В атмосфере на определенной высоте всегда имеются слои воздуха, насыщенные и даже перенасыщенные водяными парами.
В атмосфере также находятся во взвешенном состоянии пылинки и мельчайшие частички солей разнообразного происхождения и состава. Последние в силу своей гигроскопичности дают начало водяным капелькам в слабо перенасыщенном или даже недонасыщенном паром воздухе.
Однако количество содержащихся в воздухе ядер конденсации резко падает с высотой, а потому в слоях воздуха, перенасыщенных водяными парами, отсутствуют надлежащие условия к слиянию водяных капель в дождевые капли достаточных размеров.
Предлагается устройство для образования искусственных ядер конденсации в слоях перенасыщенного воздуха путем поднятия аэростатами в эти слои проводов и посылки по ним электрических разрядов с помощью соответствующих генераторов, например рентгеновских трубок.
Устройство отличается тем, что с целью работы генераторов разрядов
24
лишь при подъеме проводов до слоя воздуха, насыщенного водяными парами, рентгеновские трубки установлены на проводах и снабжены соответствующими реле, включающими цепь накала при определенной влажности воздуха и последующей коагуляции образовавшихся мельчайших водяных капель в дождевые капли путем создания сильного электрического поля.
Для передвижения аэростатов над орошаемой площадью применены автомашины, соединенные с аэростатами тросами.
На фиг. 1 показан общий вид устройства, а на фиг. 2 - электрическая схема устройства.
На двух грузовых автомашинах AI и Ла (фиг. I) монтируются лебедки для управления двумя аэростатами. На прицепе одной из этих автомащин монтируется импульсная установка для создания сильного электрического поля.
Аэростатные стальные тросы BI и А - Sg и воздушная перекидка 5j - Bg из стального троса образуют провода электрической цепи (обратным проводом может служить земля).
371
Силовая станция вместе с импульсной установкой остаются на земле. Рентгеновские трубки Т и реле / подвешиваются на проводах к аэростатам и вместе с ними всплывают к слоям воздуха, насыщенного водяными парами.
Автомашины одна за другой на заданном интервале двигаются по полю, нуждаюш,емуся в осадках.
Аэростаты поднимаются вверх вместе с источниками ионизации. Рубильник N включается, образуя электрическую цепь низкого напряжения (фиг. 2). ;
При достижении аэростатами слоя воздуха, насыщенного водяными парами, реле / срабатывают, цепь низкого напряжения замыкается, стрелка миллиамперметра т А отклоняется, катоды рентгеновских трубок начинают накаляться.
В этот момент нужно остановить лебедки и включить трансформатор Р. Через некоторый промежуток времени конденсаторы G зарядятся. При замыкании одного из малых разрядников контактом К все остальные малые разрядники будут перекрыты искрами, вследствие чего произойдет переключение всех конденсаторов С с параллельного соединения на последовательное. Напряжение на разряднике L возрастет в несколько раз (в зависимости от числа имеющихся конденсаторов С). Произойдет разряд между шарами Ш.
В этот момент высокое напряжение появится на зажимах рентгеновских трубок Т и создаст весьма интенсивные рентгеновские лучи, которые произведут сильнейшую кратковременную ионизацию воздуха и конденсацию мельчайших водяных капель. Однако увеличение размеров водяных капель, т. е. превращение их в дождевые, довершит электрическое поле, созданное в этот же момент между тросами SS.
Под действием электрического поля произойдет коагуляция водяных капель, и они начнут выпадать в виде дождя.
Предмет изобретения
1.Устройство для вызывания дождя с применением аэростатов, соединенных между собой рядом проводов, по которым посылаются разряды с помощью соответствующих генераторов, например рентгеновских трубок, отличающееся тем, что с целью работы генераторов разрядов лишь при подъеме проводов до слоя воздуха, насыщенного водяными парами, рентгеновские трубки установлены на проводах и снабжены реле, включающими цепь накала при определенной влажности воздуха.
2.При устройстве по п. 1 применение автомашин, соединенных тросами с аэростатами с целью передвижения последних под орошаемой площадью.
№ 71260
Фиг. 1
Фиг. 2
15 1Л 1 У
Авторы
Даты
1948-01-01—Публикация
1947-02-24—Подача