кие шин, сравнения их значений с заданными и разрыва цепи включения выключателя гтри отличии значений измеренных электрических величин от заданных, в качестве указан ных измеряемых электрических величин используют фазные и междуфазные напряжения на шинах, обусловленные емкостными делителями напряжения выключателя. На фиг.- I представлена схема , прилегающей к шинам, и эпюра надёнйй напряжений; на фиг. 2 - схема устройства, реализующего способ. На фиг. 1 приняты следующие обозначения: 1 - система шин, отключенная от сети; 2 - точка короткого замыкания, 3 - фазная электродвижущая сила сети, 4 - эквивалентное емкостное сопротивление, шунтирующее контакты отключенных шинных высоковольтных выключателей, 5 - суммарное ейкостное сопротивление системы шин по отношению к земле, б - индуктивное сопротивление шинного трансформатора напряжения, 7 - напряжение на системе шин, отключенной от сети при отсутствий повреждения, 8 - падение напряжения наэлементах сети При незакороченнойсистеме шин (элемент 2 отключен), 9 - падение напряжений на элементах сети при короткозамкнутой системе шин (элемент 2 замкнут), 10. -- эжВивалентное активное сопротивление первичной обмотки трансформатора нап:ря е-ния. . . . .. ;, . Фиг. 1 иллюстрирует принципиальное положение, на котором основан способ. Если даже система шин 1 отключается от сети с помощью высоковольтных выключателей, она, все же остается связанной с сетью через эквшалентнбе ё лкостное сопротивление. Шунтирующее ра зомкнутые контакты отключенных шинныхвысоковольтных выключателей. На значительном большинстве энергообъёктОв эквивалентное сопротивление системы Шйн относительно земли носит емкостный характер, так как параллельное сложение суммарного емкостного сопротивления 5 системы шин и индуктивного сопротивления 6 шинного трансформатора напряжения с активным сопротивлением 10 чаще всего дает в итоге емкостное сопротивление, Возможно и другое, когда эквивалентное сопротивление системы щин относительно земли получается индуктнвным. Способ эффективен в обоих указанных случаях. Если система шин не закороченй на землю (элемент 2 отключен), то падение напряжения на элементах сети (случай емкостного эквивалентного сопротивления системы шин) определяется линией 8 и на системе шин есть напряжение, которое принципиально можно измерить. Если система Шин закорочена на землю (элемент 2 включен), то падение напряжения на элементах сети определяется линией 9 И напряжение на системе шин отсутствует или близко к. нулю. Если на отключенной системе шин имеется междуфазное короткое замыкание без земли, ТО с учетом изложенного его можно обнаружить, по-пучив при замере междуфазного напряжения нулевые или близкие к нему значения. Во всех указа1Н1ых случаях производится блокирование включения выключателя. На фиг. 2 в устройстве, реализующем способ, имеются высоковольтный выключатель 11, каждая фаза которого содержит параллельно соединенные контакт 12 и емкостный делитель напряжения 13, энергообъект 14 (линия энергопередачи, трансформатор, автотрансформатора, шины и т. д.), шины 15, первичные. 16 и вторичные 17 обмотки трансформатора напряжения, короткое замыкание 18, блоки фиксации междуфазных 19 и фазных 20 шинных напряжений, исполнительный орган 21 блоков 19 .и 20, блок 22 сравнения соотношений имеющихся на отключенных шинах междуфазныл и фазных шинных напряжений с заданными, исполнительный орган 23 блока 22 и формирователь 24 к омандьг на включение высоковольтного выключателя 11. Причем высоковольтный выключатепЬ соединен последовательно с энергообъектом 14, шинами 15 и первичными обмотками 16 трансформатора напряжения, нейтральные выводы которых объединены в одну точку и заземлены. Параллельно первичным обмоткам 16 трансформатора напряжения показано короткое замыкание 18. Исполнительный орган 2 блоков 19 и 20, включенпоследовательно с исполнительным органом23 блока 22 в цепь между формирователем командьг на включение и высоковольтным выключателем. . , Устройство работает следующим образом Если шины 15 высокого напряжения находятся в ремонте, то высоковольтный