Электрическая машина Советский патент 1980 года по МПК H02K5/00 

Описание патента на изобретение SU744850A1

Изобретение относится к электромашиностроению и мэжет быть использовано, в частности, в высокоскорост ных асинхронных двигателях с коротко замкнутой обмоткой ротора и с массив ным ротором, устанавливаемых на транс портных средствах. Известна конструкция электрошпинделя, в котором короткозамкнутый ротор двигателя установлен.в корпусе на воздушнЕлх опорах 1. Сжатый воздух от внешнего источника через канал в корпусе двигателя подводится к опорам. Для создания несущей воздушной подушки в радиальном зазоре между валом и втулкой опоры во втулке выполнены два ряда радиальных .отверстий, через которые в зазор пос тупает воздух под давлением. Осевую нагрузку на вал воспринимает подпят ник. Через канал в нижней части корпус сжатый воздух из той же магистрали подается для охлаждения двигателя. Воздух проходит через отверстия в крышке одной из опор,омывает лобовые части обмотки статора,затем проходит через зазор между ротором и статором а также через каналы в пазах статора и выходит через отверстия в крышке другой опоры. Таким образом, каналы для подачи воздуха в опоры и оклаждаиощие каналы разобщены. Для обеспечения достаточной несущей способности поверхноЬть опор развита, так что размеры их соизмеримы с размерами ротора. Кроме того, наличие одной осевой опоры (подпятника) не допускает значительные осевые нагрузки на вал. Известна также электрическая машина, содержащяя статор, ротор, установленный в подшипниках сухого трения, подшипниковые щиты и корпус, имеющие каналы для подачи воздуха в зазоры машины 2 . .Сжатый воздух от внешнего источника через штуцер в верхней части корпуса и радиальные каналы в пакете статора подается в зазор, одновременно охлаждая машину. Выполнение воздушной опоры непосредственно в рабочем магнитном зазоре машины позволяет значительно уменьшить габариты машины. Однако необходимость иметь внешний источник сжатого воздуха, обеспечивающий достаточное давление, огранмчивает применение таких машин, особенно на транспортных средствах,

В аварийных Случаях {при прекращении подачи воздуха) они становятся йеработоспособными и могут выйти из строя в результате заклинивания-вала. Кроме того о схема управления машиной должна обеспечивать автоматическое отключение ее при палении давления |воэдуха в магистрали В противном случае будет иметь место интенсивный 43нос поверхностей опор

Цель изобретения - повышение надежности.

; Указанная цель достигается тем, что на торцовых поверхностях ротора выполнены кольцевые выемки, в . кото{ ых установлены лопатки, а часть канала подшипниковых щитов, расположенйая напротив выемки ротора- имеет фо му незамкнутого кольца, сообщающегося через отверстие в подшипниковом щите с атмосферой

На фиг. 1 показана электрическая машина в разрезе, общий вид на фиг 2 -- сечение А-А на фиг. 1;на фиг. 3-. ЭЙД на торец ротора.

Электрич.еская машина содержит кор-vlyc 1 с подшипниковыми щитами 2, в котором расположен статор 3 и массив8Шй ротор 4 с валом 5, установленным ri подшипниках б скольжения сухого прения. На торцовых поверхностях роtopa 4 выполнены кольцевьзе выемки 7 полукруглого сечения, в которых установлены лопатки 8,

В подшипниковых 2 напротив выемок 7 ротора 4 расположены кг.;налы 9, имеющие форму незамкнутого кольца. Каналы 9 сообщаются с атмосферой через отверстия 10 подшипникоafcix щитов 2, Канал 9 имеет собщение 4 каналом 11. Этот канал через полость 12, образованную круговой выемкой в спинке статора, сообщается с радиальными каналами 13 в пакете; статора 3, выходящими в воздушный зазор 14 между статором 3 и ротором 4, образующий радиальную воздушную опору. Осевые воздушные опоры образованы в зазорах 15 между торцами ротора 4 и поверхностью аштов 2 и корпуса 1

Ротор 4 может быть вьзполнен массивным или шихтованным с короткозамкнутой обмоткой и закрытыг и пазами. Подшипники б .скольжения сухого тречия выполнены графитовыж клк металлокерамическими с пропитко фторо-гш астомо

Радиальный зазор в подшипнике б (превышает начальный эксцентриситет ротора 4) по величине меньше рад.иальяого зазора 14 мелсду ротором 4 и: статгором 3.

