Электропривод Советский патент 1980 года по МПК H02P7/76 

Описание патента на изобретение SU748768A1

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости в промышленных электроприводах переменного тока.

Известен электропривод переменного тока, содержащий один или два асинхронных двигателя с общим валом, статоры которых подключены к трансформаторам, соединенным со входом выпрямителя, шунтируемого тиристором l и 2 ,.

Недоста тком известных устройств является недостаточная надежность, в связи с прерывистым характером тока, проходящего через обмотки двигателя и трансформаторов и значительными перенапряжениями на элементах схемы устройства.

Наиболее близким по технической сущности является устройство .для регулирования скорости асинхронного двигателя, содержащее два трансформатора, первичные обмотки которых соединены последовательно, а вторичные обмотки подключены соответственно к началам и концам обмоток статора двигателя и ко входам двух выпрямителей, шунтируемых последовательно соединенными тиристором и дросселем, подключенные к коммутируюидим конденсаторам 3j,

Недостатком этого устройства являются низкие энергетические показатели и незначительный диапазон регулирования скорости.

Цель изобретения - улучшение энергетических показателей привода и расширение диапазона регулирования

10 скорости вращения.

Поставленная цель обеспечивается тем, что в электроприводе, содержащем два механически связанных между собой асинхронных двигателя с разным числом пар полюсов, два трехфазных трансформатора, одни выводы первичной обмотки первоготрансформатора подключены к источнику переменного тока, вторичные обмотки указанно20го трансформатора соединены в звезду/ два трехфазных выпрямителя, выполненных по мостовой схеме, выход каждого выпрямителя шунтирован последовательно соединенными тиристором и

25 дросселем, два коммутирующих конденсатора, один из которых включен между катодами, а другой - между анОдами тиристоров, причем одни выво.цы первичной обмотки второго трансфор30матора соединены с выводами обмотки

статора асинхронного двигателя с меньшим числом пар полюсов, другие вывода обмотКй feTctldta указанного

двигатели связаны со входом первого выпрямителя, другие выводы первичной обмотки первого трансформатора соединены со входом первого выпрямителя, а свободные выводы вторичной обмотки этого же трансформатора со.динены со входом второго выпрямителя и со свободныг ш выводами первичной обмотки второго трансформатора, втрричная обмотка которого соединена с обмотками статора асинхронного двигателя с большим числом пар полюсов . .

На чертеже представлена блок-схема электропризода.ж .

Трансформатор. 1 содержит первичную обмотку 2, началом подключенную к источнику переменного тока,и вторичную обмотку 3, конец обмотки 2 трансформатора 1 соединен с началом обмотки статора первого двигателя 4, а конец его обмотки соединен с началом первичной обмотки 5 трансформатора 6, вторичная обмотка 7 к от6рого подключена к обмоткам 8 статора двигателя, имеющего механическую св:язь св6ёго ротора 9 с ротором 10 двигателя 4, выпрямитель 11, выполненный по трехфазной мостовой схеме входом соединен с началом обмоток статора двигателя 4, а выхбд5м закорочен последовательно соединенными тиристором 12 и дросселем 13 , выпрямитель 14 Bxibsdy соединен с концом первичной обмотки 5 трансформатора б, а выходом закорочен последовательно соединенными тиристором 15 и дросселем 1б, коммутйрующий конден сатор 17, соед иняюШй катоды тиристоров 12, 15, и коммутирующий конденсатор 18, соединяющий аноды тйристоров 12, 15, -- - --При работе устройства им&етместо порчередШё г ;1 кЖ гё1 коё dtmypaiiXe шунтирующих тиристоров 12, 15 на BHkCifle выпрямителей 11, 14 иИХ поочередноё циклическое запирание обратньп ш напряжениями коммутируюц(11Х конденсаторов 17, 1ё, что приводит й по очерёдному переходу от подклю j ftlc йсточнИ1 ьГ ШрёМегШбгО тЬка первичной обмотки 2 трансформатора 1 кгёакЬ|эачйванйЮВторичной обмотки 3 этого трансформатора и переходу трансформатора напряжения к режиму трансформатора тока, а также к цикдй «гёсКойу изменеййю на сто восемьдесят градусов начальной фазы напряжения И1Г:1г1О;слёДОватёЛьнс М сОёдйнёнйй Статорной обмотки первого асинхронного двигателя 4 и первичной обмоткой 5 трансформатора 6, ёследс вйё чего нёсинусоидальное напряжение на этом

Jсоединении для одной из фаз выражается следующей зависимостью;

г V )|

45 1Г т 29ЙSin w42SM)ftjt,

где u,ft - угловые частоты источника переменного тока и циклов коммутации тиристоров, и - амплитуда фазного напряжения .