выключатель 11 отключен, его контакты 12 разомкнуты, а короткое замыкание 18 (например, заземляющие ножи одного из шинных разъединителей) соединяет шины 15 с землей в целях безопасности проведения ремонтных работ. При необходимости поставить отремонтированные шины 15 под напряжение от энергообъекта 14 перед включением высоковольтного выключателя следует отключить короткое замыкание. Если но какойлибо причине оно остается включенным, то создаются условия для. включения энергообъекта 14 на короткозамкнутые шины 15. Чтобы предотвратить включение на короткое замыкание 18, измеряют наличие междуфазных и фазных напряжений на вторичной обмотке 17 шинного трансформатора напряжения с помощью блоков фиксации напряжения и 19 и 20, одновременно блоком 22 сравнивают соотношения имеющихся на отключенных шинах 15 междуфазных и фазных шинных напряжений с их задайными значениями, т. е. со значениями соотношений напряжений на отключенных заведомо незайброчённых шинах, измеренных предварительно., Наличие короткого замыкания 18 на ши нах 15 фиксируется блоками фиксации напряжений 19 и -20, так как в этом случае одно или несколько фазных пли междуфазных напряжений близко к нулю. Исполнительный орган 21 этих блоков разрывает цепь прохождения команды на отключение выключателя 11. Блок 22 сравнивает имеющиеся соотношения фазных и междуфазных напряжений на отключенных закороченных шинах 15iс соотношениями, которые имеют место на заведомо незакороченных шинах и предварительно введены в блок 22. Исполнительный орган 23 блока 22 также разрыва-; ет цепь прохождения команды на отключение выключателя II. В итоге выключатель на закороченные шины 15 не включается. Если замыкание между фазами шин или фаз шин на землю будет ire чисто металлическим, а через какое -либо переходное сопротивление, то напряжение отключенных шин 15 )междуфазные или фазные) отличаются от нуля. Это обстоятельство может быть зафиксировано блоками 19, 20 и обязательно фиксируется блоком 22, причем исполнительные органы 21 и 23 этих блоков либо одновременно, либо один из них разрывает Цепи включения выключателя 1Ь Принципиально блок 22 может быть выполнен более чувствительным, чем блоки 19 и 20. Если блоки фиксации напряжения19 и 20 обнаруживают наличие всех междуфазных и фазных напряжений шин, отличных от нуля, что имеет Место при отсутствии па шинах междуфазных закороток или зймыканий фаз нГ землю, и блок 22 фиксирует: соотношение Имеющихся напряжений, равное заданному, то исполнительные органы 21 и 23 создают замкнутую цепь и высоковольтный выключатель И включается при получении команды на включение от формирователя 24. Способ блокирования может быть использован перед опробованием шин в цикле их автоматического повторного включения. Исключение случаев включения высоковольтного выключателя на закоротку является одним из мероприятий-, использование которых позволяет удешевить выключатель, так как станет озмджньш JK предъяаяять к выключателю требование работы в тяже- лых условиях отключения им близкого короткого замыкания при опробывапии энергообъекта вручную {ключом управлепг(я или автоматически от устройства АПВ. Одновременно улучшается устойчивость работы энергосистемы. : . . Формула изобретения Способ блокирования включения высоковольт)юго )чателя с емкостными делителями напряжения накороткозамкпутые. Ц1ИНЬ путем измерения при отклюм-еином выключателе электрических вблнадн, характеризующих состояние шин, сравнения Их значений с заданными и разрыва цепи включения выключателя при отличии значений измеренных электрических величин от заданных, отличающийся тем, что, с (юлью упрощения и расширения функциональных возможностей, в качестве указанных изйеряе.мых электрических ве.яичин,используют фазные и междуфазные напряжения на шипах, обусловленные емкостными делителями напряжения выключателя. Источники информации, : Припятью во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 493742, кл. Н 02 Н П/00, 04:01.74. 2.Авторское свидетельство СССР № 513444, кл. Н 02 Н 11/00, 03.01.74.
/////7
Авторы
Даты
1979-10-15—Публикация
1977-06-08—Подача