(54) УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ . ВЕТВИ В П5ТИ НА ГРАФЕ Изобретение относится к специализированной вычислительной технике и предназначено для оперативного решения задач по определению элементар ной ветви с наибольшим (наименьшим) весол , входйщей в рассматриваемьШ путь межцу згьданной парой узлов на графе. Под весом в данном случае понимается либо один из частных, рассматриваемых в данном случае, параметров ветви - ее длина, емкость, затухание, скорость передачи информации, стоимость, показатель надежности, достоверности и т.п., либо обобщенный параметр ветви,сочетающий в определенной зависимости эти частные параметры. Устройство может быть ис.пользовано для автоматизации управления потоками ин формации в сложноразветвлен ных информационных сетях, для управления структурой этих сетей, а также для ретиения транспортных задач и исследований отдельных свойств графов Известно устройство для расчета сетевых графиков, содержащее модель исследуемого сетевого графика, в кот рой каждая ветвь моделируется источ ником напряжения и диодом, блок выора максимального напряжения, комутируквдее устройство, блок триггеов, блок ключей, блок переменных резисторов и суммирующий усилитель Ц. Недостаток известного устройства сложность и низкая оперативность при определении экстремальной ветви в пути на графе. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для определения кратчайших путей на графе, содержащее модели ветвей, состоящих из .переменных резисторов и пороговых элементов и соединенных между собой согласно топологии исследуемого графа, регулируемого источника напряжения подключенного через размыкающий контакт индикатора тока к исследуемым узлов.ым точкам графа, цепь источника напряжений, состоящую из последова.тельно соединенных источника напряжения и индикатора тока, и цепи индикации, каядая из которьгх состоит из последовательно ссединенных элемента индикации-и замыкающего контакта соответствуквдего порогового элемен;та 2).:
Недостатком устройства является низкая оперативность при определени экстремальной ветви в.пути на графе
Цель изобретения - повышение быстродействия.
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее модели ветвей, соединенные междусобой согласно топологии исследуемого графа, калщая модель ветви которого со стоит их переменного резистора и порогового элемента, регулируемый ;источник напряжения, первый выход которого через размыканядий контакт реле индикации соединен с одной узловой точкой графа, второй выход регулируемого источника наприжения подключен к другой узловой токе графа, источник напряжения, первый выход которого соединен с одним выводом обмотки реле индикации и элементы индикации, первые выводы которых соединены с неподвижными контактами пороговых элементов, в каждую модель ветви введен ключ набора пути, замыкающий контакт которого подключен к выводу переменного резистора, параллельно которому подключен пороговый элемент, вывод Обмотки реле индикации соединен со вторыми выводами элементов иидикации, источники напряжения и подвижные контакты пороговых элементов к шине нулевого потенциала.
На чертеже изображена структурна схема устройства.
Устройство содержит переменный резистор 1 ключ 2 набора пути, пороговый элемент 3 с контактом 4, элемент 5 индикации, регулируемый источник б напряжения, источник 7 напряжения и реле-8 индикации р контактом 9.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии величина выходного нaпpяkeния регулируемого источника б напряжения равна нулю. Цепи, состоящие из последовательно соединенных элементов 5 -индикации и разЪмкнутых пар контактов 4 пороговых элементов 3 ссответствуюьшх моделей ветвей, параллельно друг другу подключены к цепи, состоящей из последовательно соединенных источника 7 и реле 8 индикации, В элементах 5 индикации благодаря разомкнутым контактам 4 электрический ток отсутствует. Контакты ключей 2 набора пути разомкнуты.
Контактами ключей 2 вручную или автоматически набирается исследуемый путь между заданными узлами, К этим же узлам подключается цепь, состоящая из последовательно соединенных регулируемого источника 6 и нормально замкнутой пары контакто реле 8 -индикации.
При плавном увеличении напряжения источника 6 в моделях ветвей, образующих исследуемый путь, появляется плавно увеличиваюйдайся по величине электрический ток, а на резисторах 1 с регулируемым сопротивлением появляется плавно увеличивающееся падение .напряжения, которое прикладывается ко входц зм зажимам соответствующих порогЬвых элементов 3,
О По мере увеличения напряжения источника 6 настает момент, когда величина падения напряжения на ре аисторв I с наибольшей величиной установленного сопротивления, соответствующего искомой ветви с экстремальным весом, достигнет величины Ucp, где Ucp - напряжение срабатывания порогового элемента. Соответствующий пороговый элемент 3 срабатывает, замыкая Q свою нормально разомкнудую пару контактов 4, в результате чего для источника 7 образуется замкнутая цепь, соответствующий элемент 5 индикации проходит электрический ток,
осуществляя таким образом индикацию искомой ветви с экстремальным весом. Прохождение электрического тока через цепь, состоящую из последовательно соединенных соответствующего элемента 5 индикации и реле 8 индикации, вызывает срабатывание послед- . него, который своими контактами 9 отключает от модели графа источник напряжения 6, что предотвращает дальнейшее увеличение напряжения и
5 индикацию ложных экстремальных ветвей. Соответствующий пороговый элемент 3 при этом остается заблокированным.
0 Благодаря введению новых элементов и связей повысилось быстродействие устройства.
Формула изобретения
Устройство для определения экстре« мальной ветви в пути на графе, содержащее модели ветвей, соединенные
0 между собой согласно топологии исследуемого графа, каждая модель ветви ко торого состоит из переменного резистора и порогового элемента, регулируемый источник напряжения, первый
- выход которого через размыкакядий контакт реле индикации соединен с одной узловой точкой графа, второй выход регулируемого источника напряжения подключен к другой узловой точке графа, источник напряжения,
0 первый выход которого соединен с
одним выводом обмотки реле индикации и элементы индикации, первые выводы которых соединены с неподвижными контактами пороговьЬс элементов, 6 тличающёеся тем, что, с
цельк) повышения 1быстрЬ35ействия, в каждую модель ветви введен ключ набора пути, замыкающий контакт которого подключен к выводу переменного резистора, параллельно которому подключен пороговый элемент, вывод обмотки реле индикации соединен со вторыми выводами элементов индикации, источники напряжения и подвижные
контйкга пороговых элементов подключены к шине нулевого потенциала.
Источники информации, приня ые вр в нймание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 222027, кл. G 06 G 7/122, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР W 553628, кл. G Об G 7/122, 1975 (прототип).
..
X I . I /
Iх
Та
e4J
Г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения кратчайших путей на графе | 1980 |
|
SU940179A2 |
Устройство для поиска двух независимыхКРАТчАйшиХ пуТЕй HA гРАфЕ | 1979 |
|
SU851418A1 |
Устройство для определения кратчайших путей на графе | 1975 |
|
SU553628A1 |
Устройство для поиска независимых кратчайших путей на графе,не имеющем параллельных участков | 1983 |
|
SU1123035A1 |
Устройство для определения характеристик кратчайших путей на графе | 1985 |
|
SU1277140A1 |
Устройство для определения двух независимых кратчайших путей на графе | 1986 |
|
SU1336041A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРАТЧАЙШИХ ПУТЕЙ НА ГРАФЕ | 1998 |
|
RU2144212C1 |
Устройство для определения К независимых кратчайших путей на графе | 1986 |
|
SU1336043A1 |
Устройство для моделирования графа | 1985 |
|
SU1327126A1 |
Устройство для решения задачи коммивояжера | 1983 |
|
SU1095201A1 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-12-18—Подача