Напряжения на других фазах соединения обмотки статора двигателя 4 с первичной обмоткой 5 трансформатора 6 отличаются от описанного выше сдвигом по фазе на третью часть периода источника переменного тока.

ДЛЯисключения субгармонических слагаемых в выходном напряжении работа устройства, производится в области частот циклов коммутации, превышающих частоту источника переменного тока.

В этом случае частота основной составляющей выходного напряжения выражается разностью частоты источника переменноготока и частоты циклов коммутации, а частота равной с ней по амплитуде спектральной составляющей - суммой указанных выше частот. Обе рассматриваемые составляющие выходного напряжения образуют в воздушном зазоре одного и того же дви(ГатеЛя вращающиеся магнитные поля взаимно обратных направлений вращения. Под воздействием двигательного электромагнитного момента, образованного вращающимся магнитным полем основной составляющей выходного напряжения разностной частоты источника переменного тока и циклов коммутации, ротор 10 первого асинхронного двигателя 4 будет вращаться в Направлении вращения этого магнитЙргб поля, обусловленного основной составляющей выходного напряжения, при этом вращающееся магнитное поле от составляющей, частота которой выражается суммой частоты истдчйика переменного тока и частоты циклой коммутации, обусловит тормознОй электромагнитный момент на роторе того же двигателя. В этом случае схема замещения роторной цепи перврго двигателя с ротором 10 и статорной обмоткой двигателя 4 будет выражаться для основной составляющей выходного напряжения разностной частотой - последовательным соединением относительно небольшого индуктивногр сопротивления рассеяния с весьма значительным активным сопротивлением, величина которого выражается отношением приведенного активного сопротивления ротора на очень малое значение скольжения при двигательном режиме работы, а для состав,ляющей выходного напряжения .суммарной частоты - псзследовательным соединением индуктивного сопротивления рассеяния ротора с очень малым актив ным сопротивлением, величина которого выражается отношением приведенного активного сопротивления ротора , не весьма значительн ю величину скол жения при тормозном режиме работы такой машины. Вследствие этого практически вся основная составляющая несинусоидального выходного напряжения разностной частоты будет приложена к статорной обмотке первого асинхронного двигателя 4, а к последовательно соединен ной первичной обмотке 5 трансформатора 6 - лишь незначительная ее часть. Поэтому во вторичной обмотке 7 трансформатора б наводятся преимущественно остальные составляющие напряжения, наибольшая из которых имеет частоту, выражаемую суммой час тоты источника переменного тока и частоты циклов коммутации; поскольку статорная обмотка В второго асинхрон ного двигателя получает питание от вторичной обмотки 7, то составляющая напряжения с суммарной частотой источника переменного тока и циклов коммутации будет приложена к статорной обмотке 8 второго асинхронного двигателя. Выбором чередования фаз ,статорной обмотки 8 второго асинхрон ного двигателя при соединении ее со вторичной обмоткой 7 трансформатора б можно добиться вращения магнитного поля этого двигателя согласованным с направлением вращения магнитного .поля, создаваемого статорной обмоткой двигателя 4. При жестком соеди-нении роторов этих двигателей они будут развивать электромагнитные вра щающие моменты в одном и том же направлении. С целью приближения скоро тей вращения магнитных полей, развиваемых различными двигателями, нео ходимо выбрать число полюсов статорной обмотки ,8 второго асинхронного двигателя значительно большим чисЛа |Полюсов статорной обмотки первого асинхронного двигателя 4. При совпадении отношения суммы частот источни ка переменного тока и циклов коммутации к их разности с отношением чисел полюсов двигателей, к статорны обмоткам которых приложены составляю щие напряжения этих частот, синхрон«ые скорости вращения полей этих дви гагелей совпадают и устройство работает в условиях приближения к наимен шим суммарным потерям. Таким образом в устройстве при поочередной коммутации тиристоров 12 и 15 с частотой, брльшей частоты источника переменного тока,-и поочередном подключении обмоток стато зов двигателей к обмоткам трансформаторов 1 и б достигается поййшёнйе энергетических показателей привода в широком диапазоне регулирования скорости в свяди с тем, что электромагнитный момент на валу двигателей выражается суммой моментов каждого двигателя, тогда как в известном устройстве он выражается разностью моментов. Формула изобретения Электропривод, содержащий два механически связанные между собой асинхронных двигателя с разным числом пар полюсов, два трёхфазных трансформатора, одни выводы первичной обмотки первого трансформатора подключены к источнику переменного тока, вторичные обмотки указанного трансформатора соединены в звезду, два трехфазных выпрямителя, выполненных по мостовой схеме, выход каждого выпрямителя шунтирован последовательно соединенными «тиристором, и дросселем, два коммутирующих конденсатора, один из- которых включен между катодами, а другой - между анодами тиристоров,причем одни выводы первичной обмотки второго трансформатора соединены с выводами обмотки статора а сйнхрОннЬГо двигателя с меньшим числом пар полюсов, другие выводы обмотки статора указанного двигателя связаны со входом первого выпрямителя,6 тли ч а к щ и йс я тем, что, с целью повышения энергетических показателей привода и расширения диапазона регулирования частоты вращения, другие выводы первичной обмо±ки первого трансформатора соединены со входом первого .выпрямителя, а свободные выводы вторичной обмотки этого же трансформатора подключены ко входам второго выпрямите-: . ля и к свободным выводам первичной оЬмотки второго трансформатора, вторичная обмотка которого соединена с обмотками статора асинхронного двигателя с больйшм числомпар полюсов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Заявка Великобритании №1491035, кл. Н 2 J, 1977. 2с Эусман В.Г. и др. Автоматизация позиционных электроприводов. М., Энергия, 1970, с. 83-86. 3. Авторское свидетельство СССР 470046, кл. Н 02 М 5/27, 1973.

