Ротор электрической машины Советский патент 1980 года по МПК H02K3/24 H02K3/52 

Описание патента на изобретение SU741376A1

1

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности, к роторам тяговых синхронных генераторов, устанавливаемых на тепловозах.

Известен ротор электрической машины с когтеобразными полюсами и обмоткой, охлаждаемой в осевом направлении 1 .

Указанная конструкция обеспечивает разгрузку полюса в механическом отношении, однако она характеризуется низкой надежностью закрепления обмотки от проворачивания за счет сил адгезии или выступов в каркасе обмотки и малой эффективностью охлаждения обмотки.

Известна также электрическая машина, содержащая обмотку, выполненную в виде дисков, и расположенные между ними распорные элементы из непроводящего материала с радиальными каналами 2. Однако эта конструкция не удовлетворяет требованиям, позволяющим использовать ее для тяговых генераторов, ограниченных в .аксиальных размерах и работающих в условиях резких динамических усилий и повышенных тепловых нагрузок обмотки ротора.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности путем улучшения закрепления и охлаждения.

Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве распорные элементы выполнены в виде дисков с гофрированной в тангенциальном направлении поверхностью, выполняющих роль вентилятора. Каналы образованы

10 поверхностями гофр и дисков обмотки.

Амплитуда гофр распорного элемента на наружной повер-хности превышает амплитуду гофр на внутренней поверхности d целью компенсации раз15ности в моментах инерции отдельных витков обмоткиf имеющих разные диаметры .

На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемого ротора; на фиг. 2 - распооный элемент.

Ротор содержит ярмо 1 с выполненными в нем вентиляционными.отверстиями. 2, четыре, полюсных сердечника 3

25 с приваренными к ним когтеобразными наконечниками 4, четыре диска 5 об. мотки возбуждения , закрепленные с помощью гофрированного в тангенияальном напра влении . распорного элемента б, выполненного из непроводящего материала.

Амплитуда гофр АН на наружной поверхности, с диаметром А, больше, чем амплитуда гофр Ав на внутренней поверхности с диаметром Др.

Устройство работает следующим образом.

Охлаждающий воздух поступает через отверстие 2 в ярме 1 в радиальный канал 7, образованный поверхностями гофр и дисками обмотки возбуждения 5. При этом выходной канал подачи охлаждающего воздуха с отверстием 2 плавно переходит в канал 7, не вызывая значительной потери аэродинамического напора на рааиирение.

Поскольку данный канал вращается вокруг горизонтально расположенной оси ротора, то по каналу происходит движение воздуха в радиальном направлении (вентиляторный эффект) согласно уравнению

H--2p(irnf

кг/м

где .Н 1- давление воздуха, ,-1 .

П - частота вращения, с р - плотность воздуха.

Центробежные усилия обмотки возбуждения воспринимаются наконечником 4 через дополнительный бандаж из стеклоленты. Для закрепления дисков обмотки возбуждения от проворачивания гофрированный элемент выполнен, например, из формовочной стеклоткани с толщиной стенки около 3 мм и шагом гофра мм.

Амплитуда гофр на наружной поверности Aj в несобранном состоянии больше, чем расстояние между дисками обмотки-возбуждения-на 6-7 мм, амплитуда гофр на внутренней поверхности А„ имеет натяг на 1-2 мм меньше.

За счет -податливости распорного элемента б при закреплении дисков создается распорное усилие, удерживающее диски 5 обмоткк возбуждения при разгоне и остановке дизель-генератора.

Распорное усилие за счет разности амплитуд гофр А0 и Aj изменяется в зависимости от радиуса положения, тем самым компенсируется разница В моментах инерции (GD) отдельных витков, имекицих разные диаметры, и обеспечивается одинаковая надежность их закрепления от проворачивания.

Гофрированный элемент 6 изготавливается с помощью специальных

пресс-форм из формовочной стеклоткани типа ПСС-ИФ/ЭП-ЭС.

