Это позволяет ввести в работу устройства цикл проверки контрольных трактов и непрерыв,но чередовать его с циклом проверки параметров автомобиля. Таким образом осуществляется непрерывиая проверка исправности самого устройства.
На чертеже изображена принципиальн-ая электрическая схема устройства.
Устройство содержит резистированные «ли контактные датчики /-/-1-3 контролируемых параметров, устаиовленные в соответствующих узлах автомобиля, опорные диоды 2-1-2-3, подключенные параллельно датч:ика:М /-/-tl-3, делители напряжения на резисторах 3-1-3-6, компараторы 4-1- 4-3, мультивибратор 5, делители напряжения на резисторах 6-1-6,6, световые индикаторы 7-1-7-3, схему И-НЕ 8, ключ 9, звуковой сигнализатор 10 и кнопку 11. Диоды 2-1-2-3 размещены в корпусе датчиков /-/-1-3 или в непосредственной близости от них и соединены пооредсивом делителей на резисторах 3-1-3- 6 напряжения с инвертирующими входами КОМИараторов 4-1- 4-3. Мультивибратор 5 подключен к яеинвертирующим входам компараторов. Выходы компараторов соединены со световыми ндикаторами и входами элемента И-НЕ 8, выход которого подключен через ключ 9 к общему проводу световых индикато1ров 7-1-7-3 и эвуковому сигнализатору 10. Кнопка // подключена параллельно ключу 9. На чертеже показаны также развязывающие диоды 12-1-12-3 ,и резисторы 13-1- 13-3 обратной связи.
Устройство начинает работать с момента В1ключения бортовой сети. Работа схемы определяется фазой работы мультивибратора, который совместно со схемой И-НЕ 8 О(бразует блок самоконтроля.
При отсутствии сигнала с выхода мультивибратора 5 напряжение на датчиках ,/-/-1-3, подключенных к инвертирующим входам компараторов 4-1-4-3, превышает напряжение, олределяемое делителями на резисторах 6-1-6-6 .на неинвертирующих входах компараторов, но не может быть больше напряжения «а прямом переходе фемниевых диодов 2-1-2-3, подключенных параллельно датчикам. На выходах компараторов 4-1-4-3 присутствует отрицательный потенциал, и световые индикаторы не горят.
Выход контролируемого параметра за пределы нормы, например, увеличение температуры масла в двигателе, приводящее к уменьшению сопротивления термодатчика, или уменьшение давления масла, приводящее к замыканию контактов контактного датчика, вызывает уменьшение напряжения на датчике и опрокидывание соответствующего компаратора, и при отсутствии сигнала с мультивибратора 5 загорается соответствующий световой индикатор и срабатывает звуковой сигнализатор 10.
В случае, когда все контролируемые пара1метры в норме, при появлении сигнала
на выходе мультавибратора 5 на неинвертирующие входы всех ко.мпараторов 4-1- 4-3 подается напряжение, превыщаюп1ее напряжение на прямом переходе диодов 2-1-2-3, и вызывающее опрокидывание всех компараторов. На выходах всех компараторов появляется положительный потенциал. Однако при исправ-ности контрольных трактов устройства световые индикаторы 7-1-7-3 не горят, так как на всех
входах элемента И-НЕ 8 присутствует сигнал, следовательно, на выходе его сигнала нет и ключ 9 обесточен.
Нри обрыве какой-либо линии связи, соединяющей датчик с компаратором, или неисправности компаратора, напряжение на инвертирующем входе этого компаратора, определяемое одним из делителей на резисторах 3-1-3-6, становится больще, чем напряжение на неиввертирующем его входе. С этого момента на его выходе будет только отрицательный потенциал. Поэтому при появлении сигнала с мультивибратора 5 положительный потенциал появляется на выходах всех компараторов 4-1-4-3, кроме того, линия овязи которого оборвана.
При этом элемент И-НЕ 8 открывает ключ 9. В результате загораются все световые индикаторы 7-1-7-3, кроме того, в тракте которого возникла неисправность, и срабатывает звуковой сигнализатор 10.
Для проверки исправности световых ин дикаторов нажимают на кнопку 11. При замкнутой кнопке 11 появление сигнала с мультивибратора 5 вызывает срабатывание всех исправных индикаторов 7-1-7-3 и сигнализатора 10.
Формула изобретения
Устройство для контроля превышения
0 доп)стимого значения параметров автомобиля, содержащее датчики контролируемых параметров, установленые в соответствующих узлах авто.мобиля и соединенные каждый с одним из входов одного из компараторов, другой (ВХОД каждого из которых подключен к средней точке одного из делителей напряжения, а выход - к одному из индикаторов, опорные диоды и блок самоконтроля с ключом, отличающееся
60 гем, что, с целью повышения надежности работы, блок самоконтроля содержит мультивибратор, выход которого подключен ко вторым входам компараторов, и схему И-НЕ, входы которой соединены с выхода65 МП компараторов, а выход - с управляющим
но с индикаторами, причем первые входы компараторов соединены дополнительно со средними точками других делителей напряжения, а каждый из опорных диодов включен параллельно одному из датчиков.
внимание при экспертизе:
1.Патент СССР № 458141, кл. G 01 М 19/00, 01.03.73.
2.Патент США № 3944969, кл. 340-52, 16.03.76.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Переносной шахтный сигнализатор метана | 1990 |
|
SU1800064A1 |
Селектор уровня постоянного напряжения | 1980 |
|
SU943683A1 |
Устройство для технологическойСигНАлизАции | 1979 |
|
SU796883A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2297672C1 |
Переносной шахтный сигнализатор метана | 1990 |
|
SU1749486A1 |
Устройство для многоточечной сигнализации | 1980 |
|
SU888160A1 |
Переносной шахтный сигнализатор метана | 1989 |
|
SU1752989A1 |
Устройство для аварийной сигнализации | 1986 |
|
SU1337907A1 |
Устройство для сигнализации | 1978 |
|
SU696514A1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОУТЮГА | 1992 |
|
RU2078371C1 |
Авторы
Даты
1979-06-30—Публикация
1978-02-15—Подача