Г

Похожие патенты SU748768A1

название год авторы номер документа
Многодвигательный электропривод 1980
  • Фокин Виталий Александрович
SU955490A1
Электропривод 1979
  • Фокин Виталий Александрович
  • Фокин Олег Витальевич
SU896734A1
Частотно-управляемый электропривод 1980
  • Фокин Виталий Александрович
SU921019A1
Двухдвигательный электропривод переменного тока 1985
  • Каримов Хуршид Газиевич
  • Азизов Абдумали Абдуахатович
  • Хамудханов Мухтор Музаффарович
SU1292159A1
ЧАСТОТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Сувалко Владимир Юльянович
RU2581629C1
Электропривод переменного тока 1979
  • Лобов Вячеслав Иосифович
  • Киричок Юрий Юрьевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
SU847480A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ДВИГАТЕЛЯ ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ 2013
  • Дементьев Юрий Николаевич
  • Однокопылов Георгий Иванович
  • Однокопылов Иван Георгиевич
RU2525294C1
Однофазно-трехфазный преобразовательчАСТОТы 1979
  • Фокин Виталий Александрович
  • Фокин Олег Витальевич
SU817920A1
ПОНИЖАЮЩИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ 2014
  • Черевко Александр Иванович
  • Коптяев Евгений Николаевич
  • Атрашкевич Павел Васильевич
  • Душкин Юрий Владимирович
  • Кузнецов Иван Васильевич
  • Потего Пётр Иванович
RU2558390C1
Электропривод переменного тока 1982
  • Королев Вячеслав Николаевич
SU1086537A1

Иллюстрации к изобретению SU 748 768 A1

Реферат патента 1980 года Электропривод

Формула изобретения SU 748 768 A1

SU 748 768 A1

Авторы

Фокин Виталий Александрович

Чикина Валентина Александровна

Адаменко Алексей Иванович

Даты

1980-07-15Публикация

1978-02-03Подача