Цветомузыкальный инструмент Советский патент 1979 года по МПК A63J17/00 

Описание патента на изобретение SU659162A1

лнзацин художественного принципа соответствия: темное и тяжелое - внизу, светлое п легкое - вверху источники света устройства анализа фона и анализа рисунка размеидены в следуюодем порядке снизу вверх: фиолетовый, красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый, желтый, светло-голубой.

Для реализации принципа: повышение высоты звука - движение цветовой гаммы вверх при одновременном иосветлении цветовых сочетаний, источники света устройства анализа рисунка, связанные с полосовым фильтром низких частот, размещены в нижней части экрана, источники света устройства анализа рисунка, связанные с иолосовыми фильтрами средних частот, размещены в средней части экрана, а источник света устройства анализа рисунка, связа 1 ый с полосовым фильтром высоких частот, размещен в верхней части экрана.

На чертеже приведена структурная электрическая схема предлагаемого цветомузыкального инструмента.

Он содержит источник звука 1 и анализатор, включающий в себя устройства анализа фона и рисунка. Устройство анализа фона содерл ит блоки выделения 2, 3, 4 сигиалоБ, проиорциональных основной частоте и амплитуде п обратно пропорциональных амплитуде звукового сигнала, выходы которых через инте раторы 5 и усилители мощности б подключены к входам коммутатора 7, позволяющего производить любое подключение источника света с красным 8, сниим 9 или составным: зеленым, голубым, желтым 10 светофильтром на любой канал.

Блоки выделения являются, таким образом, элементарными анализаторами звука ио высоте п громкости, на выходе которых сигнал пропорционален, например, громкости звука или обратно пропорционален громкости звука, или, наконец, основной частоте звука.

Устройство анализа рисунка состоит из п полосовых фильтров 11, подключенных через усилители мощности 12 устройства анализа рисунка к источникам света 13 уетройства анализа рисунка.

Цветомузыкальный инструмент включает в себя также первый и второй блоки коррекции 14 и 15 коэффициента передачи, блок коррекции 16 постоянных времени интегрирования, первый и второй блоки управления 17 и 18, например ручного, интенсивностью цвета, а также экран 19, выиолненный, например, в виде стенки из набора прозрачных цилиндров, вплотную прилегающих друг к другу, и дополнительный экран 20, выполненный, например, из матового оргстекла.

Коиструктивное расположение источников света со светофильтрами по принципу: темное - внизу, светлое - вверху обеспечивается размещением на металлической панели матрицы из световых ламп накаливания, которые вынолняют функции источников света 8, 9, 10 со светофильтрами. Эти цветные лампы относятся к устройству анализа фона и по мощности значительно иревосходят лампы накаливания устройства анализа рисунка (в 50-100 раз).

Лампы красного, фиолетового и синего цветов смонтированы в нижней части панели. Лампы зеленого цвета расположены в

средней части, лампы голубого, оранжевого н желтого расположены в верхней ее части. Таким образом, цветовая гамма па экране меняется снизу вверх в следующем порядке: фиолетовый, красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый, желтый, светлоголубой.

Расположение цветовых ламп системы «рисунка соответствует иному психологическому принципу восприятия: повышение

высоты звука - движение цветовой гам.мы вверх с одновременным посветлением цветовой гаммы. Именно поэтому источники фиолетового и красного цвета расположены внизу и подключены к фильтру низких частот, источники синего и зеленого цвета подключены к первому диапазону фильтра средних частот и размещены несколько выше и т. д. Источники, окрашенные в самые светлые цвета, распололсены в самой верхней части панели и подключены к фильтру высоких частот.

И.менно это подключение, расположение и окраска ламп вызывает движение цветовой гаммы при проигрывании музыки вверх

и вниз в зависимости от изменения высоты звука. Дополнительный экран 20 из матового оргстекла расположен между панелью и экраном 19 из прозрачных цилипдров. Наличие коммутатора 7 позволяет производить

подключение любой комбинации источников света со светофильтрами на любой усилитель мощности.

Это необходимо в связи с тем, что в процессе работы над цветомузыкальной композицией возмол но использование комбинаций любых вероятностных связей.

Кроме того, этот блок позволяет иепользовать логическую схему автоматики данного инструмента для работы на другие тииы формообразующих элементов, например, с использованием вращающихся, оптико-механических, трафаретных формообразователей с проекцией светового потока на плоский экран.

Работа исполнителя-артиста с инструментом происходит следующим образом.

К музыкальному произведению составляется специальная программа, записывается партитура, и в соответствии с этой партитурой исполнитель управляет цветодинамическим изображением на экране. При этом от источника звука (оркестр, радио, магнитофон и т. д. через усилитель и компаратор) электрический сигнал поступает

на анализатор музыкальных фраз: устройства анализа фона и рисунка.

Исполнитель, в зависимости от характера исполняемого музыкального произведения и нартитуры, может или вести некоторые каналы цвета вручную или включать и выключать в определенное время ту или иную комбинацию алгоритмических связей, поручая на некоторое время работу автоматическому анализатору, а также осуществляя коррекцию статических и динамических характеристик инструмента во время иснолнения программы.

Автоматический анализатор музыкальных фраз работает следующим образом.

При отсутствии звукового сигнала блок выделения 3 сигнала, обратно пропорционального средне1му значению амплитуды, выделяет максима.тьный сигнал и экран светится синим цветом. Так как работа инстру.мента предназначается нри затемнении, то благодаря эффекту Пуркинье, яркость синего цвета является максимальной. Это особенно важно для музыкальных пауз, характеризуемых названием «звучащая тищина.

При поступлении звуков все возрастающей громкости увеличивается постепенно насыщенность красного цвета устройства анализа фона - работают блоки 2, 5, 6, 7, 8, 20, 19.

