1
Изобретение относится к электрообрудовакию транспорта и может быть использовано для бесконтактного прерывистого питания ламп накаливания, например, указателей поворота транспортных средств с защитой от корот ких замыканий и эксратоков при включении холодных нитей ламп и индикацией коротких замыканий.
Известен злектронный прерыватель указателей поворота с запХитой от коротких замыканий, содержащий генератор импульсов, соединенный со входами предварительных усилителей, выходы которых соединены со входами оконечных усилителей, к выходам которых подключены сигнальные лампы, к которым подключены через диоды эмиттеры транзисторов, у которых коллекторы подключены ко входам предварительных усилителей, а базы соединены с делителями напряжения питания 1 .
Недостатками этого устройства являются зкстратоки оконечных усилителей при включении холодных нитей сигнальных ламп, что приводит к необходимости дробления нагрузки и применения дорогостоящих оконечных транзисторов
для многократного запаса по току коллектора, отсутствие индикации коротких замыканий, что затрудняет обслуживание и эксплуатацию устройства, а также отсутствие реакции схемы защиты на завыщенные значения нагрузки, что
приводит к повышенным токам через оконечные транзисторы при значительных утечках в цепях сигнальных ламп, в результате чего возможен из строя оконечных усилителей. Цепью изобретогия является защита оконечного усилителя от экстратоков при включении холодных нитей сигнальных ламп и индикация аварийных отключений нагрузки.
Указанная цель достигается тем, что к выходу генератора импульсов подключены входы
дополнительных усилителей, причем выход первого из них подключен чфбз резистор ко входу предварительною усилителя, у которого вход через первый диод соединен с выходом оконечного усилителя, соединенным через переключатель поворота с сигнальными лампами, выход соединен со входом оконечного усилителя, а эмиттер соединен через резисторы с o6uj|jiM 1ФОВОДОМ и с выходом первого дополнитепьного усилителя, а выход второго дополнительного усилителя соединен с последовательно соединенным резистором, вторым диодом и лампой накаливания, второй вывод которой подключен к выходу оконечного усилителя, причем точка соединения резистора со вторым диодом соединена через другой резистор со входом транзистора, эмиттер которого через резисторы соединен с выходами второго дополнительного и оконечного усилителей, а коллек|Тор через другие резисторы соединен со входами двух транзисторов, коллекторы которых соединены у одного со входом первого дополнительного усилителя, а у другого - с общей точкой второго диода и лампы накаливания, t .
На фиг. 1 приведена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - схема его упрощенного варианта для малых нагрузок.
Схема на фиг. 1 работает следующим образом.
С выхода генератора импульсов 1 через .резисторы 2.1 и 2.2 импульсы тока гюдаются на базы транзисторов 3 и 4. Коллектор транзистора 3 через резистор 5 соединен со входом предварительного усилителя на транзисторе 6. Вход транзистора 6, кроме того; соединен через даод 7 с выходом 8 оконечного усилителя на транзисторе 9. Коллектор транзистора 6 соединен с базой транзистора 9, на его змиттер подано напряжение смещения с делителя напряжения образованного резистором 10, второй вывод которого соединен с проводом, и резистор 11, второй вывод которого соединен с коллектором транзистора 3.
Коллектор транзистора 9 через переключатели 12 может быть подключен к сигнальным лампам левого или правого бортов транспортного средства.
Вьиод усилителя на транзисторе 4 через резистор 13 и диод 14 подключен к лампе накаливания 15, второй вывод которой соединен с коллектором транзистора 9, Точка соединения резистора 13 и диода 14 через резистор 16 подключена к базе транзиЬтора 17, на эмиттер которого подается смещение с делителя напряжения из резистора 18, подключенного к коллектору транзистора 4, и резистора 19, подключенного к коллектору транзистора 9. Коллектор транзистора 17 через резистор 20 подключен к базе транзистора 21 и через резистор 22 - к базе транзистора 23, коллектор которого соединен с базой транзистора 3 . Коллектор транзистора 21 подключен к общей точке диода 14 и лампы 15.
При подключении переключателями 12 ламп левого 24 или правого 25 бортов транспортного средства к коллектору транзистора 9 в генера тор 1 начинает, генерировать импульс тока. Резистор 26 соединен с базой транзистора 21 и
ПЛЮСОВЫМ проводом источника питания, резистор 27 соединен с змипером и базой транзистора 23 параллельно эмиттерному переходу, редуктор 28 соединен с коллектором транзистора 6, базой транзистора 9 и плюсовым проводом источника питания.
С приходом первого импульса открываются транзисторы 3 и 4, подключая к плюсовому проводу источника питания лампы 24 или 25 через резистор 5, диод 7 и переключатель 12 и лампу 15, что обусловлено величинами сопротивления резисторов 5 и 13. Так как сопротивление ламп накаливания нелинейно, по мгре их разогрева напряжения на них растут, а значит, растут и напряжения на базах транзисторов 6 и 17.
