Устройство для пожарной сигнализации Советский патент 1979 года по МПК G08B17/00 

Описание патента на изобретение SU669373A1

t

Изобретение предназначено для использования в системах пожарной защиты, где требуется высокая надежность и достоверность выдачи сигнала о пожаре, в частности может быть использовано в авиации.

Известная система пожарной сигнализации содержит датчик, преобразующий некоторый, характерный для пожара физический фактор, например температуру, в электрический сигнал, и электронное пороговое устройство с электромагнитным реле на выходе 1. При превыщении сигнала датчика некоторой заданной величины срабатывают пороговое устройство и электромагнитное реле, которое своими контактами включает индикатор пожара, например световое табло.

Наиболее близко к предлагаемому изобретению устройство для пожарной сигнализации, использующее резервирование сигнальных трактов или их элементов 2.

Устройство для пожарной сигнализации содержит блоки питания, а в каждом канале датчик, пороговый блок и два реле управления, имеет индикаторы пожара и неисправности и два тракта сигнализации, каждый из которых имеет отдельную шй1Гу питания и содержит датчик и электронное исполнительное устройства с двумя реле управления на выходе. Одно из реле - реле управления «Пожар - срабатывает при возникновении пожа-ра, другое - реле управления «Неисправность - при отказе, например, коротком замыкании на корпус, датчика или при отсутствии напряжения на шине питания. Индикатор пожара включается только при срабатывании реле управления «Пожар в обоих сигнальных трактах. При срабатывании реле «Неисправность в одном из трактов загорается табло «Неисправность в кабине экипажа, и бортинженер поочередной проверкой сигнальных трактов обнаруживает неисправный тракт, отключает его, и система функционирует далее как нерезервированная.