Если при этом звуки характеризуются низким звучанием, то появляется слабый подсвет зеленоватых оттенков устройства анализа фона от работы частотных блоков 4, 5, 6, 7, 10, 20, 19, и одновременно блоки фильтров низкой частоты одного из каналов устройства анализа рисунка, имеющие цветовые оттенки фиолетового и красного, создают пространственную динамику в нижней части экрана в некотором соответствии с ритмом.

Если рисунок мелодического движения является восходящим по высоте звука, то увеличивается интенсивность зеленого, голубого и желтого цвета устройства анализа фона в верхней части экрана и нроисходит движение цветогзой гаммы устройства анализа рисунка по экрану вверх с одновременным посветлением цветовых сочетаний.

Если при этом громкость музыкальных фраз незначительна, то на экране преобладают зеленые, голубые и желтые тона устройства анализа фона.

Если одновременно с увеличением высоты звука увеличивается и громкость звука, то экран приобретает дополнительно оттенки красного цвета, а интенсивность синего цвета уменьщается.

При нисходящем высотном мелодическом развитии экран приобретает более теплые оттенки, а гамма устройства анализа рисунка движется вниз.

При волнообразном движении, образующемся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений

при постоянной громкости, на экране возникает соответственно движение цветовой гаммы по высоте экрана с изменением направления движения.

Высщая точка мелодии, совпадающая с ее наибольщим динамическим развитием (кульминация), характеризуется максимальной насыщенностью всех цветов спектра экрана с соответствующим пространственным движением цветовых пятен по экрану.

Наличие интеграторов дает возможность отлеживания за динамической сгибающей по высоте и громкости, чем и определяется

направление мелодического развития анализируемого музыкального произведения.

Результаты исполнения цветомузыкальных программ непосредственно на сцене эстрады показали, что при данной конструкции экрана и использовании перечисленных выше связей схемы инструмента наиболее высокий зрелищный эстетический эффект был достигнут при исполнении электронной, преимущественно танцевальной и лирической, музыки.

Формула изобретения

1. Цветомузыкальный инструмент, содержащий источник звука, выход которого соединен с входом анализатора, состоящего нз устройства анализа фона, включающего в себя блоки выделения, калсдый из которых через интегратор и усилитель мощности,

включенные последовательно, подключен к одному из источников света, первый блок коррекции коэффициента передачи, подключенный к управляющим входам блоков выделения, блок коррекции постоянных времени интегрирования, подключенный к управляющим входам интеграторов, и из устройства анализа рисунка, включающего в себя полосовые фильтры высоких, средних и низких частот, первые входы которых подключены к выходу источника звука, управляющие входы - к выходу второго блока коррекции коэффициента передачи, а выходы через усилители мощности - к источникам света, и экран, отличающийся тем, что,

с целью повышения художественной выразительности и глубины зрелищного эффекта, в него введены блоки управления, например ручного, интенсивностью цвета, выход первого из которых подключен к управляющим входам усилителей мощности устройства анализа фона, а выход второго - к управляющи.м входам усилителей мощности устройства анализа рисунка, и коммутатор, входы которого подключены к выходам усилителей мощности, а выходы - к источникам света устройства анализа фона, и дополнительный экран, освещаемый источниками света устройств анализа фона и анализа рисунка и размещенный перед

экраном.

2.Инструмент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью реализации художественного принципа соответствия: темное и тяжелое - внизу, светлое и легкое - вверху, источники света устройства анализа фона и анализа рисунка размещены в следующем порядке снизу вверх: фиолетовый, красный, синий, зеленый, голубой, оранжевый, желтый, светло-голубой.

3.Инструмент по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью реализации принцина: повышение высоты звука - движение цветовой гаммы вверх ири одновременном посветлении цветовых сочетаний, источники света устройства анализа рисунка, связанные с полосовым фильтром низких частот,

размещены в нижней части экрана, источники света устройства анализа рисунка, связанные с полосовыми фильтрами средних частот, размещены в средней части экрана, а источник света устройства анализа рисунка, связанный с полосовым фильтром высоких частот, размещен в верхней части экрана.

Похожие патенты SU659162A1

название год авторы номер документа
Цветомузыкальный инструмент 1981
  • Галеев Булат Махмудович
SU1017355A2
Устройство для цветомузыкального сопровождения 1975
  • Михненко Анатолий Петрович
SU606590A1
ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2007
  • Галиев Гали Фалзанович
RU2392998C2
СИСТЕМА СВЕТОАКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА 1995
  • Игнатьев Олег Сергеевич
RU2104729C1
УСТРОЙСТВО ЦВЕТОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ МУЗЫКИ 2010
  • Волков Борис Иванович
RU2421825C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1997
  • Афанасьев Валентин Владимирович
RU2103739C1
Цветомузыкальный инструмент 1985
  • Федоров Николай Леонидович
SU1277979A1
Цветомузыкальная приставка 1983
  • Кокин Вячеслав Николаевич
  • Кокина Марина Фроловна
SU1243754A1
СПОСОБ ЦВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗВУКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Сапожникова К.В.
  • Тайманов Р.Е.
RU2259858C1
СПОСОБ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРУКТУРЫ И ТОНАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЦВЕТЕ С ОБРАТНЫМ ЦВЕТОНОТНЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Лобкаев Ю.Я.
  • Жарков В.И.
  • Марьюшкин А.Л.
RU2134606C1

Иллюстрации к изобретению SU 659 162 A1

Реферат патента 1979 года Цветомузыкальный инструмент

Формула изобретения SU 659 162 A1

SU 659 162 A1

Авторы

Михненко Анатолий Петрович

Даты

1979-04-30Публикация

1975-11-28Подача