Устройство работает следующи: 1 образом.

При вклшченик MaJiLUHH ротор 4 с валом 5начг-1нает вращатся в подшипниках б сухого трения. При этом возцух через отверстия 10 поступает на лопатки 8 кольцевых выемок 7 ротора 4 так, что по мере многократного Прохождения его через лопатки происходит приращение давления в каналах 9 щитов 2 и выходит в каналы 11. Воздух гтд давлением из каналов 11 попадэет в сборную полость 12, где, равномерно распределяясь, через радиальные каналы 13 в корпусе статора

3поступает в зазор 14, создавая радиальную воздушную опору. По мере возрастания частоты вращения ротора

4при выходе машины на номинальный режим давление в зазоре 14 также возрастает, в результате в зазоре 14 образуется несущая воздушная подушка и ротор 4 с валом 5 всплывает.

При этом в подшипниках б создается равномерный воздушный зазор и нагрузка с них полностью снимается.

Радиальная воздушная опора, образованная в зазоре 14, работает как газостатическая опора. При больших частотах вращения несущая способност ее возрастает за счет появления газодинамического эффекта как в зазоре 14, так и в подшипниках 6, Осевые воздушные опоры образуются при истечении воздуха под давлением в зазора 15 между торцовыми поверхностями ротора 4 и щитов 2 корпуса 1,

Охлаждение машины обеспечивается при прохождении воздуха под давление через полость 12, охватывающую наружную поверхность пакета статора 3, радиальные канаты 13 в пакете статора, зазоры 14 и 15.

Предварительные расчеты показали, что при частотах ротора 4000 об/мин и более в предлагаемой конструкции давление воздуха в зазор 14, обеспечивающее необходимую несущую способность, достигается при параллельном соединении каналов 1L, К тому же запас давления обеспечит жескость воздушной подушки, предотврадяющую биение ротора. При частоте вршенкя 3000 об/г-с-гк щ:я обеспечения необходимого давления канал. 11 в одном из щитов 2 необходимо соединить с отверстием 10 (который в этом случ не сообщается с атмосферой) в другом щите, какал 11 которого сообщается с полостью 12. Обеспечение в прешагаемой конструкции автономной подачи воздуха в опоры исключает необходимость в источнике сжатого воздуха и в прокладке воздухопровода. При этом исключаются также аварийные ситуаци возникающие при прекращении подачи сжатого воздуха, что повьплает надежность таких машин и расширяет област их применения.

Подшипники сухого трения работают только при запуске машины и при выбеге ротора после ее отключения. Так как время это исчисляется секундами.

Похожие патенты SU744850A1

название год авторы номер документа
Электрическая машина 1980
  • Золотухин Анатолий Иванович
  • Городецкий Нарциз Казимирович
  • Мантуленко Валентина Владимировна
SU892584A1
ДВУСТОРОННЯЯ ТОРЦОВАЯ АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2003
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2232459C1
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
  • Сидоров Е.П.
RU2184274C1
Самотормозящийся сдвоенный аксиальный асинхронный электродвигатель 2017
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Нечесов Владимир Евгеньевич
  • Умрихин Дмитрий Олегович
  • Пономарев Петр Юрьевич
  • Асташов Максим Александрович
  • Попов Максим Сергеевич
RU2642435C1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2004
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2262175C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2020
  • Андреев Александр Самуилович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Жердев Игорь Александрович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
  • Казимиров Евгений Олегович
RU2740792C1
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2011
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2474945C2
НЕСУЩИЙ КОРПУС ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Грилленбергер Райнер
  • Кох Томас
  • Вернер Ульрих
  • Синделка Мартин
  • Дорр Герхард
RU2559034C2
СДВОЕННАЯ АКСИАЛЬНАЯ АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2014
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Нечесов Владимир Евгеньевич
  • Пономарев Петр Юрьевич
  • Спичак Вера Сергеевна
  • Попов Максим Сергеевич
  • Ладенко Александра Александровна
RU2558704C1
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2011
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
RU2477916C2

Иллюстрации к изобретению SU 744 850 A1

Реферат патента 1980 года Электрическая машина

Формула изобретения SU 744 850 A1

SU 744 850 A1

Авторы

Золотухин Анатолий Иванович

Городецкий Нарциз Казимирович

Мантуленко Валентина Владимировна

Даты

1980-06-30Публикация

1977-12-29Подача