Однако такая система недостаточно надежна, так как невозможно автоматически отключить неисправный тракт. Кроме того, система не обеспечивает полного объема резервирования, так как не выдает сигнала неисправности при отказе электронного устройства или реле управления «Пожар и в случае неисправности любогО из этих элементов будет не в состоянии обнаружить пожар. Эксплуатация такой системы требует дополнительного источника информации -индикатора немспрагзности - в кабине самолета, что нежелательно в условиях больиюй информационной нагрузки экипажа современных самолетов. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Это достигается тем, что в устройство для пожарной сигнализации в каждый канал введены блок задержки, генератор импульсов, переключающий блок, два ограничителя, датчик соединен с первым входом порогового блока, выход которого через обмотку первого реле управления и через последовательно соединенные первый ограничитель и обмотку второго реле управления соединен с шиной нулевого потенциала, а также через обмотку второго реле управления с шиной нулево1о потенциала, второй вход nopoiOBoro блока и первый вход переключаюшего блока соединены с положительной клеммой первого блока питания, выход генератора импульсов соединен с вторым входом нереключаюшего блока, третий вход которого соединен с выходом порогового блока, вход генератора импульсов и четвертый вход порогового блока соединены с положительной клеммой второго блока питания, выход переключаюшего блока через блок задержки соединен с третьим входом порогового блока и через второй ограничитель с обмоткой второго реле управления, первый и второй выходы устройства через контакты первого и второго реле управления соединены с положительной клеммой первого блока питания. Порогоый блок содержит резисторы, диод, п-р-п транзистор, р-п-р транзистор, стабилитрон, усилитель, охваченный через первый резистор положительной обратной связью, один из входов усилителя соединен через стабилитрон с шиной нулевого потепциала, через второй резистор с первым входом порогового блока, через третий резистор подключен к второму входу порогового блока, другой вход усилителя соединен с первым входом порогового блока и через четвертый резистор с шиной нулевого потенциала, контрольный вход порогового блока соединен через последовательно соединенные диод и пятый резистор с вторым резистором и через шестой резистор с шиной нулевого потенциала, выход усилителя через седь.мой резистор соединен с базой п-р-п транзистора, эмиттер которого соединен с первым входом усилителя, коллектор - через восьмой резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через девятый резистор соединена с вторым входом порогового блока, к которому подключен эмиттер, а коллекторр-п-р транзистора соединен с выходом порогового блока. Переключающий блок содержит р-п-р транзистор, диоды, резисторы, стабилитроны, два п-р-п транзистора, эмиттеры которых объединены и через стабилитрон соединены с щиной нулевого потенциала, базы п-р-п транзисторов через первый и второй резисторы соединены соответственно с шиной нулевого потенциала, коллектор первого п-р-п транзистора через первый диод соединен-с базой второго п-р-п траназистора, первый вход переключающего блока через третий резистор соединен с коллектором первого п-р-п транзистора, через последовательно соединенные четвертый резистор и второй диод с коллектором второго п-р-п транзистора, который через пятый резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через шестой резистор соединена с эмиттером р-п-р транзистора и первым входом переключающего блока, вход блокировки и третий вход переключающего блока через первую и вторую цепочки из последовательно соединенных резистора и диода подсоединены к общей точке, которая через девятый резистор соединена с анодом второго диода и через третью цепочку из последовательно соединенных диода и резистора соединена с вторым входом переключающего блока. На фиг. I дана схема предлагаемого устройства для пожарной сигнализации; на фиг 2 - осциллограммы, иллюстрирующие характер сигналов в узловых точках устройства сигнализации; на фиг. 3 и 4 соответственно схемы порогового элемента и переключающего элемента. Устройство для пожарной сигнализации содержит тракты 1 и 2 сигнализации и индикатор 3 пожара. В состав трактов входят датчики 4 и 5 соответственно для трактов 1 и 2, пороговые блоки 6 и 7, блоки 8 и 9 питания, представляющие собой источники стабилизированного напряжения, переключающие блоки 10 и 11, генераторы 12 и 13 импульсов, блоки 14 и 15 задержки и реле 16-19 управления. Пороговые блоки 6 и 7 в каждом тракте, помимо основных входов, к которым подключены датчики 4 и 5, имеют контрольные входы и выполнены так, что при поступлении на эти входы электрического сигнала они срабатывают только в случае исправности датчика. Переключающие блоки 10 и 11 в каждом тракте имеют входы «Запуск, подключенные к генераторам 12 и 13 импульсов, входы «Сброс, подключенные к выходам пороговых блоков 6 и 7, и дополнительные входы, причем переключающие блоки 10 и 11 выполнены так, что при отклонении питающего их напряжения от номинальной величины в большую или меньшую сторону переключающий блок принудительно запирается, а при повышении напряжения на дополнительном входе выше этой величины переключающие блоки 10 и 11, принудительно срабатывают. В каждом тракте выходы переключающих блоков 10 и 11 через блоки 14 и 15 задержки подключены к контрольным входам пороговых блоков 6 и 7, обмотки реле 16 и 18 управления подключены соответственно к выходам пороговых блоков 6 и 7, а обмотки реле 17 и 19 управления подключены каждая к выходам соответствуюш.