Раздаточная коробка транспортногоСРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU806482A1

1

изобретение относится к транспортным машинам, а именно, к их трансмиссиям.

Известны раздаточные коробки, содержащие установленные.в корпусе : входной и выходные валы, на которых установлены шестерни, зацепленные между собой и обеспечивающие две передачи l .

Однако диапазон передач этой коробки 1лал.

Известна также раздаточная коровка транспортного средства, содержащая корпус, в котором расположены входной и два выходных вала, шестерни, установленные на выходных валах, управл5%емые муфты и эпициклический двухрядный дифференциал, состоящий из водила, связанного с входным валом, коронных шестерен, введенных в зацепление с шестернями выходных валов и управляемых посредством тормозов солнечных шестерен 2.

Недостатком данной коробки является относительно малый диапазон передач .

Цель изобретения - расширение диапазона передач раздаточной коробки.

Поставленная цель достигается там что раздаточная коробка снабжена дополнительной управляемой муфтой для соединения между собой упомянутых солнечных шестерен, а коронная шестер|ня каждого ряда упомянутого дифференцйала выполнена с дополнительным зубчатым венцом, зубья которого введены в зацепление с соответствующими шестернями, свободно установленными на

выходных валах, при этом упомянутые управляемые муфты установлены на выходных валах с возможностью соединения шестерен с последними, а одна из шестерен каждого выходного вала зацепленная с зубчатым венцом соответствующей коронной шестерни, введена в зацепление с шестерней другого выходного вала.

На фиг. 1 показана кинематическая схема раздаточной коробки; на фиг. 2схема расположения валов в поперечном сечении коробки.

