Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины Советский патент 1980 года по МПК G01B7/14 H02K15/00 

Описание патента на изобретение SU771461A1

I

Изобретение относится к способам диагностирования состояния подшипниковых узлов электрических машин.

Известен способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины с помощью калиброванного щупа, вставляемого в зазор 1.

Недостатками указанного способа являются малая точность и необходимость частичной разборки подшипникового узла для проведения замера.

Известен также способ контроля радаильного зазора в подшипниках электрической машины путем подключения обмотки статора к сети и смеш.ения ротора при этом в радиальном направлении, измерения разности взаимных перемещений статора и ротора 2.

Данное техническое решение наиболее близко к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостаток указанного способа - необходимость изменений монтажа обмотки стьтора (подпайка и вывод дополнительного провода), предварительного определения размещения отдельных секций обмотки статора по расточке, а затем подключения отдельных частей обмотки статора к сети.

Цель изобретения - упрощение процесса замера.

Для реализации поставленной цели ротор затормаживают путем соединения его вала гибким рычагом со статором, к сети е подключают всю обмотку статора, после первого подключения осуществляют реверс электрической мащины.

На фиг. 1 показана установка гибкого тормозного рычага и индикатора для контроля зазора; на фиг. 2 - направление моментов, действующих на ротор.

Вал 1 электрической машины 2 затормаживают при помощи гибкого рычага 3, который располагают между стопорными винтами 4, укрепленными на неподвижной части машины. На этой же части машины (например, статоре) установлен индикатор 5. Питание к электрической машине подводится по проводам 6. Контроль основан на возможности перемещения ротора в расточке статора, при этом используется энергия вращающего момента вала.

Если на обмотку статора электрической мащины 2 с заторможенным ротором подавать импульсное напряжение, т, в результате взаимодействия наведенного в роторе тока с магнитным потоком статора возникнет вращающий электромагнитный момент MI и противодействующий ему момент силы Мz (фиг. 2,а), возникший под действием веса ротора на плечо тормозного рычага. В том случае, если М| М, ротор переместится вверх. Если изменить направление вращающего момента электродвигателя путем реверсиврования, то действие моментов сил М| и Mj совпадут по направлению (фиг. 2,6) и ротор переместится вниз. Таким образом, перемещая ротор в расточке статора в противоположных направлениях и осуществляя контроль величины его перемещения с помощью индикатора 5, судят о величине радиальных зазоров в подщипниках. Использование предлагаемого способа контроля зазора в подщипниках электрической машины, кроме упрощения контроля, обеспечивает контроль зазора в подщипниках и их диагностику на работающих приводах. Этим способом можно контролировать техническое состояние подшипников в приводах постоянного и переменного тока. Формула изобретения Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины путем подключения обмотки статора к сети и смещения ротора при этом в радиальном направлении, измерения разности взаимных перемещений статора и ротора, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса замера, ротор затормаживают посредством соединения его вала гибким рычагом со статором, к сети подключают всю обмотку статора, а после первого подключения осуществляют реверс электрической машины Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Гемке Р.. Г. Неисправности электрических машин. Л., «Энергия, 1975, с. 206-207. 2.Авторское свидетельство СССР № 480901, кл. G 01 В 7/14, 1973 (прототип).

Похожие патенты SU771461A1

название год авторы номер документа
Способ контроля подшипников трехфазной электрической машины 1983
  • Тепленков Николай Николаевич
  • Лисов Александр Андреевич
  • Рылов Аркадий Никифорович
  • Орлеанская Татьяна Викторовна
SU1117750A1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2004
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2262175C1
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий 2017
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Плахотнюк Александр Николаевич
  • Умрихин Дмитрий Олегович
  • Ладенко Александра Александровна
  • Спичак Вера Сергеевна
RU2655654C1
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий 2017
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Спичак Вера Сергеевна
  • Умрихин Дмитрий Олегович
RU2661641C1
САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО СДВОЕННЫМ МАССИВНЫМ РОТОРОМ 2014
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Ладенко Николай Васильевич
  • Романенко Кристина Юрьевна
  • Спичак Вера Сергеевна
  • Шишканова Лилия Михайловна
RU2551893C1
САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО СДВОЕННЫМ КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 2015
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Ладенко Николай Васильевич
  • Спичак Вера Сергеевна
  • Попов Максим Сергеевич
RU2602242C1
Гибридная электрическая машина-генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
  • Михед Александра Игоревна
RU2633377C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ РАБОЧЕГО ОРГАНА ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ СИСТЕМЫ ПРЯМОГО ПРИВОДА 2011
  • Уразов Фарит Файзович
  • Нещеретный Николай Сергеевич
RU2481690C2
Гибридный ветро-солнечный генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
RU2643522C1
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА 1998
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
  • Сидоров Е.П.
RU2140700C1

Иллюстрации к изобретению SU 771 461 A1

Реферат патента 1980 года Способ контроля радиального зазора в подшипниках электрической машины

Формула изобретения SU 771 461 A1

SU 771 461 A1

Авторы

Щербак Николай Степанович

Даты

1980-10-15Публикация

1978-12-05Подача