их переключающих блоков 10 и 11 и пороговых блоков 6 и 7 по логической схеме ИЛИ, в данном случае через ограничители 20 и 21 в тракте 1 и через ограничители 22 и 23 в тракте 2. Цепь питания порогового блока 6 и дополнительный вход переключающего блока 10 в тракте 1 подключены к блоку 8 питания этого тракта, а цепи питания нерключающего блока 10 и генератора 12 импульсов подключены к блоку 9 питания тракта 2. Соответственно цепь питания порогового блока 7 и дополнительный вход переключающего блока 11 в тракте 2 подключены к блоку 9 питания, а цепи питания переключающего блока 11 и генератора 13 импульсов подключены к блоку 8 питания. Блоки 8 и 9 питания трактов 1 и 2 имеют отдельные щины 24 и 25 питания, предназначенные для подключения системы к двум независимым блокам 26 и 27 питания. В цепи индикации системы нормально-разомкнутые контакты 28, 29 и 30, 31 двух контактных групп реле 16 управления соединены параллельно, при этом нормально-разомкнутый контакт 30 одной из этих групп соединен с щиной 24 питания, нормально-замкнутый контакт 32 этой группы через нормально- разомкнутые контакты 33 реле 17 подключен к щине 25 питания, а переключающий контакт 31 той же группы через соединенные параллельно нормально-разомкнутые контакты 34 и 35 реле 18 и 19 подключены к одной из клемм индикатора 3 пожара, другой своей клеммой соединенного с щиной нулевого потенциала. Входным каскадом порогового блока 6 служит усилитель 36, охваченный положительной обратной связью через резистор 37. Выходное напряжение усилителя 36 имеет малую величину, если потенциал его неинвертирующего входа, обозначенного знаком «+, ниже потенциала инвертирующего входа, обозначенного знаком «-. Выходное напряжение усилителя 36 скачкообразно возрастает, когда потенциал неинвертирующего входа становится выще потенциала инвертирующего входа. Инвертирующий вход усилителя 36 подключен к источнику смещения, образованному стабилитроном 38, подключенному к щине питания порогового блока 6 через резистор 39. Неинвертирующии B.xo;i усилителя соединен с одним из полюсов датчика 4 и через резистор 40 - с П1ИНОЙ нулевого потенциала. Второй полюс датчика 4 соединен со средней точкой делителя напряжения, образованного резисторами 41 и 42 и включенного параллельно стабилитрону 38. Датчик 4 подключен по входу усилителя 36 так, что сигнал с него включен встречно напряжению, которое выделяется на резисторе 41. Контрольный вход порогового блока 6 подключен к средней точке делителя напряжения через последовательно соединенные диод 43 и резистор 44. К выходу усилителя 36 подключены выходные каскады порогового блока 6 на транзисторах 45 и 46. Переключающий блок 10 представляет собой усилитель постоянного тока, первые два каскада которого охвачены положительной обратной связью через резистор 47 и выполнены на транзисторах 48 и 49 одинаковой полярности, включенных но схеме с общим эмиттером. База транзистора 49 через диод 50 соединена с коллектором транзистора 48, объединенные эмиттеры через стабилитрон 51 подключены к общей точке системы и находятся под потенциалом, равным нацряжению стабилизации этого стабилитрона. Входы «Запуск и «Сброс триггера подсоединены к базе в.ходного транзистора 48 через резисторы 52 и 53 и диоды 54 и 55. Дополнительный вход переключающего блока 6 через резистор 56, стабилитрон 57 и диод 58 подключен к базе транзистора 49. Выходным каскадом переключающего блока 10 является транзистор 59, база которого связана с коллектором транзистора 49. Устройство для пожарной сигнализации работает следующим образом. При исправности всех элементов системы и возникновении пожара в зоне, где расположены датчики 4 и 5, каждый из датчиков 4 и 5 вырабатывает электрический сигнал, поступающий на основной вход пороговых блоков 6 и 7. При достижении сигнала датчиков 4 и 5 заданной величины срабатывают пороговые блоки 6 и 7 и подключенные к их выходам реле 16-19 управления. При этом включается индикатор 3 пожара, получая от блока 26 питания через щину 24 и замкнувщиеся контакты 28, 29 и 30, 31 реле 16 управления и контакты 32 и 33 реле 18 и 19 управления. Отсутствие ложных срабатываний при отказе любого элемента устройства обеспечивается тем, что для включения индикатора 