(54) БЛОК РАЗРЕШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ПОВТОРНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ШИН, СНАБЖЕННЫХ УСТРОЙСТВОМ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
шего присоединения, подключенного к шинам через разъединитель и выключатель, содержащее источник оперативного тока, два реле контроля отсутствия напряжения на шинах, реле времени срабатывания и выходное реле, введены по числу присоединения реле Выбора отказавшего присоединения, реле отключения разъединителя, реле времени возврата, промежуточное реле возврата, промежуточное реле срабатывания, причем обмотка реле выбора отказавшего присоединения предназначена для подключения к источнику оперативного тока через замыкающий контакт выходного реле УРОВ, параллельно которому подключены соединенные последовательно первый замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения и первый размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени возврата, обмотка которого подключены к источнику оперативного тока через замыкающий контакт первого реле проверки напряжения на щинах, при этом обмотка реле времени срабатывания, соединенная последовательно через второй замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения с разлГыкающим контактом первого реле проверки отсутствия напряжения на щинах, предназначена для подключения к размыкающему контакту реле проверки отсутствия тока в цепи отказавщего присоединения из УРОВ, и параллельно обмотке реле времени срабатывания подключены соединенные последовательно обмотка промежуточного реле срабатывания и замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени срабатывания, подключенные к источнику оперативного тока через соединенные последовательно первый замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания и второй размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка реле отключения разъединителя подключена к источнику оперативного тока через второй замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания, соединенный последовательно с третьим замыкающим контактным реле выбора отказавшего присоединения, параллельно которому включен первый замыкающий контакт реле отключения разъединителя, выходное реле предназначено для подключения к цепям оперативного тока через размыкающий контакт разъединителя, при этом последовательно соединенные второй замыкающий контакт реле отключения разъединителя и третий замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания предназначены для подключения в цепь отключения разъединителя, а последовательно соединенные третий замыкающий контакт реле отключения разъединителя и замыкающий контакт выходного реле - в цепь включения выключателя АПВ шин.
На чертеже показана принципиальная схема оперативных цепей устройства, схема подключения реле проверки отсутствия напряжения на шинах и схема выходных цепей устройства.
Устройство содержит подключенные к источнику оперативного тока реле выбора отказавшего присоединения РП1, промежуточное реле РП2, промежуточное реле возврата РПЗ, реле отключения разъединителя РП4, выходное реле РП5, реле времени срабатывания РВ1, реле времени возврата РВ2 и подключенные к трансформатору напряжения шин реле проверки отсутствия напряжения на щинах РН1 и РН2. Кроме того, в оперативные цепи устройства включены контакты выходного реле и реле проверки
отсутствия тока устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ)-РПУров и РТуров, и контакт разъединителя Р, замкнутый в его отключенном состоянии.
Устройство работает следующим образом.
Q При наличии отказа выключателя от УРОВ поступает сигнал в виде замыкания контакта его выходного реле РПуров, который запитывает обмотку реле РП1 и вводит устройство в работу. Реле РП1 самоудерживается через свой замкнувшийся контакт
РП1| и замкнутый контакт промежуточного реле возврата Pn3i. Другой замкнувшийся контакт РП1а запускает реле времени срабатывания РВ1, при замкнутых контактах РН1 и РТуров, т. е. при отсутствии напряжения на щинах и тока в цепи отказавшего присоединения. Через определенную выдержку времени срабатывает контакт РВ1 и запитывает реле РП2, которое самоудерживается через свой замкнувшийся контакт РП2| и замкнутый контакт РПЗг. Другой
5 замкнувщийся контакт РП22 замыкает цепь питания реле РП4, которое при условии срабатывания пускового реле Pills самоудерживается через замыкающий контакт РП4| и подает сигнал в схему блокировки разъединителей на шунтирование блок-коитактов отказавшего выключателя, а также при сработавщем реле РП2 - на отключение шинного разъединителя в цепи отказавшего присоединения. Замкнутый контакт Р разъединителя при этом, фиксируя его отключение, запитывает выходное реле РП5, которое выдает сигнал при сработанном реле РП4 на включение выключателя одного из исправных присоединений, осуществляющего повторное включение шин. При восстановлении напряжения на шинах срабатывает реле РН1 и РН2, которые своими контактами подготавливают к возврату реле РВ1 м РП2 и запускают реле времени возврата РВ2. При успешном АПВ шин реле РВ2 через определенную выдержку времени запитыва5 ют реле РПЗ, которое своими размыкающими контактами приводит устройство в исходное состояние.
