1
Изобретение относится к области электрических передач тепловозов, в частности к устройствам для возбуждения главного генератора при трогании тепловозов, преимущественно маневровых.
Известно устройство для возбуждения главного генератора тепловоза, приводимого во вращение дизелем, содержащее регулятор возбуждения, выход которого соединен с обмоткой возбуждения главного генератора, один из входов - с синхронным возбудителем, а другой - с выходом магнитного усилителя, соединенного одним входом с выходом селективного узла, включающего в себя потенциометры обратной связи, соединенные с потенциометрами задания через разделительные диоды, причем потенциометры обратной связи соединены через выпрямительные мосты с трансформаторами постоянного тока и напрялсения, а потенциометры задания связаны с одним из выходов тахометрического блока, другой выход которого соединен через индуктивный датчик и вынрямительный мост с нагрузочным потенциометром индуктивного датчика, а вход - с распределительным трансформатором и контроллером машиниста 1.
Недостатком известного устройства для возбуждения главного генератора тепловоза является наличие зависимости напряжения задания от скорости вращения якоря генератора, что вынуждает производить нагружение генератора одновременно с его 5 разгоном, а также с разгоном вала дизеля и валов вспомогательных мащин, связанных с валом днзеля.
Цель изобретения - повыщение экономичности работы дизель-генераторной тановки.
Учитывая, что нри эксплуатации маневровых тепловозов имеет место больщое количество переключений контроллера машиниста, а на разгон вращающихся и постуJ5 нательных масс дизель-генератора приходится больщая доля мощности и топлива, экономически более выгодно применить схему управления возбзждением генератора при постоянной скорости вращения вала дизеля, а также устанавливать такую скорость вращения вала, какая требуется из условий эксплуатации.
С этой целью устройство снабжено блоком задания, двумя реле времени и дополнительными разделительными диодами, причем блок задания через один из дополнительных разделительных диодов присоединен своим выходом к потенциометрам задания и через другой разделительный ди30 од и замыкающий контакт первого реле времени - к выходу тахометрического блока, а входом - через разделите.чьный диод и замыкающий контакт второго реле врелк.ни к источнику нитаиия, кроме того, блок задания еостоит из етабилизированного Дч;лителя нанряжения, соедннеиного с формирователем задающего сигнала, выполненного на резисторах и конденсаторах, иричем рсзисторв н конденсаторы соединенв между собой через контакты коммутирующих реле, управляющие входы которых являются другими входами блока задания и ирнсоединены к выходу контроллера машиниста, ири этом ввьход формировате;1Я задающего сигна;1а соединен с входом усилителя, ввьход которого яв;1яется выходом блока задания. На фиг. 1 нредставлена нринциинальная схема устройства для возбуждения главного генератора тешювоза; на фиг. 2 - принципиальная схема блока задания. Устройство (фиг. 1) для возбуждения главного генератора содержит обмотку 1 возбуждения главного генератора (на фиг. 1 главив1Й генератор не показан), еоедииенную с выходом синхронного возбудителя 2 через регулятор 3 возбуждения. Цепь 4 етабилизании подключена к одподму нз входов магнитного усилнтеля 5, выход которого соединен с входом регулятора 3 возбуждения. К второму входу магнитного усилнтеля 5 подключен выход селективного узла, содержащего потенциометры 6 обратиой связи, иотенцпометры 7 задания и нагрузочный потенциометр 8 индуктивного датчика 9. Трансформаторы 10, 11 иостояиного тока н трансформатор 12 ностоянного нанрял ения через ввщрямительные мосты 13, 14 и 15 нодключены к потенциометрам 6 обратной евязи. Иидуктивный датчик 9 подключен на один из выходов тахометрпчеекого блока 16 измерения скорости вращения дизеля п через вынрямительный мост 17 соеднняется с нагрузочным нотенциометром 8 индуктивного датчика 9. Через разделительные диоды 18 и 19 потенциометры обратной связи соединяются с потенциометрами 7 задання, а через разделительный диод 20 с нагрузочным потеицпометром 8 нндуктпвного датчнка 9, который соединяется с потенциометрами 7 задапия. Второй выход тахометрпческого блока 16 пзмерепня скорости вращения дпзеля через замыкающий контакт 21 нервого реле времени и разделительный диод 22 подключается к входу потенциометров 7 задания. Вход тахометрического блока 16 нзмерення скорости вращения дизеля соединяется с распределительным трансформатором 23. Источник 24 питания и контроллер 25 машиниста соединяются с входами блока 26 задания, а нотенцпометры 7 задания через разделптельиый диод 27 с его выходом. Блок задапия (фиг. 2), иаирнмер, для восьмипозиционного контроллера машиниста, содержит етабилизироваииый делите.чь 28 нанряження, соединенный своим входом через разделительный диод 29 п замыкающий контакт 30 второго реле времени с источником иитания 24, а своими выходами стабилизированный делитель 28 нанряжеиия соединяется с формирователем задающего сигнала, выиолнсппого на резисторах 31 и коиденсаторах 32, иричем резисторы 31 и шнденсаторы 32 соединены между собой через контакты коммутирующих pcvie 33, уиравляющие входы которых ирисоединепы к выходу контроллера 25 машиниста. Выход формирователя задающего сигнала соединен с входом усилителя 34, выход когорого является выходом блока 26 задання. Устройство работает следующнм образом. Дизель занущен и работает без нагрузки с минимальной ско юстью вращения вала. Замыкающие контакты 21 и 30 первого и второго реле времен разомкнуты. Включаются цепи уиравления для трогання тепловоза и при разомкн)тых замыкающих коитактах 21 и 30 устапавливается требуемая из условий эксилуатации иозиция коптроллера машиниста. Происходит разгон вала дизель-генераторной установки до требуемой скорости вращения вала без ириема иагрузки. Отсутствие нанряжения на входе иотенциометров 7 задання обуславливает отсутствне тока в управляюи1,ей обмотке магиитного усилителя 5. Ре1у.:1ятор 3 возбуждеиия закрыт и ири иодаче на него неременного паиряжеиня с возбудителя 2 на выходе регулятора 3 возбзжденпя наиряжение будет равно нулю. Обмотка 1 возбуждения генератора будет обееточена до тех пор, пока не установится скорость вращення вала соответственно заданной нозиции контроллера мащиииета и ие замкнется замыкающий контакт 30 второго реле времени. С момента замыкания замыкающего контакта 30 напряженпе с выхода источиика 24 питапня через контакт 30 и диод 29 иоступает на вход етабилизированиого делителя 28 нанряжения, выходы которого соединены с входамн формирователя задаюнгего сигнала. С резисторов 31 иапряжеиие иачииает иодаваться через оиределевную цень контактов коммутпруюидих реле 33, которые управляются контроллером 25 машиниста, на конденсаторы 32. Время заряда конденсаторов для каждой позиции контроллера машиниста устанавливается резисторами 31. Конденсаторы 32 соединены е входом усилителя 34. Усиленный но току сигна;г с выхода усилителя характеризует сформированный блоком 26 задания сигнал для питания потенциометров 7 задания.
