температур между греющими газами и элементами поверхности нагрева. Цель изобретения - повышение экономичности и эксплуатационной надежности. . Поставленная цель достигается тем, что температуру воды на входе в котел-утилизатор поддерживают на минимально допустимом уровне путем перераспределения подачи питательной воды между сосудом и вспомогательным котлом. Кроме того, дополнительно измеряют температуру выхлопных газов перед котлом-утилизатором, определяют разность между этой температурой и температурой воды на входе в котел-утилизатор и в случае, если разность меньше заданного значения, отключают котел-утилизатор. На чертеже представлена схема судовой котельной установки для реализации предлагаемого способа. Установка содержит котел-утилизатор 1, обо греваемый выхлопными газами двигателя, и вспомогательный котел 2, используемый в качестве сепаратора пара утилизационного котла, питательный сосуд 3, сообщенный с вспомогательным котлом 2 по пару паропроводом 4 и по воде трубопроводом 5. Вспомогательный котел 2 оборудован форсункой 6. С котломутилизатором 1 водяное пространство вспомогательного котла 2 соединено трубопроводом 7, а водяное пространство сосуда 3-е помощью циркуляционного насоса 8 и трубопро вода 9. Водяное пространство вспомогательного котла 2 и сосуда 3 соединено с питательным насосом 10 через трубопровод 11, регуля тор 12 питания, соединенный с датчиком 13 уровня воды в сосуде 3, регулятор 14 распре ления расхода воды между вспомогательным котлом 2 и питательным сосудом 3 и трубопроводы 15 и 16. Регулятор 14 соединен импульсной линией с датчиком 17 температуры циркуляционной воды. Датчик 18 температуры установлен в потоке газов на входе в котел 1 Установка работает следующим образом. При одиночной работе котла 1 циркуляцио ным насосом 8 воду из питательного сосуда 3 подают к обогреваемой части котла 1, где она подогревается и частично испаряется за счет тепла выхлопных газов, омьшающих поверхность нагрева, и в виде пароводяной смеси поступает в котел 2, где происходит разде ление пара и воды. По трубопроводу 5 вода из котла 2 перетекает в питательный сосуд 3, где она смешивается с питательной водой, подаваемой питательным насосом 10 через регуляторы 12 и 14 и трубопровод 16. Трубопровод 15 при этом перекрыт регулятором 14. Количество подаваемой в котел питательной воды определяется регулятором 12 пита44ния, пол ающим сигнал от датчика 13 уровня воды в питательном сосуде 3. Увеличение нагрузки котельной установки приводит к уменьшению температуры циркуляционной водьг, которую контролируют с помощью датчика 17. При достижении минимально допустимой с точки зрения низкотемпературной коррозии температуры циркуляционной воды с помощью регулятора 14 распределяют подачу питательной воды между котлом 2 и сосудом 3 таким образом, чтобы поддерживать температуру циркуляционной воды постоянной и равной минимально допустимой, причем в случае подачи питательной воды в отапливаемый котел включают его форсунку 6.При этом возможны три режима работы котельной установки. В первом случае питательная вода, поступающая по трубопроводу 15 в котел 2, смешивается с водой, выделившейся из состава пароводяной смеси, поступающей по трубопроводу 7.За счет работы форсунки 6 воду, находящуюся в отапливаемом котле 2, в процессе ее движения, вызьтаемого перетеканием в питательный сосуд 3, нагревают до температуры, при которой обеспечивается удержание температуры циркуляционной воды, контролируемой датчиком 17, на минимально допустимом уровне. Водяное пространство отапливаемого котла 2 используется в качестве экономайзера питательной воды. Во втором случае за счет работы форсунки 6 в отапливаемом котле 2 генерируют пар. Благодаря устанавливающейся в водяном пространстве котла 2 естественной циркуляции в питательный сосуд 3 по трубопроводу поступает вода, имеющая незначительный недогрев до кипения. На этом режиме пар генерируют как в котле 1, так и во вспомогательном котле 2. В третьем случае за счет работы форсунки 6 во вспомогательном котле 2 генерируют пар, в то время как тепла газов, омывающих поверхности нагрева утилизационного котла 1, недостаточно, чтобы обеспечить процесс парообразования. На этом режиме котел-утилизатор работает в экономайзерном реядаме, ,т.е. только подогревают циркуляционную воду. Для контроля эффективности использования котла 1 в этом режиме контролируют разность температур выхлопных газов перед котлом-утилизатором и циркуляционной воды, контролируемых датчиками 18 и 17, и при отсутствии положительной разности температур отключают котел-утилизатор 1. Благодаря тому, чго на всех режимах работы котла-утилизатора в составе установки температуру циркуляционной Ьоды поддерживают не ниже минимально допустимой по условиям низкотемпературной коррозии поверхностей
нагрева, обеспечивается надежная работа утилизационного котла-утилизатора. При совместной работе вспомогательного котла и котла-утилизатора обеспечивается максимальная утилизация тепла выхлопных газов. Таким образом обеспечивают максимальную тепловую нагрузку котла-утилизатора, а следовательно, повышение экономичности всей установки при сохранении условий надежной работы.
Формула изобретения 1. Способ работы судовой паровой котельной установки, содержащей водяной циркуляционный контур, в который последова1тельно включены питательный сосуд, циркуляционный насос, котел-утилизатор выхлопных газов двигателя и вспомогательный котел, используемый в качестве сепаратора пара котла-утилизатора, подключенный к контуру между сосудом и вспомогательным котлом трубопровод для параллельной подачи в них питательной воды, путем измерения температуры воды на
173746
входе в котел-утилизатор и поддержания ее минимально допустимого значения, отличающийся тем, что, с целью повыщения экономичности и эксплуатационной надежности,
5 температуру воды на входе в котел-утшшзатор поддерживают на минимально допустимом уровне путем перераспределения подачи питательной воды между сосудом и вспомогательным котлом.
0 2. Способ по п. 1, о т ли ч а ю щ и и с я тем, что дополнительно- измеряют температуру выхлопных газов перед котлом-утилизатором, определяют разность между этой температурой и температурой воды на входе в котел-утюш15 затор и в случае, если разность меньше заданного значения, отключают котел-утилизатор.
Источники информации, принятые во внимание -при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 1780346/06, кл. F 22 В 1/00, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ работы судовой паровой котельной установки | 1984 |
|
SU1254245A2 |
Способ работы судовой паровой котельной установки | 1972 |
|
SU717488A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ УТИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2034194C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ УТИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1995 |
|
RU2084758C1 |
СУДОВАЯ УТИЛИЗАЦИОННАЯ КОТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1972 |
|
SU336207A1 |
Судовая силовая установка | 1987 |
|
SU1560762A1 |
КОТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2086849C1 |
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2266414C2 |
Парогазовая установка электростанции | 2022 |
|
RU2794404C1 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛА В ПАРОГАЗОВОЙ УСТАНОВКЕ КОНТАКТНОГО ТИПА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2211343C1 |
Авторы
Даты
1981-03-30—Публикация
1979-02-05—Подача