Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к устройствам, обеспечивающим подачу жидкой смазки к трущимся поверхностям врчшакхпихся деталей машин.
Известно устройство для подачи жидкой смазки к узлам и деталям передач, содержащее масляный картер, частично погруженное в него чорпаковое колесо,. закрепленное на одном из валов передачи и имеющее внутреннюю полость, к систему для подвода смазки к трущимся поверхностям .,
Система для подвода смазки к. трущимся поверхностям в ээом устройстве выполнена в виде скребка, снимающего масло с черпакового колеса, и лотка, с которого масло стекает в зову смазкн.
Недостатки устройства заключаются в невозможности использования его в реверсивных передачах, так как съем масла скребком с колеса возможен только при вращении его в одну сторону, а также в низком КПД устройства, так как бопьшая часть смазки, поднятая колесом, стекает обратно в картер.
Целью изобретения являются обеспечение подачи смазки при любом направлении вращения колеса и повышение КПД устройства.
Это достигается тем, что устройство снабжено черпаками, установленными на торце колеса, внутренняя полость колеса выполнена замкнутой, колесо имеет радиальные ребра, разделяющие внутреннюю полость на четное число равных секторов, черпаки сообщаются по одному с каждым сектором и имеют по отношению к каждому соседнему черпаку противоположное направление, а система для подвода смазки представляет собой расположенную в конце вала буксу, выполненные в вале сквозные отверстия, одним концом вы- Ходящие в буксу, размещенный в буксе диск с радиальным пазом, подпружиненный к торцу ла,чи выполненные в ступице копеса отверстия, соедЕняющне отверстия вапа с секторами колеса. Кроме того, колесо может быть выпол нено с перегородкой, перпендикулярной его оси и разделяющей каждый сектор на две части, черпаки установлены на обоих торцах колеса, а направление черпаков на одном торце противоположно направлению черпаков на другом, На фиг. 1 изображено устройство, разрез по оси черпакового колеса; на фиг. 2 -. сечение А-А на фиг, 1; на фиг 3 - сечение на фиг, 1. Устройство содержит закрепленное на. валу 1 передачи черпаковое колесо 2 с внутренней полостью, разделенной на секторы 3 радиальными ребрами 4. B«yi ренняя полость может быть кроме разделена перегородкой 5 на две чабти. На одном. или обоих торцах колеса установлены черпаки 6, сообщающиеся по одному с каждым сектором колеса. В случае выполнения колеса без перегородки 5 черпаки.устанавливаются на одном торце колеса и каждый черпак имеет по отношению к соседним противодоложное направление. В случае же выполнения колеса с перегородкой 5 черпаки размещаютс на обоих торцах колеса, причем черпаки на одном торце имеют одинаковое направо ленне, противоположное направлению черп ков на другом торце, Черпаковое колесо, в качестве которого может быть использовано одно из зубчатых колес передачи, предназначено для захвата жидкой смаз кн из масляного картера (на чертежах не показано) и подъема ее выше уровня смазки в картере. Для обеспечения смазки всех трущихся поверхностей передачи в устройстве предусмотрена система для подвода смаэ« ки. Она включает в себя расположенную в конце вала 1 буксу 7, размещенный в буксе диск 8 с радиальным пазом 9, подпружиненный к торцу вала, сквозные отверстия 10, выполненные в вале 1, и отверстия 11, выполненные в ступице колеса 2 и соединяющие отверстия 1О вала 1 с секторами 3 колеса 2, Устройство для подачи жидкой смаз ки работает следующим образом, При вращении вала 1 и колеса 2 черпаки 6 в своем нижнем положении зачерпывают смазку из картера, которая перетекает в секторы 3 внутренней полости колеса 2, Для предотвращения вытекания смазки на.торцах колеса 2 установлены крышки 12, При верхнем положении каждого сектора 3 смазка через отверстия 1 11 в ступице колеса 2, отверстия Ю в вале 1 и радиальный паз 9 диска 8 поступает в буксу 7, откуда она самотеком через трубопровод 13 поступает в буксу другого вала передачи (на чертежах не показано), в котором также выполнены отверстия, через которь е смазка подводится к трущимся поверхностям передачи. Прижатие, диска 8 к торцу вала 1 обеспечивает предохранение от перетекания смазки из буксы 7 обратно в картер. От проворота диск 8 удерживается штифтом 14,.входящим в радиальный паз 9, Предлагаемое устройство обеспечивает смазку трущихся поверхностей передачи при любом направлении вращения его валов. Выполнение черпакового колеса с замкнутой внутренней полостью, разделенной на секторы, значительно увеличивает КПД устройства, позволяет поднимать смазку значительно выше ее уровня в картере, благодаря чему поддерживается постоянное давление в системе смазки. Формула изобретения 1,Устройство для подачи жидкой смазки к узлам и деталям передач, содержащее масляный картер, частично погруженное в него черпаковое колесо, закрепленное на одном из валов передачи и имеющее внутреннюю полость, и систему для подвода смааки к трущимся поверхностям, отличающееся тем, что, с целью обеспечения подачи смазки при любом направлений вращения колеса и повыщения КПД устройс:тва, оно снабжено черпаками, установленными на торце колеса, внутренняя полость колеса выполнена замкнутой, колесо имеет радиальные ребра, разделяющие внутреннюю полость на четное число равных секторов, черпаки сообщаются по одному с каждым сектором н имеют по отношению к каждому соседнему черпаку противоположное направление, а система для подвода смазки представляет собой расположенную в конце вала буксу, выполненные в вале сквозные отверстия, одним концом выходящие в буксу, размещенный в буксе диск с радиальным пазом, подпружиненный к торцу вала, и выполненные в ступице колеса отверстия, соединяющие отверстия вала с секторами колеса, 2,Устройство поп, 1, отличающееся тем, что колесо выполнено с перегородкой; перпендикулярной его оси
и разделяющей каждый сектор на две части, черпаки установлены на обоих торцах колеса, а направление черпаков на одном торце Противоположно направлению черпаков на другом.
/3
Источники информании, принятые во внкмание при экспертизе
1. Пуш В. Э. Системы смазки металлорежущих станков,-М., Машгиз, 1948, с. 128, фиг. 162.
Авторы
Даты
1979-08-15—Публикация
1976-11-29—Подача