Газоперекачивающий агрегат Советский патент 1980 года по МПК F04B17/00 

Описание патента на изобретение SU729379A1

I

Изобретение относится к технике транспорта природного газа, а более конкретно - к устройству газопарохолодильного газоперекачивающего агрегата, устанавливаемого на компрессорной станции магистрального газопровода, а также может быть использовано в стационарной теплоэнергетике.

Известны парогазохолодильные агрегаты, содержащие парогазовую установку с силовой паровой, турбиной и трубодетандером, размещенным после напорных экономайзеров в газоходе выпускных газов 1.

Недостаток известного агрегата заключается в жесткой связи между выработкой механическойэнергии и холода.

Известен газоперекачивающий агрегат, содержащий .нагнетатель с приводом и последовательно установленные за нагнетателем по ходу газа теплообменник-охладитель и турбодетандер первой ступени 2.

Недостаток этого агрегата заключается в его неэкономичности.

Цель изобретения - повышение экономичности.

Эта цель достигается тем, что привод выполнен Б виде парогазовой установки с размещенными в выхлопном тракте газовой турбины турбодетандером, на одном валу с последним установлен турбодетандер топливного газа установки, а к выходу обоих турбодетандеров подключены теплообменники, которые параллельно сообщены по охлаждаемой среде с выходом турбодетаидера первой ступени.

На чертеже приведена схема газоперекачивающего агрегата.

Он имеет комперссор 1, установленный на одном валу с газовой турбиной 2. Компрессор 1 связан трубопроводом 3 с высоконапорным парогенератором 4, который трубопроводом 5 связан с дополнительной камерой 6 сгорания, размешенной перед входом в газовую турбину 2. Газовая турбина 2 соединена с котлом-утилизатором 7, который соединен трубопроводом 8 с паровой турбиной 9 с электрическим генератором 10.

Последовательно к котлу-утилизатору 7 подключены экономайзер 11 первой ступени, экономайзер 12 второй ступени и газоохла20 дитель 13. Экономайзер 11 связан трубопроводом 14 с подогревателем 15 питательной воды, а экономайзер 12 с трубопроводом 16 - с деаэратором 17 и трубопроводом 18 через конденсатный насос 19 с конденсатором 20 паровой турбины 21. На одном валу с паровой турбиной 21 установлен газовый нагнетатель 22 и газовый турбодетандер 23 первой ступени охлаждения газа. Между нагнетателем 22 и турбодетандером 23 размещен теплообменник-охладитель 24.

Газовый нагнетатель 22 связан с магистральным газопроводом 25, а трубопроводом 26 - с турбодетандером 27 топливного газа. На одном валу с турбодетандером 27 размещены врздухонагнетатель 28, турбодетандер 29 газовоздущной смеси, который через сепаратор 30 связан с газоохладителем 13. К сепаратору 30 подключен сборник 31 конденсата.

Воздухонагнетатель 28 трубопроводо.м 32 включен между экономайзером 12 и газоохладителем 13. Деаэратор 17 имеет питательный насос 33, который трубопроводом 34 подключен к котлу-утилизатору 7.

Паровая турбина 9 включена трубопроводом 35между паровой турбиной 21 и конденсатором 20.

Турбодетандер 23 трубопроводом 36 и трубопроводом 37 соединен с теплообменником 38 природного газа и теплообменником 39 топливного газа.

Теплообменник 38 соединен трубопроводом 40 с турбодетандером 29, теплообменник 39 трубопроводом 41 - с турбодетандером 27 и трубопроводом 42 - с парогенератором 4.

Теплообменник 38 имеет выхлопной коллектор 43 и соединен трубопроводом 44 с магистральным газопроводом.

Дополнительная камера сгорания 5 связана трубопроводом 45 с трубопроводом 42. Высоконапорный парогенератор 4 паропроводом 46 соединен g паровой турбиной 21.

Работает газоперекачивающий агрегат следующим образом.

В компрессоре 1 сжимается засасываемый из окружающей среды воздух, который подается в камеру сгорания высоконапорного парогенератора 4, в его радиационных и конвективных поверхностях нагрева образуется пар, поступающий по паропроводу 46 в приводную паровую турбину 21. Часть воздуха после компрессора 1 направляется в дополнительную камеру сгорания 6, которая используется для поддерживания постоянной температуры продуктов сгорания (при переменной нагрузке) перед газовой турбиной 2 путем сжигания в ней топлива. После парогенератора 4 и дополнительной камеры сгорания 6 газовоздущная смесь (продукты горения топлива) поступают в газовую турбину 2, являющуюся приводом для воздущного компрессора 1.

Газовая турбина 2 работает с противодавлением.

