Транспортир для перспективного черчения Советский патент 1949 года по МПК B43L13/14 

Описание патента на изобретение SU80176A2

Предлагаемый транспортир для iiepciieKTHBHOi-o черчения и расчета (. стественнсго освещения помещений является дальнейшим разр нтием чС11струкции трансгюртнра по авт. св. ЛЬ 68878 и от.чичается от последнего тем, что вместо одной он имеет две линейки, одновременно вращающиеся около одного и того же центра, про.чодящего через визирjivjo линию каждой линейки, и,кроме перспективных шкал на полукруге, имсе euj.e концентрические шкалы для |)асчета естественного освещения помещений.

На фнг. 1 дан на транспортир cisep.xy; на фпг. 2 -поперечный разре.з транспортира.

Транспортир /представляет собою прямоугольную прозрачную пеллулоидную пластинку с выемкой в виде полукруга в нижней чаети. Лис визирные линейки 2 и вращаются около центра 4. раенолагающегося на линии скощенного края линейки. На внутренней поверхности олукр га наносятся перепективные щкалы 5. Полудиаметр 6 перпендикулярен оеновгнию и называется осью транспортира. Перспективные шкалы строятся по закону тангенса. На внешней стороне прямоугольной иластинкн сделана рельефно вдавленная концентрическая щкала 7, ;етавленная чистой для рабочих, отметок от рукн. Эта шкала необходима для механического переноса разбивки вертикальных и горизонтальных прямых в заданных соотношениях непосредственно с плана на нерснективу. Такие карандащные вспомогательные шкалы после окончания переноеа разбивки легко стираются с целлулоида влажной тряпочкой и на их .место может наноситься новая шкала.

Кроме перспективных шкал, нанесены еще концентрпчеекие щкалы /. // и ///, деления которых соответствуют световым графикам, построенныл) но законам:

.ХУ 80176- 2 -

, 1 о о

шкалы /- -.-Ьш , in.

шкалы //„ - (, -:-Sin 7 -Cosv ) .

1ик;1лы ).18(f/n,

где при число луче (делений) п 100. п ирииимает последовательно значения 0.01:0.,3 и т. д. до О.Гх

la liiiejinei; cTOpOiie нрямоутольной H.iaciHHKH имеется eine обыкновенная тр; НсиО|)тн|)ная 8 с де,:1еннямн чере: Б .

1чонцс1 тр11чес1 ая прорезь 9 р, нласт1нп е служит для закренлоння Л1П1еек ./ н 3 нод нужными углами.

Для удобства сов.меилення осн трансиортира с линией горизонта НЛП со следом освен.аемон нлоскостн, а центр транснортира с заданной точкой на нрямоуго.чьннке устроены снецнальные индексы 10.

Линейки-2 н о иредназначены для нроведення нлн визирования лу4ei i зрения нл.ч ciJCTa, нро.ходяших через один н тот же центр или нолюс. Для этого центр врандения линеек должен еовершенно точно раеиолагаться:.на Линнп скошенного края л1Н1ейки. называемой визирной линией лииепки. Центр 1 ращения лгннеек совпадает с центром концентрическн.у шкал транснортира н дел1гг каждую линейку на две части. Одна часть расиолагается в иыемке нод прозрачной 1тластипкой полукруга и нред11аз11ачена .:1ля отсчета но конце1ггрическнм нкалаы. Вторая выстунает нз-нод прямоугольной нластннкн н имеет скошенный край, на котором нанесена, начиная от центра г,ран;ення, обычная масштабная миллиметровая шкала.

Врашени.е обеи.к линеек 2 и около центра -/ осуц,ествляется но тину ножниц, для чего в теле каждой линейкн имеются соответствующие выемки глубино. равной ноловние толшины линейки. В собранном виде обе .чинейки имеют общую толшнну. равную толщине лннейкн, благодаря чему нижняя грань лннеек раснолагается в плоскости чертежа, а и.х верхняя r) -в ц.лоскости нижней поверхности lo/syкруга.

Лт1е1|ки устанавливаются на но.тую ось // трансао))тнра н при номошн гайкн 12 нрижнмаются к нолукругу транснортера. Для удобства совмещения центра трансиортнра с заданной точкой внутри нолой осн иставлена це.тлулонд11ая пластинка /6 с выгравированным на ней центром. Для того чтобы закрепить линейку в нужном но-ложении, в каждой линейке установлен болтик М, нро 1ущенный через нрорезь 9 транспортира. Линейку ,акре |ляют н)и иомоши барашковых гаек /5.

П р е д м е т и з о б р е т е н i я

1.Транспортир для иерснективного черчения но авт. св. № G8878, о тл и,ч а,ю щ и й.с я тем. что, с целью нсиользования транснортира для расчета естественно1о освещения номещений нутем визирования одно феменН|0 двух лучей, исходящих из одного центра, на его оси помещена вторая враш,ающаяся визирная линейка.

2.Транспортир но п. 1, отличающийся нрименением номограммы для расчета естественного освещения, выполненный i5 виде концентрических щка,г.

1--иг1

Похожие патенты SU80176A2

название год авторы номер документа
Транспортир для перспективного черчения 1946
  • Данилюк А.М.
SU68878A1
ТРАНСПОРТИР ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЧЕРЧЕНИЯ 1946
  • Данилюк А.М.
SU69878A1
Прибор для построения прямых, сходящихся в недоступных точках 1957
  • Данилюк А.М.
SU115220A2
Прибор для построения перспективных и аксонометрических изображений по заданным размерам 1951
  • Данилюк А.М.
SU99157A1
Прибор для построения прямых, сходящихся в не/доступной точке 1956
  • Данилюк А.М.
SU109982A1
ПАТЕНТНО-ТЕХИЙНЕ^НА!?БИБЛИОТЕКАД. К. Даулас 1971
SU298491A1
Палетка для накладки планов 1976
  • Годованый Григорий Николаевич
SU573711A1
Прибор для нанесения точек геодолитных ходов по дирекционным углам и расстояниям 1929
  • Худолей А.Н.
  • Щербавский А.М.
SU15898A1
Прибор для перспективного черчения 1938
  • Бельтихин Н.Р.
SU55799A1
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Ну\ТУРАЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН 1967
SU200770A1

Иллюстрации к изобретению SU 80 176 A2

Реферат патента 1949 года Транспортир для перспективного черчения

Формула изобретения SU 80 176 A2

SU 80 176 A2

Авторы

Данилюк А.М.

Даты

1949-01-01Публикация

1947-12-23Подача