Изобретение относится к области двигатслестроеиия и может быть использовано в системах запуска газотурбинных двигателей (ГТД).
Известен способ запуска ГТД, заключающийся в том, что валу з:апускаемого двигателя сообщают вращение от воздущной турбины .
Однако этот способ запуска ГТД имеет малую экономичность.
Известен также способ запуска ГТД посредством установки, содержащей по меньшей мере два ротора, заключающийся в том, что валу ГТД сообщают требуемую скорость вращения путем его соединения с валами роторов 2.
Недостатком этого способа запуска ГТД является излищне больщой непроизводительный расход энергии системы загуска на режиме сопровождения ГТД.
Целью изобретения является увеличение КПД пусковой установки путем согласования ее мощностных характеристик с мощностной характеристикой ГТД.
Эта цель достигается за счет того, что при запуске ГТД посредством установки, содержащей по меньщей мере два независимых ротора, вал ГТД соединяют с валами всех роторов, которые в процессе запуска ГТД последовательно отсоединяют
ПО мере достижения валом ГТД скорости вращения, при которой скорость вращения соответствующего ротора равна м.аксимальной.
На фиг. 1 показана схема установки для запуска ГТД; на фиг. 2 - график программы регулирования установки.
Установка для запуска ГТД (фиг. 1) содержит по крайней мере два независимых ротора 1 п 2, например, пневматических двигателей объемного вытеснения. Валу 3 ГТД сообщают требуемую скорость вращения путем его соединения с валами обоих роторов 1 и 2.
При этом с валом ротора 2 вал 3 ГТД соединяют через повыщающую зубчатую передачу 4, а с валом ротора 1 - через муфту свободного хода 5, благодаря чему обеспечивают различные передаточные отнощения между валом 3 ГТД с одной стороны и валами роторов 1 и 2 с другой. В процессе запуска ГТД с помощью тахометрическо-го устройства 6 измеряют скорость вращения вала 3 ГТД, и по мере достижения последним скорости вращения, при которой скорость вращения соответствующего ротора равна максимальной, роторы 1 и 2 последовательно отсоединяют от вала 3 ГТД. При этом с помощью муфты свободного хода 5 сначала отсоединяют от вала 3 ГТД вал ротора 1, а затем отсоединяют вал ротора 2.
На представленной на фит. 2 программе регулирования установки для запуска ГТД кривая 7 является зависимостью от скорости вращения вала 3 ГТД мопдности, необходимой для запуска ГТД без учета затрат мощности на ускорение вала 3 ГТД. Кривая 8 показывает завлсиадость от скоростн вращения 3 ГТД мощности, развиваемой ротором 1, а кривая 9 - ротором 2. Кривая 10 показывает изменение суммарной мощности, развиваемой роторами 1 и 2 по мере возрастания скорости вращения вала 3 ГТД. При этом вал ротора 1 отсоединяют при скорости вращения вала 3 ГТД, равной Ль а вал 2 - при скорости вращения вал.а 3 ГТД, равной «2. Внешняя мощностная характеристика установки для запуска ГТД при реализации данного способа протекает от начала координат до точки «i по кривой 10 и далее по кривой 9.
Изобретение позволит снизить энергетические затраты на запуск ГТД.
Формула изобретения
Способ запуска газотурбинного двигателя (ГТД) посредством установки, содерлчащей по меньшей мере два независимых ротора, заключающийся в том, что валу ГТД сообщают требуемую скорость вращения путем его соединения с валами роторов, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД установки путем согласования ее мощностной характеристики с мощностной характеристикой ГТД, вал ГТД соединяют с валами всех роторов, которые в процессе запуска последовательно отсоединяют по мере достижения валом ГТД скорости вращения, при которой скорость вращения соответствующего ротора равна максимальной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Морозовский В. Т. Системы электроснабжения летательных аппаратов, М., Машгиз, 1973.
2.Патент США № 3064775, кл. 192-098, 1962 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ снижения расхода топлива газотурбинного двигателя (ГТД), снабженного стартером | 2019 |
|
RU2725296C1 |
Электропривод для запуска газотурбинной установки | 2018 |
|
RU2694107C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2382210C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2007 |
|
RU2330975C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2382209C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2382208C1 |
Пусковая система газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2670997C1 |
Гибридная турбовентиляторная установка со встроенным роторным ДВС | 2020 |
|
RU2729311C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2441998C1 |
ГАЗОТУРБОВОЗ И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА | 2008 |
|
RU2370386C1 |
Авторы
Даты
1982-01-30—Публикация
1974-05-16—Подача