После газовой турбины газовоздушная смесь поступает в котел-утилизатор 7, где генерируется пар для турбины 9 собственных нужд привода генератора 10. После котла-утилизатора 7 паровоздущная смесь поступает последовательно в напорные экономайзеры 11, 12 первой и второй ступеней, охлаждается конденсатом, поступающим с помощью конденсатного насоса 19 сначала в экономайзере .12 второй ступени, затем в деаэратор 17. Из деаэратора 17 питательным насосом 33 питательная вода подается в экономайзер 11 первой ступени, высоконапорный парогенератор 4 и в котел-утилизатор 7. Для охлаждения газовоздущной смеси после экономайзеров может быть применен при необходимости воздущный или водяной газоохладитель 3, включенный в схему агрегата. Вместе с продуктами горения топлива (газовоздушной смесью) в этом газоохладителе 13 производится также и охлаждение сжатого в воздухонагнетателе 28 воздуха, подводимого по трубопроводу 32. Далее газовоздущная смесь поступает в сепаратор 30 капельной влаги, в котором осуществляется ее выделение из продуктов сгорания топлива, конденсат собирается в сборнике конденсата 31; конденсат используется для восполнения его утечек в системе питания. Далее отсепарировакная от капельной влаги газовоздушная смесь поступает в турбодетандер 29 газовоздушной смеси, где расширяется, охлаждается и превращается 3 хладагент, который охлаждает транспортируемый газ в теплообменнике 38, куда газ поступает после газового турбодетандера 23 по трубопроводу 36. Мощность, развиваемая турбодетандером 29, используется для привода воздухонагнетателя 22. После теплообменника 38 газовоздушная смесь (продукты сгорания) идет в выхлопной коллектор 43. Для привода воздухонагнетателя 28 используется также мощность, развиваемая турбодетандером 27 топливного газа, в котором топливный газ, поступающий из магистрального газопровода 25 и трубопровода 26, срабатывает свой располагаемый теплоперепад, превращается в хладагент и охлаждает газ в теплообменнике 39. Вторая ступень охлаждения использует в качестве хладагента газовоздушную смесь и топливный газ. Паровая турбина 21 служит для привода газового нагнетателя 22, включенного в систему магистрального газопровода 25. Для обеспечения дополнительного охлаждающего эффекта сверх полученного в результате использования в качестве хладагента газовоздушной смеси и топливного газа в первой ступени охлаждения в газовом нагнетателе 22 увеличивают ступень повыщения давления, а после нагнетателя 22 газ поступает в газовоздущный или газоводяной поверхностный теплообменник-охладитель 24, охлаждаетсяВ нем и направляет- ся в газовый Турбодетандер 23, в котором расширяется и охлаждается, а развиваемая турбодетандером 23 мощность используется для привода газового нагнетателя 22, вслед

Похожие патенты SU729379A1

название год авторы номер документа
Парогазовая установка 1974
  • Ложкин Александр Николаевич
SU454362A1
КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С ГАЗОТУРБОДЕТАНДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2014
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Корнеев Сергей Иванович
  • Шурухин Игорь Николаевич
  • Шабанов Константин Юрьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
RU2576556C2
Холодильный газоперекачивающий агрегат 1979
  • Гриценко Александр Иванович
  • Васильев Юрий Николаевич
  • Мужиливский Петр Михайлович
  • Зарницкий Георгий Эммануилович
  • Шалимов Александр Алексеевич
  • Кораблин Владимир Васильевич
SU826160A1
КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА С ГАЗОТУРБОДЕТАНДЕРНОЙ УСТАНОВКОЙ 2021
  • Гордеев Андрей Анатольевич
  • Осипов Павел Геннадьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
RU2795803C1
ГАЗОТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2015
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Грабовец Владимир Александрович
  • Шабанов Константин Юрьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
RU2599082C1
РЕГЕНЕРАТИВНАЯ ГАЗОТУРБОДЕТАНДЕРНАЯ УСТАНОВКА СОБСТВЕННЫХ НУЖД КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ 2014
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Грабовец Владимир Александрович
  • Фиников Владимир Львович
  • Шабанов Константин Юрьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Бирюк Владимир Васильевич
RU2570296C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА 2019
  • Субботин Владимир Анатольевич
  • Гордеев Андрей Анатольевич
  • Осипов Павел Геннадьевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Бирюк Владимир Васильевич
RU2708957C1
СПОСОБ РАБОТЫ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА 2022
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Плешивцева Юлия Эдгаровна
  • Темников Егор Алексеевич
  • Осипов Павел Геннадьевич
RU2801441C2
Парогазовая установка с полузамкнутой газотурбинной установкой 2022
  • Бирюк Владимир Васильевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Лившиц Михаил Юрьевич
  • Ларин Евгений Александрович
  • Шиманова Александра Борисовна
  • Шиманов Артём Андреевич
RU2795147C1
КОЛ1ПЛЕКСНАЯ ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА 1973
SU394575A1

Иллюстрации к изобретению SU 729 379 A1

Реферат патента 1980 года Газоперекачивающий агрегат

Формула изобретения SU 729 379 A1

SU 729 379 A1

Авторы

Ложкин Александр Николаевич

Васильев Юрий Николаевич

Ванюшин Юрий Николаевич

Даты

1980-04-25Публикация

1974-06-12Подача