1
Изобретение относится к транспорт ным средствам, в частности к их транс-, миссиям, особенностью которых является расположение и монтаж передач на транспортных средствах.
Известна трансмиссия транспортного средства, содержащая главную передачу, расположенную между сцеплением и коробкой передач, в полости корпуса последней, причем корпус коробки передач соединен с корпусом сцепления в плоскости, перпендикулярной оси первичного вала коробки передач и имеет отверстия с крышками для извлечения валов, а на вторичном валу коробки передач консольно закреплена коническая ведущая шестерня главной передачи 1 .
Однако техническое обслуживание и ремонт такой трансмиссии трудоемки, так как для замены изношенного диска сцепления требуется демонтаж всей трансмиссии, для разборки коробки передач - демонтаж главной передачи и полуосей, а для демонтё1жа . главной передачи - разборка коробки передач.
Известна также трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач вального типа, первичный
вал которой связан с ведомым диском фрикционной муфты сцепления, корпускоторой соединен с корпусом коробки передач в плоскости, перпендикулярной оси первичного вала коробки передач, главную передачу с ведущей шестерней, расположенной на вторичном валу коробки передач между фрикционной муфтой сцепления и коробкой
10 передач, причем продольная ось главной передачи параллельна оси первичного Всша и смещена относительно вертикальной п.поскости, проходящей через ось вторичного вала коробки
15 передач, а картер главной передачи состоит из двух разъемных частей, одна И.З которых выполнена за одно целое с корпусом фрикционной муфты сцепления 2 .
20
Недостатком этой трансмиссии является то, что для замены сцепления или выжимного подшипника сцепления надо демонтировать картер сцепления вместе с коробкой передач и главной пере25дачей при обязательном демонтажа полуосей и отсоединения опоры двигателя, расположенной на одном из перечисленных узлов. Демонтаж коробки передач требует демонтажа главной передачи -и 30 полуосей. При этом, чтобы снять коробf передач, надо ее отодвинуть от лртера сцепления на достаточно больпа величину, что невозможно из-за раннченных размеров мотоотсека.. главной передачи вызывает дештаж коробки передач. Затруднена т i установка коробки передач и главн федачи на силовой агрегат, стоящий 1 автомобиле. Все это создает зна тельные трудности демонтажа и монлса трансмиссии.
Цель изобретения - обеспечение ;обства монтажа и демонтажа трансссии.
Цель достигается тем, что трансссия транспортного средства, соржащая коробку передач вального ти , первичный вал которой связан с цомым диском фрикционной муфты епления, корпус которой соединен с рпусом коробки передач в плоскос, перпендикулярной оси первичного па коробки передач, главную перечу с ведущей шестерней, располочнрй на вторичном валу коробки педач между фрикционной муфтой сцеп ия и коробкой передач, причем здольная ось главной передачи пара1ьна оси первичного вала и смещена 1осительно вертикальной плоскости, входящей через ось вторичного вала робки передач, а картер главной задачи состоит из-двух разъемных :тей, одна из которых выполнена за IO целое с корпусом фрикционной ты сцепления, снабжена дополнител1 валом, связалным с первичным ва1 коробки передач с возможностью ;вого перемещения и на котором ус ОБлен- ведомый диск фрикционной )ты сцепления, корпус коробки пере выполненс торцовой стенкой для ;динения с корпусом фрикционной му
сцепления, причем торцовая стенка юлнена-с отверстиями для размещеt подшипников первичного и вторичО валов и на ней установлена опор :ага выключения фрикционной муфты 1пления, при этом ведущая шестерня .вной передачи расположена на вто;ном валу консольно, а разъем кара главной передачи выполнен в ее
долиной плоскости, под углом к
скости, проходящей через продольI ось главной передачи и ось вторио вала коробки передач. Такое выполнение трансмиссии за т раздельного.демонтажа коробки едач и главной передачи, позволяоблегчитьее обслуживание при ническом осмотре и ремонте. На фиг. 1 показана предлагаемая нсмиссия транспортного средства; фиг. 2 - сечение А-А на фиг.. 1. Трансмиссия транспортного срёдстсодержит главную передачу 1,расоженную в полости 2, образованной тером 3 между фрикционной муфтой пленил 4 и коробкой 5 передач.
Корпус 6 коробки передач 5 соединен с картером 3 болтами 7 в плоскости, перпендикулярной оси ее первичного ала 8.
