Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно, к области контроля параметров химических истоздшков тока, и в частности, степени эаряженности этих источников Известен способ определения степени заряженности химического источника тока по величине его ЭДС 1. Однако, практически использовать равновесную ЭДС затруднительно, поскольку, если перед диаг ностикой аккумулятор заряжался или разряжался, то уже в отключенном состоянии его ЭДС в течение продолжительного времени непрерывно изменяется, стремясь к некоторому равновесному значению. Это происходит вследствие того, что при заряде или разряде плотность элек тролита в парах пластин аккумулятора отличается от плотности электролита в баке. При отключении же тока начинается процесс диффузионного выравнивания плотности электролита в порах и баке. ЭДС же на зажимах аккумуля-тора определяется плотностью электролита, находящегося в порах пластин, поэтому и происходит непрерывное изменение ЭДС аккумулятора после его отключения. Время, в течение которого происходит это выравнивание, равно 25 часам. Известен также способ определен ш степени заряженности аккумулятора путем измерения его ЭДС с коррекцией этой ЭДС в зависимости от плотности электролита 2 и 3. Однако известный способ не обеспечивает необходимой точности измерения, так как величина ЭДС нестабильна Цель изобретения - сокращение времени измерения и повыа1ение точности ускорения восстановления ЭДС аккумулятора посредством ускорения выравнивания плотности электролита в порах и баке аккумулятора. Поставленная цель достигается тем, что перед измерением ЭДС определяют скорость юменения этой ЭДС. Затем, в зависимости от величины и знака скорости изменения ЭДС, на аккум)лятор подают зарядный или разрядный импульс тока. Под действием выравнивающего импульса плотность электролита в порах начинает интенсивно изменяться, приближаясь к плотности электролита в баке. После прохождения импульса вновь измеряют скорость изменения
ЭДС и если она уменьшилась недостаточно, снова подают выравнивающий импульс.
Способ основан на том, что скорость изменения ЭДС аккумулятора зависит от величины заряда емкости поляризации аккумулятора. Емкость эта может иметь как положительный (после заряда аккумулятора), так и отрищтельный (после разряда аккумулятора) заряд различной величины. В зависимости от измеренной величиИы заряда емкости поляризации на аккумуляторе подают импульс тока, разряжающий зту емкость. Затем повторяют юмерение заряда емкости и если-величина заряда уменьшилась недостаточно или изменила знак, подают очередной импульс тока. Минимально достижимая величина скорости изменения ЭДС определяется саморазрядом аккумулятора.
Пример. Производилось ускоренное восстановление ЭДС аккумулятора 6-СТ-78. Измерение скорости изменения ЭДС показало, что ЭДС уменьшается со скоростью 20 мкВ/сек. Та как ЭДС аккумулятора падает, подаем разрядный импульс тока 200 мА в течение I мин. При повторном измерении скорость уменьшения ЭДС оказалась равна 10 мкВ/сек. Подаем еще один разрядный импульс тока 200 мА в течение 1 мин. При последующем измерении скорости и уменьшения ЭДС она оказалась равна- 0,2 мкВ/сек - зто скорость уменьщения ЭДС при нормальном саморазряде. Процесс восстановления ЭДС аккумулятора закончен.
Предлагаемый способ позволяет сократить время восстановления ЭДС аккумулятора до нескольких минут и может найти применение при диагностировании технического состояния аккумулятора.
Формула изобретения
Способ определения степени заряженности аккумулятора путем измерения его ЭДС с коррекцией величины последней в зависимости от плотности электролита, отличающийся тем, что, с целью сокраще шя времени измерения и повышения точности, перед измерением ЭДС определяют знак скорости изменения этой ЭДС и подают на аккумулятор разрядный импульс тока при отрицательном значении знака скорости изменения ЭДС или зарядный при положительном знаке изменения упомянутого параметра.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США N 2864055, кл. .324-29.5, 1958.
2.Ильин Н. М. Электрооборудование автомобилей. М., Трансворт, 1973, с. 13.
3.Авторское свидетельство СССР N 542270, кл. Н 01 М 10/42, 1974 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМОРАЗРЯДА СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА | 1998 |
|
RU2138886C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЕМКОСТЬЮ МЕТАЛЛ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ С ОБЩИМ ГАЗОВЫМ КОЛЛЕКТОРОМ | 2006 |
|
RU2324262C2 |
Способ определения плотности электролита свинцового аккумулятора | 1991 |
|
SU1777190A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ АККУМУЛЯТОРОВ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2586172C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ АККУМУЛЯТОРОВ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2014 |
|
RU2586171C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2483400C2 |
Способ заряда-разряда аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1781766A1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2585171C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2006 |
|
RU2320055C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2015 |
|
RU2621694C9 |
Авторы
Даты
1979-08-05—Публикация
1977-07-11—Подача