.

Похожие патенты SU653667A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты тяговой сетипОСТОяННОгО TOKA 1979
  • Анохин Василий Петрович
  • Каймаков Алексей Андреевич
  • Тыртышный Петр Иванович
SU845218A1
Устройство для защиты от утечки то-KA B шАХТНОй ТягОВОй СЕТи C упРАВляЕ-МыМ ТиРиСТОРНыМ ВыпРяМиТЕлЕМ 1979
  • Мельников Юрий Федорович
  • Пастухов Александр Анатольевич
  • Зуев Валентин Никитович
  • Хлебников Евгений Федорович
SU851599A1
Устройство для защитного отключения контактной сети постоянного тока с цикличным прерыванием цепи нагрузки 1980
  • Бацежев Юрий Григорьевич
  • Животовский Александр Гаврилович
  • Ликаренко Анатолий Григорьевич
  • Батасов Юрий Николаевич
SU892558A2
Способ защиты тяговой сети при аварийном состоянии изоляции контактного провода относительно земли 1976
  • Шубин Николай Федорович
  • Рыбак Юрий Исидорович
SU644645A1
Устройство для защитного отключения контактной сети при замыкании на землю 1981
  • Косарев Николай Дмитриевич
SU1003225A1
Устройство для защитного отключения в трехфазной электрической сети с изолированной нейтралью 1979
  • Щуцкий Виталий Иванович
  • Дзюбан Виталий Серафимович
  • Прудников Владимир Сергеевич
SU792452A1
Устройство для защитного отключенияКОНТАКТНОй СЕТи пОСТОяННОгО TOKA СциКличНыМ пРЕРыВАНиЕМ цЕпи НАгРузКи 1979
  • Животовский Александр Гаврилович
SU845215A1
Устройство для защиты контактной сети от аварийных режимов 1988
  • Ремха Юрий Степанович
  • Флидермойз Александр Исакович
  • Астапов Леонид Арсентьевич
  • Цыбенко Юрий Викторович
  • Джура Николай Иванович
SU1607040A1
Устройство для защиты от утечки тока на землю в трехфазной электрической сети переменного тока с изолированной нейтралью 1978
  • Мусс Кирилл Борисович
  • Шулецкая Стелла Павловна
  • Драновский Александр Айзикович
  • Струнин Олег Борисович
  • Баяндин Карп Григорьевич
  • Левант Соломон Ефимович
SU744826A1
Устройство для защиты от утечки тока на землю в сети с изолированной нейтралью 1990
  • Крутько Владимир Тимофеевич
  • Руднев Александр Васильевич
  • Ходос Владимир Владимирович
  • Иончиков Анатолий Николаевич
SU1774424A1

Реферат патента 1979 года Устройство для защиты контактной сети электровозного транспорта

Формула изобретения SU 653 667 A1

SU 653 667 A1

Авторы

Шубин Николай Федорович

Рыбак Юрий Исидорович

Даты

1979-03-25Публикация

1977-02-09Подача