(54) ВСАСЫВАЮЩИЙ ПАТРУБОК
Изобретение относится к гидротранспортированию сыпучих материалов, например угля, руды, минералов, горных пород при помощи шламовых насосов. По основному аЬт. св. № 205696 известно устройство, используемое для заборных трубопроводов насосов, транспортируюш,их жидкость с твердыми включениями, например пульпу, шлам и т. п., содержаш.ее корпус, на котором соосно укреплена обечайка для подачи чистой воды и подпитывающий патрубок. Для обеспечения промывки заборного (всасывающего)трубопровода подпитывающий патрубок выполнен с перфорированными стенками и соединен с обечайкой и корпусом всасывающего устройства, причем между последним и подпитывающим патрубком установлена шиберная задвижка, обеспечивающая плавную регулировку плотности транспортируемой гидросмеси и выполняющая роль регулировочного шибера. В таком устройстве для надежной промывки всасывающего трубопровода, которая периодически необходима при эксплуатации гидротранспортной установки, требуется значительная длина всасывающего наконечника (корпуса), примерно 3 или 4 его диаметра. Это обусловлено соотнощением гидравлических сопротивлений основной и регулировочной (подпитывающей) ветвей, которое должно быть не менее 4. При этом длина всасывающего наконечника определяет высоту установки регулировочного шибера относительно днища и, тем самым, величину полезной емкости зумпфа, и возможную глубину его откачки 1. Однако использование всасывающего устройства известной конструкции приводит к образованию застойной зоны зумпфовой части водосборника высотой от днища до 6 диаметров всасывающего наконечника. При эксплуатации гидротранспортных установок необходимы планово-предупредительные осмотры и ремонты элементов всасывающего устройства, требующие более полную откачку зумпфа, которая не обеспечивается из-за сравнительно большой длины всасывающего наконечника. . Цель изобретения - увеличение глубины откачки зумпфа путем уменьшения сопротивления наконечника. Поставленная цель достигается тем, что всасывающий трубопровод выполнен с расширительнои камерой для соединения с всасывающим наконечником и установлен в полости обечайки.
Применение расширительной камеры обеспечивает снижение в ней скорости жидкости более чем на 30% по сравнению со скоростью во всасывающем наквнечнике, что ведет к уменьшению гидравлического сопротивления подпитывающей ветви и потерь энергии в месте слияния потоков внутри камеры. Это позволяет уменьшить более чем два раза длину всасывающего наконечника и, тем самым, высоту расположения регулировочного шибера относительно днища при одновременном выполнении необходимого соотношения гидравлических сопротивлений основной и подпитывающей ветвей всасывающего устройства. Вследствие этого увеличивается глубина откачки зумпфа.
На фиг. 1 изображено всасывающее устройство в разрезе; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Всасывающее устройство включает всасывающий трубопровод 1, на котором соосно укреплена обечайка 2 с подпитывающим патрубком 3, всасывающий наконечник (корпус) 4, днище 5, прикрепленное к обечайке 2 посредством .стоек 6, тягу 7 с приводом 8 для перемещения регулировочного шибера (клинового затвора) 12.
Между наконечником 4 и всасывающим трубопроводом 1 в области обечайки 2 установлена расширительная камера 9 с боковым подпитывающим отверстием 10, соединенным с таким же отверстием кассеты 11, установленной между расщирительной камерой 9 и подпитывающим патрубком 3 и содержащей клиновой затвор (регулировочный шибер) 12, который помещен в кассету 11 и может перемещаться внутри последней посредством тяги 7, один конец которой соединен с приводом 8, а к другому прикреплен затвор 12, перекрывающий в закрытом положении проходные каналы кассеты 11 и обеспечивающий регулировку плотности гидросмеси и перевод транспортного насоса на работу по воде.
Устройство работает следующим образом.
При необходимости промывки трубопроводов и транспортного насоса затвор 12 посредством тяги 7 и привода 8 перемещается в кассете 11 в крайнее верхнее положение. При этом осветленная вода через подпитывающий патрубок 3, проходные каналы в
полости кассеты 11 и подпитывающее отверстие 10 попадает в расщирительную камеру 9, где происходит слияние потоков, проходящих через всасывающий наконечник 4 и подпитывающий патрубок 3, и снижение скорости жидкости по сравнению со скоростью во всасывающем наконечнике. При этом гидравлическое сопротивление подпитывающей ветви и потери энергии на слиянии потоков снижаются, всасывающее устройство производит забор воды преимущественно через подпитывающую ветвь, скорость в наконечнике 4 снижается ниже критической и движение твердых частиц, ранее происходившее во всасывающем трубопроводе 1, прекращается. Если подача транспортного насоса превышает приток жидкости в зумпф, происходит откачка последнего в глубину, определяемую местом установки затвора.
При необходимости более полной откачки зумпфа, когда уровень жидкости должен
быть ниже места установки затвора, последний посредством тяги 7 и привода 8 перемещается в кассете 11 в крайнее нижнее положение. При этом затвор 12 герметизирует подпитывающее отверстие 10 путем надежного перекрытия проходных каналов кассеты 11, а гидросмесь поступает, через наконечник 4, чем обеспечивается понижение ее уровня в зумпфе ниже места установки затвора 12.
Для подвода твердого материала к наконечнику 4 с возможно меньшими потерями при работе устройства на гидросмеси служит днише 5, прикрепленное посредством стоек 6 к обечайке 2, которая обеспечивает подачу чистой воды и дозирование твердого материала во всасывающий наконечник.
Формула изобретения
Всасывающий патрубок по авт. св.
0 № 205696, отличающийся тем, что, с целью увеличения глубины откачки зумпфа путем уменьшения сопротивления наконечника, всасывающий трубопровод выполнен с расширительной камерой для соединения с всасывающим наконечником и установлен в полости обечайки.
&
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 205696, кл.. Е 02 F 3/92, 1966:
Авторы
Даты
1981-03-23—Публикация
1979-02-08—Подача