Уровни максимальных значений напряжения для одних и тех же позицнй контроллера на вь7ходе блока 26 задания с номотиыо элементов стабилизнровашюго делителя 28 напряжения сохраняются такими же, что и па выходе тахометрического блока 16 измерения скорости вращения дизеля в известном устпойстве для возбуждения главного генератора. Характеристика нарастания ио временн напряжения на выходе блока 26 задания регулируется величиной емкости конденсаторов 32.
С выхода блока 26 задания нанряжение поступает иа вход иотенниометров 7 задания через разделительный диод 27. Нарастание тока н нанряженпя генератора по временн определяется нарастанием напряження. d opMnnyeMoro блоком 26 задания. После достижения максимальных значений М01Т1НОСТИ геиератора размыкается замыкающий контакт 30 второго реле времени в блоке 26 задания и замыкается замыкающий контакт 21 первого реле впеменп. Схема с этого момента начинает работать как и в известном устройстве.
Предлагаемое устройство быть применетю на тепловозах с электрической передачей постояпиого и иеременно-иостояппого тока, оборудованных системами автоматического регулированття возбуждения главного геиератора. а именно: в непи обмотки возбуждения возбудителя, в пеии обмотки возбужления подвозбудителя п в ттеиях обраттюй связи ио току или наиряжгиню главного геттератора. В непях обратной характеристику нарастания нанряженпя на выходе блока необходимо задать такой, чтобы в начальный иертгод выходное 1апряженне нересиливало бы нанпяжеиие на выходе потенциометров задан гя с тем. чтобы дизель-генератор выходил иа требуемую скорость вращения вала без нагпузки. После выхода дизель-генератора на установнвщуюся скорость вращення вала наипяженне необходимо уменьщать до НУЛЯ, что будет обуславливать увеличенне тока в обмотке возбуждения главного генератора.
Формула изобретения
1. Устройство для возбуждения г.павного генератора тепловоза, приводимого во вра1иепие лизелем. содержаи1ее регулятор возбуждения, выход КОТОРОГО соедине) с обл откой возбуждения главного генератора, один нз входов - с синхронным возбудителем, а другой - с выходом магннтного Усилителя, соелтптенного входом с выходом селективиого узла, включающего в себя иотеипиометры обратиой связи, соедпнетнгые с иотеиииометрами задаиия через разделительные диоды, причем иотенниометры обратной связи соединены через выирямнтельньте мосты с трансформаторами иостоянного тока н нппряження, а нотенциометры задання связаны с одним из выходов тахометрического блока, дпугой
выход которого соедттиен через ИНДУКТИВНЫЙ датчик и выппямительный мост с нагрузочным нотенниометром ИНДУКТИВНОГО датчика, а вход - с распределительным трансформатором и контроллером мангиннста. от,т и ч а ю ит е е с я тем. что. с пелью позыщения экономичности работы дттзельгенераторной устаиовки при трогаиии тепловоза, опо снабжено блоком задання, ДВУМЯ реле временн н доиолнительиыми
разделительиьтми диодамтг, причем блок задаипя через о тин из дополиптельпых разделительиых диодов ирисоедипен своим выходом к потеннттометрам задания н через ДРУГОЙ разделительиьтй диод и замыкающий
контакт первого реле времени - к выходу тaxoмeтpттчec oгo блока, а входом - через ря.зделительный диод тт замыкающий коитпкт второго реле времени к источнттку пптаиия.
. стройство по и 1, отличающееся тем, что б.пк зллания состоит из стабилизированного делителя иапряжеиия, соедттиеиного с Форм1грователе1 1 заляюн1его сигнплп. выиотттенного на резистопах и кондеисаторах. причем резисторы и коитеисаторы соединены между собой чепез контак1Ы КОММУТИРУЮЩИХ пе.ле. упппвляющие тхолы которых являются ДРУГИМИ входами блока затания и нписоединены к выходу
контроллера машиннста, ПРИ этом выход Формирователя задаю него снгнала соединен с входом усилителя, выход которого является выходом блока задания. Источники инФорматпти,
ппипятые во внимание нпи экспертгтзе
1. Филонов С. П., Черноусов И. .Д.. КОРОВИЙ В. М. и Гуков Ю. Я. Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116. М., «Транспорт, 1975, с. 9-17, р. 6 (прототип).
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1978-01-04—Подача