(54) СПОСОБ РАБОТЫ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
пающей в цилиндры, , работа на которон позволяет одному каталитическому нейтрализатору ф;нкционировать в режиме трехкомпонентной: очистки отработавших газов, когда происходит одновременная очистка их от трех токсичньгх составляющих: окиси углерода (СО) углеродов (С Н и окислов азота (N0,).
Цель изобретеиия - утгроцение процесса регулироваьшя.
Цель достигается тем, что первую группу цилиндров регулируют подводом дополнительного воздуха, а вторую - подводом дополнительного топлива.
На чертеже показан двигатель внутреннего сгорания с каталитическим нейтрализатором в системе выхлопа.
Двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндры 1-4. соединенные через выхлопные патрубки 5-8 с выхлопной трубой 9, в которой размещен датчик 10 парциального давления кислорода и каталитический нейтрализатор 13.
Щлиндры и 2 соединены через коллектор i2 со смесеобразугошим устройством 13, подготавливающ - м богатую топливо-воздушную смесь, а цилиндры 3 и 4соединены через коллектор 14 со смесеобразующим устройством 15, подготавливающим бедную топливо-воздушную смесь. Смесеобразующее устройство 13 может быть подсоединено к воздушному фильтру 16 через воздуишую магистраль 17, в которой размещен электромагнитный запорный орган 18. Смесеобразующее устройство 15 может быть подсоединено к емкости 19 с топл1-:вом через топливную магистра.га 20, в которой размещен электромагнитный запорный орган 21. Соленоидные катушки 22 и 23 запорных органов 18 и 21 подключены к злек1рической цепи блока 24 управления через провод1шки 25 и 26 соответственно. В электряческ то цепь блока 24 подсоединен через проводник 27 датчик 10 парциального давления кислорода.
Д.вигатель работает следующим образом . Воздух всасывается через воздухоочистители 16 в смесеобразующие устройства 13 и 15. Смесеобразующее устройство 13 готовит смесь обогащенного состава с коэффициентом избытка воздуха а 1 и направляет эту смесь по ко.г лектору 12 в цилиндры 1 и 2. Смесеобразующее устройство 15 рассчитано на подготовку обедненного состава с коэффициентом воздуха се 1. Из смесе-образующего устройства 15 обедненную смесь направляют по коллектору 14 в цилиндрь 3 и 4 дащ-ателя. Таким образом в двигателе цилиндры 1 и 2 составляют первую группу, работающуто на обогащенной смеад, а цилиндры 3 и 4 -- вторую группу, работающую на
обедненной смеси, Работа цилиндров каждой группы осушествляется попеременно. Для проиллюстрированного варианта двигателя порядок работы может быть либо 1 -3-2-4, либо 1-4-2-3. Oi-работавпше газы из цилиндров направляют в общую выхлопную трубу 9 через выхлопные патрубки . Из вь1хлоп 1ой трубы 9 отработавшие газы, пройдя каталитический нейтрализатор 1, выходят в атмосферу.
Наибольшая эффективность каташ-гтической очистки по трем токсичным составляющим дост пается при работе двтателя на стехиометрическом составе смеси а 1. Попеременный выпуск отработавших газов из цилиндров, работающих на богатой и бедной смеси, приведет к тому, что на катализаторе будут происходить колебания состава отработавших газов возле точки сгорания смеси с а 1. Амплитуда этих колебаний будет опредегшться вeшfчинoй, с которой смесь, подготовленная в смесеобразуюшлх устройствах 13 ц 15, будет от стехиометрической. Таким образом, большую часть времени каталитический нейтрализатор будет рабтать в режиме грехкомпанентной очистки при условии, если обогащенная и обедненная смеси по составу буд5т мало отличаться от сте щометрического состава.
Для этого в систему регулирования включено звено с обратной связью. Основным элементом этого звена является датчик 10 парциального давления кислорода в отработавших газах. Принцип работы датшка основан на том,
что при переходе коэффициента избытка воздуха в смеси, подводимой в двигатель через стехиометрический состав напряжение на выходе датчика изменяется в, несколько раз. Таким образом датчик Ш будет подавать сигнаЛЬ через проводник 27 в блок 24 управления , когда смесь будет с а 1 или с а 1, т.е. даташ будет реагировать на горение обогащенной или обедненной смесей и подавать сигналы в зависимости от того, в ци.тшдре
какой группы 1троизошел. процесс выпуска.
Сигналы датчика 10 будут преобразованы
и разделены в блоке 24 управления. Сигнал
от горения бедной смеси по проводнику 25
направляют на соленоид 23, который с помощью электромагнитного запорного органа 21 будет дозироваГч поступление дополнительного топлива по магистрали 20 в бедную топливовоздушную смесь, приближая ее состав к стехиометрическому. Стггнал от горения богатой
топливо-воздушной смеси по проводнику 26 направляют на соленоид 22, который с помощью электромагнитного запорного органа 18 будет дозировать поступлеш е дополнительного воздуха по магистрали 17 в бс;гатую топливо
воздушную смесь, приближая ее состав к стехиометрическому.
Таким образом, каталитический нейтрализатор 11 может работать в режиме трехкомпонентной очистки практически во всем диапазоне нагрузок двигателя. Для дальнейшей очистки отработавших газов от окиси углерода может быть установлен дополнительный нейтрализатор 28 с каналом 29 для подвода в него воздуха. Датчик 10 может быть также размещен в самом нейтрализаторе 11, либо за ним.
Формула изобретения
Способ работы карбюраторного двигателя внутреннего сгорания с двумя группами цилиндров и с каталитическим нейтрализатором путем подвода 3 первую группу цилиндров смеси с козффиииентом избытка воздуха меньиж единицы, а во вторую - с коэффициентом избытка воздуха больше единицы, подачи отработавишх газов от обеих групп цилиндров в каталитический нейтрализатор и регулирования коэффициентов избытка воздуха в смесях в
зависимости от сигнала датчика парциального давления кислорода в отработавших газах путем подвода в карбюратор дополнительного воздуха или дополнительного топлива, отличающийся тем, что, с целью упрощения
процесса регулирования, первую группу цилиндров регулируют подводом дополнительното воздуха, а вторую - подводом дополнительного топшта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Японии N 52-36575, кл. 51 Е 6, опублик. 1977.
2.Заявка ФРГ N« 2522468, кл. F 02 D 35/00,, опублик. 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ | 2008 |
|
RU2464429C2 |
СИСТЕМА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 2015 |
|
RU2697285C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2685771C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2661920C2 |
СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ | 2013 |
|
RU2617530C2 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОЧИСТКОЙ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ | 2013 |
|
RU2626907C2 |
СПОСОБ ПРОДУВКИ КОНДЕНСАТА ИЗ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА | 2014 |
|
RU2641784C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ТУРБОНАДДУВОМ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2682469C2 |
СПОСОБ ПРОДУВКИ КОНДЕНСАТА ИЗ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА | 2014 |
|
RU2639431C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ЗАЖИГАНИЯ | 2011 |
|
RU2566683C2 |
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1978-12-05—Подача