1
Изобретение относится к области авто.матизацин дизельных установок и .может быть .1ьзс)вано для главных судовых, тракторных дизе.лей и дизелей строитеаьных
и ДОрОЖНЕ ЬХ MHHJMH.
Известны способы программного ограничения нагрузки дизеля всережи.миым регулят(;ром угловой скорости BpanieHHH вала, заключающийся в то.м, что из.меряют действительную угловую скорость вращения вала, сравнивают ее с заданной, е.мещают рейку топливного наеоса исполнительным устройством на ве-тичину, пропорциональную разности действительной и заданной угловых скоростей вращения вала, до положения, заданного программным ограничителем нагрузки, который вырабатывает ограничительный сигнал по измеренной действительной угловой скорости и выходному сигналу регулятора 1.
Способ программного ограничения нагрузки дизеля путем введения программ юго ограничения выходного еигнала всережимного регулятора обладает недостатком, заключающимся в значительных колебаниях угловой скорости вращения вала в случае
выхода выходного сигнала регулятора на ограничение при периодическом характере нагрузки на дизель (при волнении моря для судовых дизелей, работе трактора на пахоте для тракторных дизелей и т. д.).
Цель изобретения - уменьп ение колебаний )тловой скорости вращения вала при периодическом характере нагрузки;
Поставленная иель достигается тем, что ос П1ествляют фильтрацию периодической составляющей еигнала програм.много ограничителя нагрузки.
На чертеже представлена функциональная ехема регулятора- для осуществления способа.
Регулятор содержит измеритель 1 действительной скороети w , усилитель 2 рассогласования действительной ш и заданной otj угловых скоростей вращения вала, исполнительное устройство 3 управляющего воздействия на топливную аппаратуру дизеля, а также ограничитель 4 нагрузки. Регулятор содержит также устройство 5 еелектировапия наименьщего сигнала и устройство 6.
Эффект предложения достигается обеспечением работы дизеля на регуляторной характеристикс (без перехода на ограничительную ветвг.) па режимах, ха1)актеризую;цихси периодической нагрузкой на дизел1. Ci р;:1Пиче1Л10 нагрузки в этом случае осу-цествляется корректированием сигнала задания угл-;)вой екорости вра цекия вала ад (паралле. емещением регулято})ной характеp;iCTHKH дизеля) в 3ai ней мости ст нагрузки на ;н-1зель. Функциопа: ьиая схема такого регулятора представ. на чертеже. О -личие данной функциональной схемы от нзвест1ЮЙ схемы зр.ключается в обеспечении фил1)Трации не)иодической составляющей кор эек;тирующего сигнала л .; устройством 6. При периодическом характере нагрузки на дизель на выходе ограничителя 4 будег возни};ать {)граничива1ОП1ИЙ сигнал, изменяюплнйся также по периодическому закону, па выходе устройства 6 этот сигнал cl-ancT сглаженным (постоянным во времснн). Этим и обеспечится п.а)ал,телыН)1Й сдвиг регумяторной характернстики дизеля на величип-у, cooTBercTtivioiiiyio заданной программой ограничения нагрузки. В качестве устройства 6 в нростсйн1ем с;|учае может быть исиользовано уст)ойство с передаточной фуги чнией апериодического звена. В устройстве п М(зжет быть нредусмотре.ча возмс жность пзмене1П я етепепи фильтрации: пе)иодичес1 ой соетавлиюи1ей кс ррсктирующегс; сигиа.та (иостпя1Н ой BpeMCMjn iipn иег(;льЗ()ва niin устройства с ие(едаточной (руикпией аперпод чсского звечи) для настг)ойки дизе.