1
Изобретение относится к области электроизмерений, в особенности ав томобильного электрооборудования, и предназначено для использования поверке электротепловых импульсных датчиков, содержащих биметаллическую пластину, нащ)имер в техноло1т$й производства автомобильных электротепловых импульсных датчиков переменной неэлектрической величигаз, а именно давления или температуЕИ, при. . выполнении контрольных и других операций .
Известен способ поверки электротепловых импульсных датчиков , заключающийся в том, что после включения датчика в измерительную цепь и подачи неэлектрической величины, воздействующей на датчик, отсчет показаний эффективного тока ведут по шкале измерительного прибора, названного эталонным приемником, являю.щимся по существу миллиамперметром электротеплового принципа действия термобиметаллической системы. Измерение характеризуется тем, что измеря емый ток имеет частоту в пределах 0,1-2 Гц и невозмо.жно произвести изме рение известными в измерительной технике типовыми приборами из-за колебаний стрелки. Поэтому применяются эталонные приемники, обладающие болылой тепловой инерцией, измеряющие значение эффективного тока за времй 2-3 мин. Во-вторых, амплитудное значение импульсного тока по всему диапазону измерения остается постоянным, т.е. зависит от значения неэлектрической величи0ны tl.
Недостатком данного способа является низкая точность и зНачительнгш тепловая инерция, какой обладают приборы термобиметаллической сис5темы, а также неболыиая производительность труда.
Известен также способ поверки электротепловых импульсных датчиков,
0 который заключается в подсоединении датчика к измерительной цепи, подаче неэлектрической величины, воздействующей на датчик, увеличение частоты пульсации импульсного тока и отсче5та показаний эффективного .тока по шкале электроизмерительного прибо|ра .
В известном способе частоту повышают путем -обдува биметаллического . элемента воздухом 2 .
0 Однако данный способ не может быт использован в технологии массового производства автомобильных электро|тепловых импульсных датчиков давления и датчиков темпер.атуры, так как измерение эффективного тока производят при выполнении-последних технологических операций, т.е. при регулировке и контроле, когда механизм датчика (в том числе термобиметаллическая пластина) закрыт кожухом и охлаждение путем обдувания воздухом практически невозможно. Кроме того, принудительное охлаждение температурного датчика недопустимо, потому что датчик предназначен именно для измерения тем пературы жидкости охлаядения или маела. I Целью настоящего изобретения является упрощение процесса поверки и по вышение скорости отсчета показаний. Поставленная цель достигается тем что в способе поверки электротепловых импульсных датчиков неэлектричес ких величин, заключающемся в подсоединении датчика к измерительной цепи подаче незлектрической величины, воз действующей на датчик, увеличении ча тоты пульсёщии импульсного тока и отсчета показаний эффективного тока по шкале электроизмерительного прибо ра, увеличение частоты пульсации импульсного тока производят путем установления амплитуды тока на уровне до 12%, превышающем допустимое эффективное значение этого импульсно го тока при заданном значении неэлек рической величины. На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема осуществлени способа на фиг. 2 - токовая характе ристика автомобильного электфотеплового импульсного датчика , неэлектрической величины, например дав ления. Принципиальная электрическая схема способа по которой производят поверку электротепловых импульсных датчиков неэлектрической величишл, с держит регулируемый источник 1 питания, типовый электроизмерительный прибор 2 термоэлектрического принципа действия и датчик 3. Кривая 4 {фиг.2) изображает зависимость эффективного значения импульсного тока от неэлектрической величины, например давления, поданаемого на датчик, кривая 5 - характеристику амплитудных значений тока ограниченных на уровне до 12% вьвле эффективных значений тока, т.е. на уровне До 12% выше кривой 4. Измерение эффективного значения тока автомобильных электротепловых импульсных датчиков переменной неэлектрической величины, например давления, производят в следующем порядке. В электроизмерительную цепь с электроизмерительным прибором 2 и источником 1 питания включают контролируемый датчик 3 и подают давление, воздействующее на чувствителыалй элемент датчика 3. Регулировкой напряжения источника 1 питания устанавливают амплитуду импульсного тока на уровне до 12% выше соответствующего эффективного значения измеряемого тока. Такое изменение амплитуды импульсного тока автомобильных электротепловых импульсных датчиков термобиметаллического типа допустимо потому, что эффективное