Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления Советский патент 1979 года по МПК G09B7/00 

Описание патента на изобретение SU693425A1

1

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения операторов, и может бь1ть использовано при организации программированного обучения управлению техническими и технологическкми системами.

Одно из известных устройств для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления содержит пульты преподавателя и оператора, блок программного управления, блок моделирования реальных процессов, формирователь сигналов управления и блок оценки 1. Однако данное устройство имеет пониженную точность оценки из-за ограниченности контролируемых действий оператора.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления, содержашее последовательно включенные пульт преподавателя, блок программного управления, блок моделирования реальных процессов и пульт оператора, соединенный с формирователем сигналов управления, который подключен к блоку моделирования реальных процессов

И блоку оценки, соединенному с блоком программного управления и пультом преподавателя 2.

Указанное устройство также имеет недостаточную точность контроля процесса обучения и ограниченные функциональные возможности из-за необеспеченности контроля различных качеств и действий оператора.

Цель изобретения - повышение точности оценки, что расширяет функциональные возможности и область применения устройства.

Указанная цель достигается тем, что устройство содержит блок контрольного суммирования, подключенный к блоку программногоуправления и пульту преподавателя, блок фиксации дополнительных ошибок, соединенный с блоком оценки и с формирователем сигналов управления, и блок визуального контроля, подключенный к формироватетю сигналов управления.

Блок фиксации дополнительных ошибок исключает выставление оценки «правильно и ввод следующего вопроса в случае дополнительных ошибочных действий обучаемого

Оператора в промежутке времени после набора оператором прав ГЛьнЬТб йтбета до ввода следующего вопроса, что может быть обусловлено либо психофизиологическим состоянием оператора, либо уровнем его подготовки. Введение этого блока позволяет пбеЪТС тБ точность контроля качества обучения оператора, так как при этом от оператора требуется точкое выполнение всех операций без лишних манипуляций на пульте обучаемого.

Блок контрольного суммирования обеспечивает фиксацию оценки «правильно при услбвии отсутствия запрещающего сигнала по окончании интервала контроля дополнительных (ощибочных) действий оператора после набора оператором правильного ответа на предыдущий вопрос до ввода следующего вопроса. Введение этого также позволяет повысить точность контроля обучения. Кроме того, блок контрольного суммйрования позволяет руководителю занятий применительно к требуемой учебной ситуации изменять число вопросов, относящихся к решаемой оператором задаче, что одновременно расширяет функциональные возможности устройства в целом.

Введение блока визуального контроля также позволяет повысить точность контроля обучения, так как он обеспечивает руководителю занятий на его пульте управления визуальный контроль за действиями оператора.

Схематически изображенное на чертеже предлагаемое устройство содержит послеДоВатеЛьйо включенные пульт преподавателя 1, блбк программного управления 2, блок моделирования реальных процессов 3 и пульт оператора 4, соединенный с формирователем сигналов управления 5, который подключен к блоку моделирования реальных процессов 3 и блоку оценки 6, соединенному с блоком программного управления 2 и пультом преподавателя 1, бЛбк Шнтрольного суммирования 7, подключенный к блоку программного управления 2 и пульту преподавателя 1, блок фиксации дополнительных ошибок 8, соединенный с блоком оценки бис формирователем сигналов управления 5, и блок визуального контроля 9, подключенный к формирователю сигналов управления 5.

Устройство для. оценки профессиональной пригодности оператора системы управления работает следующим образом.

Руководитель занятий посредством оцифрованной клавиатуры пульта пр еподавателя набирает и вводит задачу, состоящую из отдельных вопросов. Количество вопросов, наби1:)аеййх руководителем измаксимального количества вопросов, относящихся к данной учебной задаче, определяется в зависимости от требований конкретной учебной ситуации, например, стадии обучё-;

ййя оператора, сложности задачи, психофизиологического состояния оператора и уровйя его подготовки, а также от условий взаимодействия с другими тренажерами при проведении комплексных занятий и т. д. Количество вопросов,набранных руководителем занятий, подсчитывается счетчиком вопросов (на -чертеже не показан) блока контрольного суммирования 7.

Блок программного управления 2 в соответствии с первым вопросом воздействует на блок моделирования реальных процессов 3, изменяющий информационное состояние пульта опеоатора 4, и на блок оценки 6, в который Вводится программа оценки правильности ответных действий обучаемого оператора, манипулирующего органами управления. При этом сигналы от органов управления пульта оператора 4 через формирователь сигналов управления 5 поступают на второй вход блока 3, изменяющего в данном случае информационное состояние пульта оператора 4 с учетом ответных действий оператора; на вход блока оценки 6, на вход блока визуального контроля 9, индикаторы положений органов управления которого обеспечивают возможность субъективного контроля действий оператора, и на входы блока фиксации дополнительных ошибок 8.