3 пожара необходимо совместное срабатывание хотя бы одного реле управления в каждом тракте сигнализации. При ложном срабатывании какого-либо одного тракта цепь индикации остается незамкнутой и индикатор 3 пожара не включается. Например, еели в тракте 1 датчик 4 дает ложный сигнал и срабатывают пороговый блок 6 и реле 16 и 17 управления, то напряжение от блока 26 питания через замкнувшиеся контакты 28, 29 и 30, 31 поступит на нормально-разомкнутые контакты 34, 35, оставшегося исправным тракта 2, и включение индикатора 3 не произойдет. Устройство при этом останется работоспособным, так как в случае возникновения пожара срабатывает тракт 2 и контактами 34 и 35 замкнется цепь индикатоора 3 пожара. Способность обнаружить пожар при отказе любого элемента устройства достигается тем, что средства автоматического контроля производят непрерывную автоматическую проверку исправности трактов сиетемы и при нарушении работоспособности какого-либо тракта отключают его. Проверка исправности трактов, например, тракта 1, осуществляется следующим образом. Генератор 12 импульсов периодически посылает импульсы (осциллограмма и1,фиг.2) на вход «Запуск переключающего блока 10. Срабатывая, переключающий бло« 10 подает сигнал Ui на вход блока 14 задержки, выполненного, например, на элементах RC. Напряжение Us на входе блока 14 задержки, увеличиваясь по экспоненциальному закону, поступает на контрольный вход порогового блока 6. В момент, когда напряжение U достигает напряжения срабатывания Ucp порогового блока 6, последнее срабатывает с задержкой Тер и выходным сигналом U4, поступаюпшм на вход «Сброс переключающего блока 10, сбрасывает его. Устойчивое сбрасывание переключающего блока 10 обеспечивается тем, что длительность запускающего импульса TU выбрана заведо.мо меньшей величины , и сигнал на вход «Сброс переключающего блока 10 приходит после исчезновения сигнала на входе «Запуск. При срабатывании переключающего блока 10 сигнал на входе блока 14 задержки становится равным нулю, а на выходе уменьщается по экспоненциальному закону и, снизившись до напряжения отпускания UOT порогового блока 6, включает его с задержкой времени Т . Схема тракта возвращается в исходное состояние, завершая тем самым контрольный цикл. В течение каждого контрольного цикла обмотка реле 16 управления на выходе порогового блока 6 находится под напряжением в течение времени ТоТ. а обмотка реле 17 управления, подключенная к выходам порогового блока 6 и переключающего блока 10 по схеме ИЛИ, находится под напряжением в течение контрольного цикла Тц Тер + TOT. Постоянная времени блока 14 задержки, определяющая интервалы Ttp и Tflf, выбрана так, что время контрольного цикла Tii заведомо меньще времени срабатывания реле 16 и 17 управления, а ,д повторения TB запускающих импульсов выбран заведомо большим времени срабатывания реле; поэтому реле 16 и 17 управления не срабатывают во время контрольных циклов и не могут вызвать ложного срабатывания тракта 1. В случае неисправности датчика 4 или порогового блока 6, а также при падении напряжения блока 8 питания или при прерывании питания по шине 24, например, при выходе из строя блока 26 питания, пороговый блок 6 не сработает при срабатывании переключающего блока 10 и не сбросит его. При этом реле 17 управления на выходе переключающего блока 10 сработает и своими контактами 33 подает питание от блока 27 питания через нормально-замкнутые контакты 31 и 32 реле 16 управления на контакты 34 и 35 реле 16 и 18 тракта 2. Теперь, в случае возникновения пожара, тракт 2, оставшийся исправным, сработает и контактами 34 и 35 включит индикатор 3 пожара. При аварийном повышении выходного напряжения блока 8 питания, которое может нарушить работоспособность порогового блока 6 и тракта 1 в целом, переключающий блок 10 срабатывает от повышения напряжения на дополнительном входе, соединенном с блоком 8 питания. Переключающий блок 11 в тракте 2, питающийся от блока 8 питания при этом не сработает, так как выполнен так, что запирается при отклонении питающего напряжения от номинального как в меньщую, так и в большую сторону. По этой же причине переключающий блок 11 не сработает и при аварийном понижении выходного напряжения блока 8 питания. Это делает невозможным ложное срабатывание системы как при повыщении, так и при понижении выходного напряжения блока 8 питания. Вместе с тем система в целом при этом сохраняет работоспособность, так как в случае возникновения пожара оставшийся исправным тракт 2 сработает и включит индикатор 3 пожара. Автоматический контроль работоспособности тракта 2 производится аналогично контролю тракта 1. При неисправности датчика 5, порогового блока 7, блока 9 питания или при прекращении питания по щине 25 срабатывает переключающий блок 11 и реле 19 управления. Теперь в случае пожара оставшийся исправным сигнальный тракт 1 сработает и своими контактами 28, 29 и 30, 31 через замкнутые контакты 35 реле 19 включит