Раздаточная коробка содержит корпус 1, в котором расположены входной вал 2, выполненный в виде общего водила двухрядного эпициклического дифференциала с коронными шестерня1ли 3 и 4. Солнечные шестерни 5 и 6 связаны посредством концентричных валов с тормозами 7 и 8 управления, вращающиеся элементы которых связаны с фрикционными элементами управляемой муфты 9, предназначенной для соединения между собой солнечных шестерен 5 и б. Сателлиты 10 и 11 зацеплены между собой. Шестерни 12 и 13 установлены свободно на первом выходном валу 14 и могут быть соединены с ним посредством муфт 15 и 16. На этом же валу ус новлена свободно шестерня 17, котора может быть соединена с ним муфтой 18. Шестерни 19 и 20 установлены на втором выходном валу 21 и могут быть соединены с последним муфтами 22 и 23. На.валу 21 установлена также шес терня 23, соединяемая с ним посредством муфты 25. Коронная шестерня 3 соединена с шестерней 26 и имеет дополнительный зубчатый венец 27, а коронная шестер ня 4 соединена с шестерней 28 и имее дополнительный зубчатый венец 29. Be нёц 29 и шестерня 26 находятся в пос тоянном зацеплении с шестернями 12 и 13 соответственно первого выходного вала 14. Венец 29 и шестерня 28 зацеплены с шестернями 19 и 20 второ го выходного вала 21. Шестерни 12 и 19 каждого выходного вала, кроме зацепления с шестернями 26 и 28 соответствующих коронных шестерен, находя ся в зацеплении с шестернями 24 и 17 противоположных выходных валов. В соответствии с определенным порядком включения управляющих элементов муфт 9, 15, 16, 17, 22, 23 и 25 и тормозов 7 и 8 работа раздаточной коробки происходит в трех вариантах. 1. Выключена муфта 9 и отпущены тормоза 7 и 8, включены муфты 15 и 22 или 22 и 23. При равенстве моментов сопротивления на выходных валах 14 и 21, а, следовательно, и на коронных шестернях 3 и 4, элементы двухрядного дифференциала вращаются как одно целое, угловые скорости обо их выходныхвалов равны между собой. При неравенстве моментов сопротив ления на выходных валах двухрядный дифференциал выполняет функции межкoлedнoгo дифференциала, позволяя иметь выходным: валам 14 и 21 разные угловые скорости.,. (Чтобы сохранить равенство угловьж скоростей коронных шестерен 3 и 4 при неравенстве на них моментов с противления, включают муфту 9, связывая между собой солнечные шестерн 5 и 6. При этом муфта передает толь ко часть разности крутящих моментов на шестернях 3 и 4. Когда муфта 9,тормоза 7 и 8 выклю чёны и включены муфты 18 и 25, то вы ходные валы 14 и 21 получают вращени в обратном направлении. Для блокирования дифференциала в этом случае включают муфту 9. При включении муфты j 9 муфты одного из выходных валов, например 22, 23 или 25, могут бить выключены, и тогда включением муфт 15, 16 или 18 на другом выходном валу получают соответствующие передачи переднего и заднего хода только для вала 14 при свободном вращении выходного вала 21 под действием сил сопротивления движе.нию транспортного средства. - II . Муфта 9 выключена, затянут тормоз 7. При этом солнечная шестерня 5 первого ряда/вследствие наличия на ней тормозного моментаjзамедляет свое вращение, сателлиты 10 этого ряда, обкатываясь по солнечной шёЬтерне, увеличиваиот угловую скорость коронной шестерни 3, а, находясь в зацеплении с сателлитами 11 второго ряда, передают им относительно водила движение в обратном направлении и замедляют тем самым вращение коронной шестер ни 4. При включении муфт 15 и 16 и полной остановке солнечной шестерни 5обеспечивается две ускоренных передачи выходного вала 14 и одна замедленная заднего хода при включении муфты 18. Если на втором выходном валу 21 включены муфты 22, 23 или 25, то для этого вала соответственно получают две замедленные передачи переднего кода и одну ускоренную на заднем хоДУ.. III . Муфта 9 выключена, затянут тормоз 8. При этом солнечная шестерня 6второго ряда, вследствие наличия на ней тормозного момента, замедляет свое вращение, а сателлиты 11 этого ряда, обкатываясь по солнечной шестерне, увеличивают угловую скорость коронной шестерд1и 4 своего ряда и соответственно уменьшают угловую скорость коронной шестерни 3 первого ряда., При включении муфт 15, 16 и 18 и полной остановке шестерни 6 для выходного вала 14 получают соответственно две замедленные передачи переднего хода и одну ускоренную передачу заднего хода , а. включением муфт 22, 23 и 25 получают для вала 21 две ускоренных передачи переднего хода |и замедленную передачу заднего хода с соответствующими угловыми скоростямиТаким образом, для привода выходного вала 14, связанного, например, с передним ведущим мостом колесной машины, получают шесть передач переднего и три передачи заднего хода. Такое же число передач обеспечивается в этом примере для привода заднего ведущего моста, связанного с выходным валом 14. Если раздаточная коробка установлена на гусеничной машине, причем выходные валы 14 и 21 связаны с гусеницами различных бортов машины, то путем различного сочетания включаемы передач, а следовательно, и угловых скоростей валов 14 и 21 и гусениц ле вого и правого бортов, получают несколько фиксированных радиусов поворо та, в том числе н меньших, чем ширина колеи трактора. Например, включением му-фт 15 или -16 на выходном валу 14. и муфты 25 на выходном валу 21 пр различных сочетаниях включения муфты 9 или тормозов 7 и 8 поворот гусенич joro транспортного средства ляется в сторону гусеницы, призмо выходным валом 21 раздаточной коробки с фиксированными радиусами, меньшими ширины колеи трактора. Наличие большого числа фиксирОван ных радиусов поворота вплоть до поворота относительно середины опорной поверхности гусениц позволяет осуществлять повороты транспортного средства с минимальными дополнит.ельндаш затратами времени и энергии в механизмах поворота, в промежутках между фиксированными радиусами поворота обеспечивается получение промежуточных радиусов поворота обычным для ДВОЙНОГО дифференциального механизма способом, т.е. изменением тормозного момента тормозов 7 или 8. Формула изобретения Раздаточная коробка транспортного, средства, содержащая корпус, в кофором расположены входной и два .выходных вала, шестерни, установленные на выходных валах, управляемые муфты и эпициклический двухрядный дифференциал, состоящий из водила, связанного с входным валом, коронных шестерен, введенных в зацепление с шестернями выходных валов и управляемых посредством тормозов солнечных шестерен, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона передач, она снабжена дополнительной управляемой муфтой для соединения между собой упомянутых-солнечных шестерен, а коронная шестерня каждого ряда упомянутого дифференциала выполнена с дополнительным Эубчь тым венцом, зубья которого введены в зацепление с соответствующими шестернями, свободно установленными на выходных валах, при этом упомянутые управляемые муфты установлены на выходных валах с возлюжностью соединения шестерен с последними, а одна из шестерен каждого выходного вала, зацепленная с зубчатьил венцом соответствуницей коронной шестерни, введена в зацепление с шестерней другого выхрдного вала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Харьков, Прапор, 1977, . 167-178. 2.Авторское свидетельство СССР 9 225711, кл. В 60 К 17/08, 16 h 03/16, 1967 (прототип).

Похожие патенты SU806482A1

название год авторы номер документа
Планетарная коробка передач 2017
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2646982C1
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС 2023
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Димова Ирина Петровна
RU2803226C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 1998
  • Некрасов В.И.
RU2149768C1
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2755557C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
НЕСООСНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 12R2 СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Колос Виктория Юрьевна
  • Конева Валентина Васильевна
RU2621404C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1992
  • Чапыгин Игорь Ильич
RU2068516C1
АКТИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ, КОРОБКА ПРЯМОГО ВКЛЮЧЕНИЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ), КОРОБКА СКОРОСТЕЙ С ПЛАНЕТАРНЫМ ФРИКЦИОНОМ И НЕЗАВИСИМОЙ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ОСЯМИ (КОЛЕСАМИ) 2004
RU2292270C2
Диагональный привод шести ведущих колес 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2740524C1

Иллюстрации к изобретению SU 806 482 A1

Реферат патента 1981 года Раздаточная коробка транспортногоСРЕдСТВА

Формула изобретения SU 806 482 A1

SU 806 482 A1

Авторы

Евтенко Виталий Григорьевич

Ивченко Александр Иванович

Яковлев Николай Иванович

Добрянский Николай Иванович

Даты

1981-02-23Публикация

1975-09-08Подача