На вторичном валу 9 консольно расположена ведущая шестерня 10 главной передачи 1. Ведущая шестерня размещена между фрикционной муфтой сцепления 4 и коробкой передач 5.
Корпус коробки передач со стороны сцепления 4 снабжен торцовой стенкой 11, закрывающей окно 12 в картере 3. В стенке 11 выполнены отверстия для размещения подшипников 13 и 14 первичного и вторичного валов коробки передач 5, а также опора 15 рычага 16 выключения муфты сцепления 4. Beдo ffilй диск 17 сцепления 4 установлен на дополнительном валу 18, с которым первичный вал 8 коробки передач 5 соединен с возможностью осевого смещения. Картер 3 снабжен стенкой 19, расположенной между коробкой передач 5 и главной передачей 1. Торцовая стенка служит для соединения с картером 3. Главная передача 1 закрыта стенкой 19 и крышкой 20 (фиг. 2), прикрепленной к картеру 3 болтами 21 в плоскости, параллельной оси шестерен 10 (фиг.1) и 22 главной передачи 1. Продольная ось главной передачи 1 параллельна оси первичного вала 8 и смещена относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вторичного вала 9. В одной из частей картера 3 расположена фрикционная муфта сцепления, причем эта часть картера 3 выполняет функцию корпуса упомянутой муфты.
Разъем картера главной передачи 1 выполнен в ее. продольной плоскости,, перпендикулярной плоскости, проходяще через продольную ось главной передачи 1 и ось вторичного вала 9 коробки передач 5.
Подшипники 23 и 24 главной передачи 1 расположены между картером 3 и крышкой 20 (фиг. 2).
Трансмиссия транспортного средства работает следующим .
Длядемонтажа, например , сцепления 4 отвинчиваются болты 7, снимается коробка передач 5, через открывшееся окно 12 в картере вынимается вал 18, отвинчиваются болты 25 и через то же окно 12 извлекается муфта сцепления 4.
Для демонтажа главной передачи 1 демонтируются полуоси 26 и 27, отвинчиваются болты 21, снимается крышка 20 и вынимается главная .передача 1
Для демонтажа коробки передач отвинчиваются только болты 7.
Таким образом, раздельный демонтаж и монтаж узлов трансмиссии обеспечнвает удобство выполнения операций и снижение трудоемкости Обслуживания и ремонта транспортных средств в целом.
Формула изобретения
Трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач вального типа, первичный вал которой связан с ведомым диском фрикционной муфты сцепления, корпус которой соединен с корпусом коробки передач в плоскости, перпендикулярной оси первичного вала коробки передач, главную передачу с ведущей шестерней, расположенной на вторичном валу коробки передач между фрикционной муфтой сцепления и коробкой передач, причем продольная ось главной передачи параллельна оси первичного вала и смещена относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вторичного вала коробки передач, а картер главной передачи состоит из двух разъемных частей, одна из которых выполнена за одно целое с корпусом фрик ционной муфты сцепления, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения удобства монтажа и демонтажа ее, она снабжена дополнительным
валом, связанным с первичным валом коробки передач с возможностью осевого перемещения и на котором установлеь ведомый диск фрикционной муфты сцепления, корпус коробкипередач выполнен с торцовой стенкой для соединения с корпусом фрикционной муфты сцепления, причем торцов Ля стенка выполнена с отверстиями для размещения подшипников первичного и вторичного валов и на ней установлена опора рычага выключения фрикционной муфты сцепления, при этом ведущая шестерня главной передачи расположена на вторичном валу консольно, а разъем картера главной передачи выполнен в ее продольной плоскости, под углом к плоскости, проходящей через продольную ось лавной передачи и ось вторичного вала коробки передач.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Патент ФРГ 1183795, кл. 63 с 8/01, опублик. 1964.
2,Патент США № 3962930,
кл. 74-473, опублик. 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1177179A1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Устройство для регулировки выжимных подшипников | 2021 |
|
RU2776631C1 |
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2011 |
|
RU2478045C1 |
Трансмиссия механическая модульная | 2022 |
|
RU2780248C1 |
Трансмиссия транспортного средства с конической главной передачей и межколесным дифференциалом /ее варианты/ | 1983 |
|
SU1252198A1 |
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ-ВКЛЮЧАЕМЫЙ БЛОК ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ | 2008 |
|
RU2459716C2 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
3
2J
r-L
Фиг. 2
Авторы
Даты
1980-08-07—Публикация
1976-11-22—Подача