индикатор 3 пожара. Цепи проверки работоспособности системы не включают реле 16 и 18 управления трактов I и 2 и сохранение работоспособности системы при отказе любого из этих реле управления обеспечивается параллельным включением обмоток реле 16 и 17 управления и реле 18 и 19, а также параллельным соединением контактов 28, 29 и 30, 31 реле 16 управления. При дублировании система пожарной сигнализации сохраняет свою работоспособность также при отказе любого элемента средств контроля. Например, отказ генератора 12, блока 14 задержки, несрабатывание переключающего блока 10 или отказ реле 17 управления не нарушают работопособ«ость тракта 1 и означают лишь прекраш,ение контрольных операций тракта 1. Самопроизвольное срабатывание переключаюш,его блока 10 и реле 17 управления означает ложное срабатывание только сигнального тракта 1 и, следовательно, не может вызвать ни ложного срабатывания, ни потери способности обнаружения пожара для устройства в целом. Устройство сохраняет свою работоспособность также при отказе любого из ограничителей 20-23. Так, например, в тракте 1 обрыв цепи ограничителя 20 приведет к нарушению схемы резервирования реле 16. Пробой ограничителя 20 приведет к самосрабатыванию переключающего блока 10, что так же, как в случае обрыва ограничителя 21, равнозначно прекращению контрольных операций тракта 1. Во всех перечисленных случаях тракт 1 и устройство в целом сохраняет способность обнаружения пожара. Пробой ограничителя 21 приведет к образованию цепи положительной обратной связи порогового блока 6 через блок 14 задержки и контрольный вход, что вызовет самопроизвольное срабатывание порогового блока 6 и тракта 1. Однако это не может вызвать потери работоспособности устройства в целом. Особые требования накладываются на такие элементы устройства, как пороговые блоки 6 и 7 и переключающие элементы 10 и 11. Пороговый блок системы должен иметь контрольный вход и срабатывать либо при получении сигнала датчика при возникновении пожара, либо при подаче сигнала на контрольный вход при условии, что исправлен датчик и сам пороговый блок системы должен иметь вход «Запуск, вход «Сброс и дополнительный вход и должен запираться независимо от наличия или отсутствия сигнала на входе «Запуск, при отклонении питающего напряжения от номинальной величины, а также отпираться независимо от наличия или отсутствия сигнала на входе «Сброс, при повышении сигнала (напряжения) на дополнительном входе выше номинальной величины. Схемы порогового блока и переключающего блока, отвечающие указанным требованиям, даны на фиг. 3 и 4. В качестве датчика 4 системы пожарной сигнализации использована термопара. При отсутствии пожара сигнал с датчика 4 близок нулю. Сигнал через цепь датчика 4 поступает на вход усилителя 36. Выходное напряжение усилителя 36 имеет малую величину и, так как база транзистора 45 связана с выходом усилителя 36, а эмиттер транзистора 45 находится под потенциалом стабилитрона 38, транзисторы 45 и 46 заперты, а напряжение на выходе порогового блока 6 равно нулю. При пожаре или аварийном повышении температуры в месте расположения датчика 4 сигнал с него возрастает и в момент, когда он превысит напряжение, выделяюш.ееся на резисторе 41, усилитель 36 переключается, напряжение на его выходе скачкообразНО возрастает, выходные транзисторы 45 и 46 порогового блока 6 отпираются и на его выходе появляется высокий потенциал. В отсутствии пожара возможно срабатывание порогового блока 6 при подаче на контрольный вход положительного потенциала при условии, что датчик 4 исправен - нет обрыва его цепи и отсутствует короткое замыкание. В этом случае потенциал контрольного входа порогового блока 6 через диод 43 и резистор 44 подается на среднюю точку делителя напряжения, образованного резисторами 41, 42 и через цепь датчика 4 на инвертирующий вход усилителя 36, что вызывает срабатывание порогового блока 6. При обрыве датчика 4 положительный потенциал не может попасть на неинвертирующий вход усилителя 36. На этот вход через резистор 40 поступает нулевой потенциал общей точки системы, в то время как инвертирующий вход находится под положительным потенциалом, снижаемым со стабилитрона 38. Пороговый блок 6 при этом не срабатывает. При замыкании датчика 4 на корпус, являющийся общей точкой системы, накоротко или через достаточно малое сопротивление, потенциал корпуса через сопротивление замыкания и цепь термопары попадает на неинвертирующий вход усилителя 36 и, так же, как и в предыдущем случае, предотвращает срабатывание порогового блока 6 при наличии положительного потенциала на его контрольном входе. Таким образом, срабатывание порогового блока 6 при подаче сигнала на его контрольный вход свидетельствует об исправности как датчика 4, так и самого порогового блока 6. Запуск переключающего блока 10 производится импульсом отрицательной полярности, подающимся на вход «Запуск. При этом транзистор 48 запирается, транзистор 49 отпирается, ток через резистор 47 снижается, и транзистор 4-8 после снятия запускающего импульса остается запертым потенциалом общей точки системы, постуuaioiiu-iM на базу транзистора через резистор 60. При отпирании транзистора 49 вместе с ним открывается транзистор 59 и на В1)1.