Соотношение сопротивлений резисторов 5 и 13 таково, что в отсутствие замыкания в цепи сигнальных ламп транзисторов 6 открывается раньще, чем транзистор 17. Как только транзистор 6 откроется, то сткрьшается транзистор 9, подключая сигнальные лампы к плюсовому проводу источника питания. С зтого момента прекратится нагрев лампы 15, так как оба ее вывода окажутся подключенными к плюсовому проводу источника питания.
По окончании импульса тока генератора 1 схема придет в исходное состояние, однако до гфихода следующего импульса нити сигнальных ламп не успеют остыть полностью, что повлечет за собой резкое сокращение времени на их разогрев в начале очередного импульса.
Если в цепях сигнальных ламп появится недопустимо завышенная нагрузка, время их разогрева через резистор 5 и диод 7 в начале импульса увеличится. Тогда нить лампы 15 успеет разогреться до того, что напряжение на ней откроет транзистор 17. Тогда откроются транзисторы 21 и 23, лампа 15 окажется подключенной к источнику питания через транзистор 21, а также через переключатель 12 и лампы 24 или 25, а вход транзистора 3 блокируется транзистором 23. С зтого момента в паузах между импульсамигенератора 1 нить лампы 15 не будет успевать остывать, что облегчит ее зажигание и исключит гфохождение имнульсов с генератора 1 на вход транзистора 3.
Схема на фиг. 2 является упрощенным вариантом схемы фиг. 1. Как видно на фиг. 2, резистор, соединяющий коллектор транзистора 3 с базой транзистора 6, заменен лампой накаливания 15.
С приходом импульса тока от генератора 1 открывается транзистор 3. При этом нити ламп 24 и 25 прогреваются через лампу 15 и диод 7
По мере разогрева сигнальньк ламп растет напряжение на них, -а значит, ина базе транзистора 6. Как только откроется транзистор 6,
откроется и транзистор 9, подключив сигнальные лампы к источнику питания.
Эта схема пригодна лишь для небольших мощностей сигнальных ламп, так как для больших мощностей пришлось бы применять и лампу 15 большой моишости или включать параллельно ей резистор. При этом в случае короткого замыкания лампа 15 оказывается подключенной к источнику питания полностью, а в случае завышения нагрузки наступает лишь ограничение тока коллектора транзистора 9 за счет распределения напряжения питания между лампой 15, диодом 7 и лампами 24 или 25 когда часть этого напряжения подана на базу транзистора 6.
Так как в этом случае транзисторы 6 и 9 будут открыты не полностью, мощности, рассеиваемые их коллекторами, будут максимальны, что и ограничивает по мощности сигнальных ламп применение схемы на фиг. 2.
Формул.а изобретения
Электрсннь1Й гферыватель указателей поворота, содержащий генератор импульсов, предварительный усилитель, выход которого соединен со входом оконечного усилителя, выход которого через переключатель поворота подключен к сигнальиьпм лампам, отличающийся тем, что, с целью защиты окоиечного усилителя от экстратоков при включении холодных нитей сигнальных ламп и индикации аварийных отключений нагрузки, к выходу генератора импульсов подключены входы дополнительных усилителей, причем выход первого из них подключен через резистор ко входу предварительного усилителя, у которого вход через первый диод соедин.ен с выходом оконечного усилителя, соединенным через переключатель поворота с сигнальными лампами, выход соединен со входом -оконечного усилителя, а эмиттер соединен через резисторы с общим проводом и с выходом первого дополнительного усилителя, а выход второго дополнительного усилителя соединен с последовательно соединенным резистором, вторым диодом и лампой накаливания, второй вывод которой подключен к выходу оконечного усилителя, причем точка соединения резистора со вторым диодом соединена через другой резистор со входом транзистора, эмиттер которого через резисторы соединен с выходом второго дополнительного и оконечного усилителей, а коллектор через другие резисторы соединен со входами двух транзисторов, коллекторы которых соединены у одного со входом первого дополнительного усилителя, а другого - с общей точкой второго диода и лампы накаливания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N 435151, кл. В 60 а 1/34, 1971.
f№
Й -{б
5г
k)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
АвТО;рЫ | 1973 |
|
SU407378A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2030109C1 |
Выходное устройство для систем функционального контроля | 1974 |
|
SU525137A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА | 1993 |
|
RU2092340C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2066940C1 |
Устройство для управления сигнальным огнем навигационного знака | 1987 |
|
SU1501125A1 |
Сигнальное устройство допускового контроля напряжений | 1978 |
|
SU779939A1 |
Устройство для получения периодических световых сигналов | 1980 |
|
SU927592A1 |
УСТРОЙСТВО для ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1971 |
|
SU298940A1 |
Фиг.
Zf
г
Авторы
Даты
1979-08-15—Публикация
1977-06-28—Подача