Диски обмотки возбуждения 5 формируются в процессе намотке плашмя голого медного провода вместе со стеклолентой, после чего монтируется на роторе, пропитываются в современных видах изоляции (например Монолит-2) и запекаются для получения монолитной конструкции.

Так как проводники, обмотки возбуждения со стороны канала 7 не изолированы, то эффективность охлаждения весьма высока.

Ребра пружинного гофрированного в тангенциальном направлении элемента 6, выполняя роль лопаток радиального вентилятора, усиливают , эффективность охлаждения и понижают гидравлическое сопротивление ротора в целом.

0 П1: оизведенные расчеты и конструктивные разработки показывают, что для тягового генератора мощностью 2400 кВт и частотой f 100 Гц вес ротора предлагаемой конструкции менье ше по сравнению с весом ротора, имеющего ишхтованные полосы, на 1015%. Расход меди на обмотку возбуждения меньше на 35%, КПД генератора в целом выше на 0,1%.

Формула изобретения

1. Ротор электрической мащины, в частности высокочастотного тягового генератора, с когтеобразными

полюсами, содержащий обмотку, выполненную в виде дисков, и расположенные между HHNQi распорные элементы из непроводящего материала с радиальными каналами, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатёщионной надежности путем закрепления и охлаждения, распорные элементы выполнены.в виде дис5 ков с гофрированной в тангенциальном направлении поверхностью, выполняющих роль вентилятора, и каналы образованы поверхностями гофр и дисков обмотки.

02. Ротор по п. 1, отличающий с я тем, что гофры распорных элементов имеют fia наружной поверхности большую амплитуду, чем на внутренней.

сеИсточники информации,

принятые во внимание при. экспертизе

1,Авторское свидетельство СССР 420053, кл. Н 02 К 3/46, 1974.

2.Патент ФРГ № 2205413, кл. Н 01 F 27/08, 1976.

Похожие патенты SU741376A1

название год авторы номер документа
Полюс электрической машины постоянного тока 1978
  • Брейгер Михаил Ильич
  • Дука Анатолий Константинович
SU765937A1
Электрическая машина 1980
  • Теслюк Николай Гаврилович
  • Удодов Григорий Тимофеевич
SU907707A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ КОГТЕОБРАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР 2001
  • Шиндяпин А.В.
  • Юцит А.П.
  • Новоселов Н.И.
  • Благов С.А.
  • Лапухин А.А.
RU2194350C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР 2006
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Долгачев Александр Александрович
RU2318289C1
РОТОР РЕАКТИВНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283524C1
Магнитопровод электрической машины 1979
  • Бауман Эдгар Арнольдович
  • Леонов Николай Иванович
  • Ивченко Юрий Григорьевич
  • Мотин Эдуард Алексеевич
  • Петров Виктор Михайлович
  • Степанян Эрнест Аракелович
  • Степанянц Эмилен Аракелович
SU884036A1
ОДНОФАЗНЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Гобелков В.Ф.
  • Инкин А.И.
  • Князев О.А.
  • Литвинов Б.В.
  • Старчеус К.И.
  • Аксютин В.А.
RU2081495C1
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ТЯГОВОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Иванов Виктор Алексеевич
  • Евзикова Эмануэлла Гиршевна
  • Курочкин Геннадий Иванович
  • Перегудова Лидия Кирилловна
RU2289877C2
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ДИСКОВЫЙ ТЕПЛО- И МАССООБМЕННЫЙ АППАРАТ 2008
  • Бердников Владимир Иванович
  • Бердников Дмитрий Владимирович
RU2379096C2
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1

Иллюстрации к изобретению SU 741 376 A1

Реферат патента 1980 года Ротор электрической машины

Формула изобретения SU 741 376 A1

SU 741 376 A1

Авторы

Дука Анатолий Константинович

Дикань Валентин Александрович

Дорожко Михаил Макарович

Нестеров Николай Григорьевич

Даты

1980-06-15Публикация

1974-10-18Подача