1
Изобретение относится к совмещенным трехфазно-трехфазным обмоткам и может быть применено в статорных обмотках каскадных асинхронных двигателей, а также в роторных обмотках полюсопереключаемых асинхронных двигателей.
Известна совмещенная 2р{/2р2-полюсная обмотка, где 2pi :2pi 2:1. Фазы обмот си состоят из - параллельных ветвей, в каждую из которых входят две катущечные группы. Начала и концы паралельных ветвей представляют собой 2р г -полюсные зажимы обмотки. Междукатушечные соединения параллельных ветвей являются одним из 2р г-по51юсных зажимов обмотки. 2р iполюсные зажимы обмотки соединены через дроссель с выведенной средней точкой, которая является другим 2рг-полюсным зажимом обмотки 1.
Недостатком обмотки является необходимость применения для нее дросселя.
Известна также совмещенная 2р i/2p г-по
люсная обмотка, в которой тоже 2р i: 2рг
2:1. Обмотка содержит в фазах - пар
параллельных ветвей по две катущечные
группы в каждой параллельной ветви, включенные в одной параллельной ветви каждой пары в прямой последовательности, в другой параллельной ветви - в обратной последовательности, при этом число катущек в катуЩечной группе равно и катущечные 5 группы разных параллельршх ветвей одной пары расположены в одних и тех же пазах. Начала и концы пар параллельных ветвей представляют собой 2р (-полюсные зажимы обмотки, а междукатущечные соединения параллельных ветвей являются 2р2:полюс10 ными зажимами обмотки 2.
Однако в известной обмотке катущечные группы разных параллельных ветвей, лежащие в одних и тех же пазах, в лобоввй части отгибаются в одинаковые стороны. J Таким образом, несмотря на двухслойность в пазовой части, конструктивно обмотка в лобовой части выполняется как однослойная со всеми присущими однослойной обмотке недостатками: изготовление обмотки с жесткими катущками усложняется, так как 20 пересекающиеся лобовые части необходимо располагать в двух разных плоскостях; лобовые части длиннее по сравнению с лобовыми частями двухслойных обмоток, что влечет за собой увеличение расхода провода и увеличение потерь. Обмотка дополнительно имеет недостаток двухслойных обмоток - двухслойность в пазовой части, что усложняет изготовление обмотки, уменьшает ее надежность, ухудшает заполняемость паза медью.
Цель изобретения - упрош,ение изготовления обмотки, увеличение ее надежности и коэффициента заполнения паза, уменьшение числа катушек.
Эта цель достигается тем, что у .совмещенной трехфазно-трехфазной 2р|/2рг-полюсной обмотки, где 2р 1: 2р2. 2 : 1, содержащей в фазах -щ пар параллельных ветвей по две катушечные группы в каждой параллельной ветви, включенные в одной параллельной ветви каждой пары в прямой последовательности, в другой параллельной ветви - в обратной последовательности, число катушек в катушечной группе принимают равным и расстояние между катущечными группами одной параллельной ветви каждой пары составляет (2n + -g-) эл. радиан, расстояние между катушечными группами другой параллельной ветви той же пары - (2 я-) эл. радиан.
На фиг. 1 показана развернутая схема известной совмещенной 2р1/2рг-полюсной обмотки, где 2р ( 4, 2р г 2; на фиг. 2 - развернутая схема предлагаемой совмещенной обмотки.
Обмотка состоит из трех сдвинутых друг относительно друга на - п эл. радиан фазных обмоток АХ, ВУ, CZ,которые могут соединяться как звездой, так и треугольником. Каждая фаза обмотки состоит из пар параллельных ветвей. Параллельные ветви, образующие пару, расположены в рядом лежащих пазах. Каждая параллельная ветвь состоит из двух катушечных групп. Число катушек в катушечной группе равно Начала и концы пар параллельных ветвей представляют собой 2р (-полюсные зажимы обмотки, а междукатушечные соединения параллельных ветвей являются 2р г-полюсными зажимами обмотки.
Катушечные группы одной параллельной ветви каждой пары включают согласно в прямой последовательности, т. е. конец первой катушечной группы подсоединяют к началу второй катушечной группь. Катушечные группы второй параллельной ветви каждой пары включают согласно в обратной последовательности, т. е. к началу фазы подсоединяют начало второй катушечной группы, а конец второй катушечной группы подсоединяют к началу первой катушечной группы, конец которой подсоединяют к концу фазы.
Расстояние между катушечными группами одной параллельной ветви каждой пары составляет (2 и -f ) эл. радиан, расстояние между катушечными группами другой параллельной ветви той же пары - (2 л-) эл. раДиан. При таком расположении катушечных групп ЭДС в параллельных ветвях каждой пары от 2р (-полюсного поля одинаковы и уравнительные токи отсутствуют.
Обмотка работает следующим образом.
При подведении к фазным обмоткам АХ, ВУ, CZ трехфазного напряжения сети создается 2р -полюсное поле. При наличии 2р я-полюсного поля в обмотке наводится ЭДС от 2р г-полюсного поля, которая снимается с 2р2гполюсных зажимов обмотки. Изменяя величину сопротивления , подключенного к 2р г-полюсным зажимам обмотки (фиг. 2), можно регулировать величину тока и момента от 2р t-полюсного поля.
Предложенную обмотку можно применять в качестве совмещенной статорной обмотки регулируемых каскадных асинхронных двигателей, а также в качестве роторной обмотки полюсопереключаемого асинхронного двигателя. В последнем случае к 2р г-полюсным зажимам подключают нерегулируемое сопротивление , выполненное, например, из нихромовой проволоки. Используя асинхронный двигатель при пуске как 2р2-полюсный, получают малые значения пусковых токов при большом пусковом моменте.
Формула изобретения
Совмещенная трехфазно-трехфазная 2р 1/2р г 2 : 1-полюсная обмотка, имеющая четное число пазов на полюс и фазу q i
и содержащая в фазах - Пар параллельных ветвей по две катушечные группы в каждой параллельной ветви, при этом к выводам из начал фаз присоединены начала катушечных групп, которые отстоят друг
от друга на расстояние 2 п эл. радиан, а рядом лежащие катушечные группы одной фазы принадлежат к разным параллельным ветвям, отличающаяся тем, что, с целью упрощения обмотки и увеличения ее надежности, число катущек в катушечной группе
принимают равным - и расстояние между катуЩечными группами одной параллельной ветви каждой пары составляет (2 я ч- ) эл радиан, расстояние между катушечными группами другой, параллельной ветви той же пары ( эл. радиан, при этом
q I - где Z - число пазов.
Р Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 953636, кл. 21 d, 1, 06.12.56.
2. Загрядцкий В. И. Совмещенные электрические машины. Кишинев, 1971, с. 31, рис. 1-21.
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1978-07-11—Подача