Устройство может быть выполнено на релейно-контактных элементах или на полупроводниковых бесконтактных элементах серии «логика Т.
Преимуществом предлагаемого устройства является практическое исключение случаев неуспешного АПВ шин при указанной выше комбинации повреждений, вероятность которой достаточно велика и может быть определена соответствующим образом. Это приводит к значительному уменьшению длительности перерывов электроснабжения потребителей, что дает определенный экономический эффект.
Формула изобретения
Блок разрешения автоматического повторного включения шин, снабженных устройством резервирования отказов выключателей с выходным реле и реле отсутствия тока в цепи отказавшего присоединения, подключенного к шинам через разъединитель и выключатель,содержащее источник оперативного тока, два реле контроля отсутствия напряжения на шинах, реле времени срабатывания и выходное реле, отличающийся тем, что, с целью сокращения длительности перерывов электроснабжения, в него введены по числу присоединений реле выбора отказавшего присоединения, реле отключения разъединителя, реле времени возврата, промежуточное реле возврата, промежуточное реле срабатывания, причем обмотка реле выбора отказавщего присоединения предназначена для подключения к источнику оперативного тока через замыкающий контакт выходного реле У РОВ, параллельно которому подключены соединенные последовательно первый замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения и первый размыкающий контакт промежуточиого реле возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий контакт первого реле проверки напряжения на щинах при этом обмотка реле времени срабатывания, соединенная последовательно через второй замыкающий контакт реле выбора отказавщего присоединения с размыкающим контактом первого реле проверки отсутствия напряжения на шинах, предназначена для
5 подключения к размыкающему контакту реле проверки отсутствия тока в цепи отказавшего присоединения из УРОВ, и параллельно обмотке реле времени срабатывания подключены соединенные последовательно обмотка промежуточного реле срабатывания
0 и замыкающий с выдержкой времени контакта реле времени срабатывания, подключенные к источнику оперативного тока через соединенные последовательно первый замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания и второй размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка реле отключения разъединителя подключена к источнику оперативного тока через второй замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания, соединенный последовательно
0 с третьим замыкающим контактом реле выбора отказавщего присоединения, параллельно которому включен первый замыкающий контакт реле отключения разъединителя, выходное реле предназначено для подключения к цепям оперативного тока через раз-мыкающий контакт разъединителя, при этом последовательно соединенные второй замыкающий контакт реле отключения разъединителя и третий размыкающий контакт промежуточного реле срабатывания предназначены для подключения в цепь отключения разъединителя, а последовательно соединенные третий замыкающий контакт реле отключения разъединителя и замыкающий контакт выходного реле - в цепь включения выключателя АПВ шин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 406258, кл. Н 02 Н 3/06, 1970. 2. Типовые схемы релейной защиты элементов подстанции 110-220 кВ. № 5472TM-TI № 7766ТМ и «Защита шин и УРОВ элементов подстанций ПО кВ № 9322ТМ-1, № 9337ТМ-1, Энергосетьпроект, 1974.
220 В (ПО В)
L
I I ГП ГП
т
Ла ошк/1Ю(/ен1/е раз ъедините
В схему 6/ioKupoS/(u роз ъедими1т е е1/
На 6K/ifOve ve 6ык/}ю /а/77е/7л
АПВ шин
Авторы
Даты
1981-02-07—Публикация
1979-02-02—Подача