значение тока этих датчиков в соответствии с их принципом дейтсвия не зависит ни от напряжения питания, ни от сопротивления внешней цепи. Ограничением амплитуды до 12% вшиё эффективного тока одновременно производят увеличение частоты от сверхг низкой 0,1-2 Гц на более высокую, например 6-8 Гц. При изменении эффективного тока автомобильного злектротеплового импульсного датчика давления и при отсутствии давления амплитудное значение понижают примерно в 3,5 раза по сравнению с амплитудным значением известного способа, а при давлении 2 кгс/см - примерно в 1,6 раза. Аналогично для температурного датчика при и амплитудное значение понижают соответственно в 3 и 1,7 раза. В результате понижения амплитуды, например в 3,5 раза, кющностьи энергия токового импульса, нагревающей термобиметаллическую пластинку и размьпсакщей контакты датчика уменьшается примерно в 12 раз (3,У). Следовательно, соответственно уменьшается тепловая инерция, вызванная токовым импульсом, в св.язи с чем уменыпается и пространство между разомкнутыми контактами датчика во время отсутствия токового Ш4пульса. Период времени охлаждения тврмобиметадлической пластинки, продсшжшсаоийся до следующего замлканйя контактов, также соответственно уменьшается, в результате чего увеличивается частота пульсации импульсного тока. В д чггом варианте исполнения способа установление амплитуды на уровне до 12% выше эффективного значения тока и, соответственно, увеличение амплитуды производят путем регулировки тока цепи включением последовательно добавочного сопротивления с датчиком в случае использования нерегулируемого источника питания. Контроль величины устанавливаемой амплитуды осуществляется посредством электроизмерительного прибора 2. В зависимости от использования верхнего (Яг12%) или нижнего (минимально завышенного) предела, контроль реализуется по разному. В производственной практике верхний предел целесообразн использовать при контрольных измерениях. Например, эффективное значение импульсного тока автомобильного импульсного датчика давления при 5кгс/см должно быть 192+ 8мА. Для проведения контрольных измерений выполняют следующие операции. Сперва на датчик 3 подают повышенное давление в пределах от 5,5 до 6кгс/см, затем путем регулировки напряжения источника 1 питания (или регулировкой сопротивления внешней цепи в случае применения нерегулиру емого источника питания) устанавливают стрелку прибора 2 на деление шкалы около 210 мА (192+10% от 192Pf 210). Пульсация тока не происходит потому, что тепловая энергия этого тока недостаточна для размыкания контакта, прижатого повышенным давлением. С этим установлена амплитуда будущего импульсного тока после выполнения следующей операции. Пример. Вышеуказанному датчи ку, у которого при давлении 5 кгс/см эффективное значение импульсного тока находится в пределах мА, необходимо измерить значение эффективного тока при давлении 2 кгс/см Измерение производят в следующем по:рядке. На датчик 3 подают давление 2 кгс/см. Регулируемый источник 1 питания сперва вьшодят до крайнего положения на сторону уменьшения тока, затем медленно и плавио повышают ток, одновременно следя за показа нием прибора 2. Стрелка прибора 2 следит за повышением тока до момента, когда амплитудное значение минимально превышает значение эффективного тока. Наступает пульсация, и прибор 2 показывает эффективное значение импульсного тока. Аналогично производят измерение эффективного тока автомобильного электротеплового импульсного датчика температуры. Предлагаемый способ упрощает процесс измерения, связанный с увеличением частоты импульсного тока, при этом сокращаются потери времени вьвдержки при измерении и, увеличивается производительность труда, а также устраняется регулировочный |брак, имеющий место при измерении по эталонным приемникам низкой точности. Формула изобретения Способ поверки электротепловых импульсных датчиков неэлектрических величин, заключающийся в подсоединении датчика к измерительной цепи, подаче неэлектрической величины, воздействующей на датчик, увеличении частоты пульсаций импульсного тока и отсчета показаний эффективного тока по шкале электроизмерительного прибора, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса поверки и повьшения скорости отсчета показаний, увеличение частоты пульсаций импульсного тока производят путем установления амплитуды тока на уровне до 12%, превышающем допустимое эффективное значение этого импульсного тока при заданном значении неэлектрической величины. Источники информации принятые ВО внимание при экспертизе 1.Попов В.А. Автотракторные приборы, М., Машгиз, I960, с. 95-97. 2.Патент Великобритании №969167, кл. G 1 М, 1963.
О
кес/см
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1978-11-09—Подача