При наборе оператором правильного ответа выходной сигнал блока оценки 6 «правильно через пульт преподавателя 1 воздействует на блок программного управления 2, который с некоторой выдержкой времени вводит следующий вопрос. Величина интервала времени от набора обучаемым оператОромправи.льното ответа на предыдущий вопрос до ввода последующего вопроса также зависит от требований конкретной учебной ситуации и характера самой учебной задачи. Одновременно выходной сигнал блока оценки 6 воздействует на второй вход блока 8. Этим самым обеспечивается возможность контроля любого дополнительного (ошибочного) действия оператора, после набора правильного ответа исключается фиксация оценки «Правильно и ввод следующего вопроса. Если после набора правильного ответа Оператор дополнительно манипулирует каким-либо Органом управления, тс в этом случае блок формирования сигналов управления 5 формирует импульс, поступающий на вход блока 8. Выходной сигнал с этого блока воздействует на третий вход .блока оценки 6, выходной сигнал которого в этом случае изменяется на противоположный («неправильно) и, воздействуя через первый вход пульта 1 на блок программного управления 2, предотвращает ввод следующего вопроса. При этом с выхода блока 2 в блок контрольного суммирования 7 контрольный импульс не поступает. Если же в интервале времени от набора правильного ответа Дб ввода следующего вопроса оператор не производит дополнительных (ошибочных) действий, то по истечении этого интервала блок 2 вводит следующий вопрос, а с выхода его на вход блока контрольного суммирования 7 поступает контрольный импульс, свидетельствующий об окончании интервала контроля. Эти контрольные импульсы-подсчитываются счетчиком контрбльных импульсов (на чертеже не показан) блока контрольного суммирования 7. Когда число контрольных импульсов станет равным количеству первоначально набранных руководителем занятий вопросов, на выходе блока контрольного суммирования 7 появится сигнал «задача решена, который передается на второй вход пульта преподавателя 1. Предлагаемое изобретение позволяет путем повыщения точности контроля обучения и расширения функциональных возможностей устройства уменьшить время обучения и повысить эффективность учебного процесса в целом. Формула изобретения Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управлеНИН, содержащее последовательно включенные пульт преподавателя, блок программного управления, блок моделирования реальных процессов и пульт оператора, соединенный с формирователем сигналов управления, который подключен к блоку моделирования реальных процессов и блоку оценки, соединенному с блоком программного управленияи пультом преподавателя, отличаюцееся тем, что, с целью повышения точности оценки, оно содержит блок контрольного суммирования, подключенный к блоку программного управления и пульту преподавателя, блок фиксации дополнительных ошибок, соединенный с блоком оценки и с формирователем сигналов управления, и блок визуального контроля, подключенный к формирователю сигналов управления. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 435554, кл. G 09 В 7/00, 1974. 2.Авторское свидетельство СССР № 439842, кл. G 09 В 9/00, 1974 (прототип).

Похожие патенты SU693425A1

название год авторы номер документа
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления 1982
  • Хасаметдинов Шамиль Хафисович
  • Мишакин Валерий Иванович
  • Шипалов Игорь Петрович
  • Ханджиева Вера Николаевна
SU1019478A1
Тренажер для обучения операторов систем управления 1973
  • Гаркин Владимир Иванович
  • Демидов Анатолий Андреевич
  • Завгородний Юрий Васильевич
  • Комиссаров Вячеслав Александрович
  • Непочатов Григорий Дмитриевич
SU449364A1
Тренажер операторов систем управления 1976
  • Мирошников Мстислав Романович
  • Глухарев Петр Иванович
  • Иноземцев Евгений Иванович
SU634352A1
Тренажер оператора автоматизированных систем управления 1982
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Герценштейн Витольд Семенович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Мальцев Иван Сергеевич
SU1132302A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU955169A1
Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью 1982
  • Романов Леонид Михайлович
SU1068972A1
УСТРОЙСТВО для ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ 1966
SU184019A1
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя 1979
  • Аванесян Владимир Самвелович
  • Казанский Юрий Михайлович
  • Петров Александр Семенович
SU841018A1
МОРСКОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГИДРОФИЗИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ОБНАРУЖЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ ВОДНОЙ СРЕДЫ 2010
  • Ануфриев Николай Леонидович
  • Березин Александр Александрович
  • Соколов Александр Анатольевич
  • Шполянский Александр Наумович
RU2445710C2

Иллюстрации к изобретению SU 693 425 A1

Реферат патента 1979 года Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления

Формула изобретения SU 693 425 A1

SU 693 425 A1

Авторы

Мишакин Валерий Иванович

Бруфман Самуил Саневич

Трофимов Николай Андреевич

Юлдашев Владислав Иргашевич

Даты

1979-10-25Публикация

1977-06-08Подача