тя ча работ при ;)азЛ-Ч1Пз1х napaxieTpax 1 ериид|чсскои пагруз -;и 1дл5: )сгулирО и1иия iiPc.TcaiiH колсчтаний члов(Я1 скорости вращения iaла), Уме;п,П1ени. ко.:1еба { Й УГТОВОЙ CKOTIOCти ьраи1, isa.Ta дизеля достригается за счет уве;н чспи5 ко.:1ебап)ш тои.:1ивиой |хч1кп прн нсрподической на1рузке, что приводит к нското 1ому .1ичечи1о удельного г)асход,а топлива вс; едствпе появления в днпампке иера М{омернс1ети подачи топлива мся-:ду цилиндрами дизеля. Поэтому и ;еделом стабилизации угловой скорости Bpanieinm ва:ia является требование к стаби.тьпост.ч положения топ, изпой Р(ЙКИ при не|)иодической нагрузке. Особенностью фуикдиопаль-юй схемы, представленно па чертеже, яв.тчется и меиыпий. но сравнению с известиы.ми, коэффициент усиления устройства 5. Чем болыие коэффициент усиления устройства 5, сем меньиге статическая О1иибка контура ограт-1чения нагрузки. Введение устройства 6 уменьшает устойчивость контура ог ;а;чичен1-(я .на1|)узки, (j требует у.меныиеиия коэффинт1ента усиления устройства 5. В этом с.тучас Г рограмма ограничения нагрузки, заложенная в ограничителе 4, должна компепспровать статичеекую О1нибку конт/ра
ограничения нагрузки на режи.ме, хар кктеризуюи1емся равенством задан1 Я ojs номинальной угловой скорости Bcan.Chkh . Такая наст)ойка регулятора все же ис г беспечнт независимости крив;}й ограничения нагрузки от «.. То есть , место статическая ошибка г:он-: ч)а о.раничелия нагрузки отпоеительно со-. i.e л;- квидап -|я
может быть ДОетИГНУТа ВВ;:Д( НИеМ ,ТОП:,1 ;птельного имну.чьса (н:, epi еже показан: пунктиром). Однако в С1;язи : чр:;пачите:1Ьной недогрузкой дизе..и ,-&,лу зиаче Н1ях шз введение дoi oлинтe :J;.uГv; :i .м :иса может и не п.ропзво:1..-;гься.
Иепользоващг- пре/1,лагаем(;10 LHtJCo6a программ 1ого ограничеп;1я нагрузки д)- зеля, г1озво.1ЯЮ1цего уменып1:т-, колебаии;. д ловой скорости ьраще И); за-;; да- и чш пс01юдииеско:.1 )1,- .1;дзки, (joec1;ечивает следуюнще п)с -:л чибства эксп туатацпн дизелей: умепьн1ается из:-;ос сопрягающихся деталей движения (oco6f nno нодП1ИППИХОВ); улучгчаются усльзия работы топливной аппаратуры уменьшения перавномер ;ости ,еи; и кулачкового 15ала: у.лучп1аются условия pa6o:4ji водител(:й тракторов и дорожных ма;лип по причине стабилизапии скоростиого режима; устраняется потеря скорости движения судна, вс.тедствие ко.тебапий угучовой СКОРОСТИ; вращепия гпебного вала.
Ф(.
нрог }аммн(лл.; эгг.аппчетия пагрузки дизеля всережимпь:М регуляторе .: CFловой CKOp }ci4-i в(:1ащепия вала, заключаю1ДИЙСЯ в том, что измеря ог действи гетьную угловую скорость Bpan-eiH-iv-i . сравнивают ее е заданной, смеиднот рейку тоиливиоrtj насоса исполните. ycry.;йiтвo ; на ве.тичипу, нропо|Л1иоиа/ьпло ri:;Mi{)C:n действитетьпой м :1адан1Ч)(5 л . Я:;,; с:а; 1и;-тей вращепия iui/u:, до пэложеиия. :-;ад, программпым о:л:1а а1чите:::м нагрузк ;. чоторый вырабатывает (jroarnHHт е..тьиый сигнал но из.мерен(1ой действительной yi Toвой екорости и выходному сигналу .ятора, отличающийся тем, что, с целью у.меньшения колебаний угло15ой екоросги вращения вала гфи периодическо.м характере нагрузки, осуществляют фильтрацию периодической составляюще.й си1Т1а.ла нрограммного О1раиичителя нагрузки.
И ет оч }щ к и и н :) ор м а ци и, принятые во внима и-1е при экспертизе 1. Кутьин Л. И. Автоматизация судовых дизе.тьных и газотурбинных уетано1)0к. ,.., «Судо-стооение, 1973, с. 39--162.
Авторы
Даты
1979-11-30—Публикация
1978-02-02—Подача