олс триггера иоявляется иоложительиый нотенциал. Сброс переключающего блока производится положительным потенциалом, который полается на вход «Сброс. При этом транзистор 48 отпирается, а транзисторы 49 и 59 запираются. Потенция; на выходе переключаюндего блока падает до нуля. После исчезновения напряжения на входе «Сброс переключающий блок поддерживается в заперто.м состоянии током обратной связи через резистор 47. При снижении напряжения питания ниже определенной величины, примерно соответствующей ианряжсник) стабилизации стабилитрона 51, перек.почающий блок 10 будет заперт даже при наличии сигнала на входе «Запуск, так как коллекторное напряжение транзистора 49 снизится до нуля. При увеличении напряжения питания выше определенной величгжы, ток обратной связи через резистор 47 возратает настолько, что импульс запуска не сможет запереть транзистор 48 и переключающий блок 10 остается в запертом состоянии, даже при наличии сигнала на входе «Запуск. Напряжение стабилизации стабилитрона 57 в цепи дополнительного входа выбрано таким, что при номинальной величине напряжения на этом входе стабилитрон 57 находится в иенроводящем состоянии и влияет на работу переключающего блока. При поаыщении напряжения на дополнительно.м входе выше определенной величины стабилитрон 57 переходит в проводящее состояние, через цепь дополнительного входа проходит ток, отпирающий транзисторы 49 и 59, и переключающий блок 10 срабатывает, даже если на входе «Сброс имеется положительный потенциал. Переключающий блок 10, таким образом, запирается, независимо от наличия сигнала на входе «Запуск, при отклонении напряжения питатания от номинальной величины и принудительно срабатывает при повыщении напряжения на дополнительном входе выше этой величины, что соответствует требованиям, предъявленным дублированной системой к этому элементу. Для предотвращения совместного срабатывания переключающих блоков 10 и 11 в обоих трактах в схеме каждого переключающего блока 10 и И предусмотрен вход блокировки, подключенный к базе транзистора 48 через резистор 61 и диод 62. Вход блокировки переключающего блока 10 или 11 каждого тракта соединен с выходом переклю чающего блока другого тракта. В случае срабатывания одного из них на входе блокировки другого ноявляется положительное напряжение, которое открывает транзистор 48, а сам переключающий блок 10 или 11 запирается, что делает невозможным их совместное срабатывание.При дублировании системы пожарной сигнализации, вероятность ложного срабатывания системы в 500- 2000 раз ниже вероятности ложного срабатывания нерезервированной системы пожарной сигнализации. Примерно в такой же степени снижается вероятность нефункционирования системы. Посколько в авиации всякое ложное срабатывание или нефункционирование системы пожарной сигнализации связано с задержкой рейса или вынужденной посадкой самолета, применение дублирования в системе пожарной сигнализации позволяет повысить надежность системы и безопасность воздушного движения. Формула изобретения I. Устройство для пожарной сигнализации, содержащее блоки питания, а в каждом канале датчик, пороговый блок и два реле управления, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности устройства, в каждый канал введены блок задержки, генератор и.мпульсов, переключающий блок, два ограничителя, датчик соединен с первым входо.м порогового блока, выход которого через обмотку первого реле управления и через последовательно соединенные первый ограничитель и обмотку второго реле управления соединен с шиной нулевого потенциала, а также через обмотку второго реле управления с шиной нулевого потенциала, второй вход порогового блока и первый вход переключающего блока соединены с положительной клеммой первого блока питания, выход генератора импульсов соединен с вторым входом переключающего блока, третий вход которого соединен с выходом порогового блока, вход генератора импульсов и четвертый вход порогового блока соединены с положительной клеммой второго блока питания, выход переключающего блока через блок задержки соединен с третьим входом порогового блока и через второй ограничитель с обмоткой второго реле управления, первый и второй выходы устройства через контакты первого и второго реле управления соединены с положительной клеммой первого блока питания. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пороговый блок содержит резисторы, диод, п-р-п транзистор, р-п-р транзистор, стабилитрон, усилитель, охваченный через первый резистор положительной обратной связью, один из входов усилителя соединен через стабилитрон с шиной нулевого потенциала, через второй резистор с первым входом порогового блока, через третий резистор

подключен к второму входу порогового блока, другой вход усилителя соединен с первым входом порогового блока и через четвертый резистор с шиной нулевого потенциала, контрольный вход порогового блока соединен через последовательно соединеные диод и пятый резистор с вторым резистором и через шестой резистор с шиной нулевого потенциала, выход усилителя через седьмой резистор соединен с базой п-р-п транзистора, эмиттер которого соединен с первым входом усилителя, коллектор - через восьмой резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через девятый резистор соединена с вторым входом порогового блока, к которому подключен эмиттер, а коллектор р- п-р транзистора соединен с выходом порогового блока.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, переключающий блок содержит р-п-р транзистор диоды, резисторы, стабилитроны, два п-р-п транзистора, эмиттеры которых объединены и через стабилитрон соединены с шиной нулевого потенциала, базы п-р-п транзисторов через первый и второй резисторы соединены соответственно с шиной нулевого потенциала, коллектор первозапуск

. /

I Допо/ ните1И,ныи Sxoff

1

Дополнительный бхоЗ

,juffycf

S

ГО п-р-п транзистора через первый диод соединен с базой второго п-р-п транзистора, первый вход переключающего блока через третий резистор соединен с коллектором первого п-р-п транзистора, через последовательно соединенные четвертый резистор и второй диод с коллектором второго п-р-п транзистора, который через пятый резистор соединен с базой р-п-р транзистора, которая через шестой резистор соединена с эмиттером р-п-р транзистора и первым входом переключающего блока, вход блокировки и третий вход переключающего блока через первую и вторую цепочки из последовательно соединенных резистора и диода подсоединены к обшей точке, которая через девятый резистор соединена с анодом второго диода и через третью цепочку из последовательно соединенных диода и резистора соединена с вторым входом переключающего блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 570077, кл. G 08 В 17/06, 1975.

2.Davis R. А. Concorde power plont fire protection system «Aircraft engineering 1971, № 43, № 5.

и.

Г„

}ll

J

X

far

.

Й«.2

itiJ

Похожие патенты SU669373A1

название год авторы номер документа
Устройство для пожарной сигнализации 1990
  • Мурга Владимир Анатольевич
  • Ишков Владимир Иванович
  • Кузнецов Алексей Иванович
SU1836706A3
Устройство для сигнализации о пожаре 1980
  • Морозович Рувим Яковлевич
  • Попович Виктор Андреевич
  • Беликов Владимир Полиектович
SU881801A2
Устройство для сигнализации о пожаре 1978
  • Алдошин Владимир Никитович
  • Ивянский Марк Александрович
SU746648A1
Устройство для сигнализации о пожаре 1975
  • Морозович Рувим Яковлевич
  • Воронков Владимир Петрович
  • Попович Виктор Андреевич
  • Беликов Владимир Полиектович
SU541188A1
Устройство для тревожной сигнализации 1978
  • Зыкин Юрий Афанасьевич
  • Соломанидин Геннадий Геннадьевич
  • Овчинников Леонид Петрович
  • Салахутдинов Халим Хамзеевич
  • Трохин Михаил Петрович
  • Жнов Алексей Юрьевич
  • Колесова Александра Ивановна
  • Горелов Виктор Николаевич
  • Иванов Александр Иванович
SU744695A1
УСТАНОВКА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2006
  • Карнаухов Геннадий Михайлович
  • Карнаухова Елена Анатольевна
  • Турыгина Юлия Геннадьевна
RU2308091C1
Пожарный извещатель 1985
  • Яковлев Михаил Васильевич
  • Мишутин Олег Анатольевич
  • Козюлин Лев Васильевич
  • Бунаков Николай Сергеевич
  • Юревич Борис Александрович
SU1275503A1
Устройство для пожарной сигнализации 1974
  • Сергеев Георгий Михайлович
  • Метелкин Георгий Анатольевич
  • Аверьянов Владимир Михайлович
  • Лысиков Александр Иванович
SU516081A1
Устройство для пожарной сигнализации 1977
  • Цабель Владимир Петрович
SU628518A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ 1999
  • Карташов Б.А.
  • Оськин С.В.
  • Таранов Д.М.
RU2182395C2

Иллюстрации к изобретению SU 669 373 A1

Реферат патента 1979 года Устройство для пожарной сигнализации

Формула изобретения SU 669 373 A1

вкадДополнительный

SnoKupoSmSxod

Питание

Выход

й/7.4

SU 669 373 A1

Авторы

Халатов Эдуард Александрович

Даты

1979-06-25Публикация

1977-03-17Подача