Устройство для ускоренной зарядкиАККуМуляТОРНОй бАТАРЕи Советский патент 1981 года по МПК H02J7/10 

Описание патента на изобретение SU824367A1

Изобретение относится к ускоренной зарядке аккумуляторных батарей может быть использовано, например, для заряда и формовки свинцовых акк муляторов. Известно устройство для ускоренн го заряда аккумуляторных батарей асимметричным импульсным током, в котором в конце каждого периода пря мой проводимости зарядного импульса производится кратковременный разряд батареи аккумуляторов. Устройство содержит инвертор, выпрямитель и разрядную цепь 1}. Известно также устройство для заряда аккумуляторных батарей асимметричным импульсным током, содержа щее источник постоянного тока, последовательный импульсно-емкостной резонансный контур, тиристоры и блок управления ими. Применение аси метричных зарядных токов позволяет сократить время заряда аккумулятора 2. Недостатком таких устройств явля ется низкая эффективность из-за того, что заряд и разряд происходит одной и той же частотой, и на разря ные импульсы тратится значительная часть запасенной аккумулятором .энергии . Известно также устройство для зарядки постоянным током, обеспечивающее подачу глубоких разрядных импульсов, кратковременно меняющих полярность электродов на противоположную (переполюсовка 5-10%), что способствует более полному снятию диффузионных ограничений, и тем самым повышению плотности зарядного тока без чрезмерного газовьвделения и перегрева электролита З. Устройство включает в себя источг ник постоянного зарядного тока и источник разрядных импульсов, содержащий тиристор и токоограничивающее устройство, выполненное, например, в виде регулируемого резистора или дросселя насыщения. . Однако такое устройство не обеспечивает поддержание оптимальной амплитуды разрядных импульсов в процессе заряда ак умулятора. Величина амплитуды обратных импульсов должна регулироваться в зависимости от степени заряженности аккуму.гГятора. Так, например, при заряде аккумуляторной батареи 6СТ132 емкостью 132 А«ч требуется ам1.питуда разрядного импульса 2,4 кА в начале и 3 к в конце заряда для поддержания переполюсовки 5-10%. Для получения-импульсов так8й амплитуды необходим трансформатор мощностью 100 кВА массой 600 кг и мощное токоограничивающее устройство. Применение разрядных импульсов длительностью свыше 1-2 мс ,для мощных автомобильных аккумуляторов сокращает срок их службы из-за разрушения активной массы положитель ных пластин. В основе механизма раз .рушения лежат электродинамические усилия, создаваемые импульсами тока Экспериментально установлено, что пр длительности импульсов менее 1-2 мс срок службы аккумулятора не сокращ ется. Получение коротких (менее 1 м импульсов достаточной амплитуды с использованием указанного устройств практически невозможно: с сокращением длительности импульса -(менее 5 мс) резко падает его амплитуда, так как импульс представляет собой нисходящую часть полусинусоиды. Наиболее близким является устрой ство для зарядки аккумуляторов, в котором параллельно аккумуляторной батарее, заряжаемой постоянным током повышенной плотности от источни ка, подключены последовательно соединенные конденсатор и тиристор. Они образуют цепь разрядных импульсов. Тиристор снабжен схемой управления . Устройство содержит также регулятор частоты разрядных импульсов, в виде переменного резистора, встроенного в датчик давления,благо даря которому частота отпирающих им пульсов (и, следовательно, частота разрядных импульсов аккумулятора) возрастает по мере зарядки аккумулятора с ростом давления газов. Это позволяет поддерживать высокую плот ность зарядного тока и в конце процесса 4 . Основным недостатком этого устро ства является регулирование только частоты следования разрядных импульсов в функции давления газов в аккумуляторе. Амплитуда же этих им.пульсов остается практически неизменной и недостаточной по величине для переполюсовки аккумулятора, т.к. в качестве Источника разрядных импульсов используется сам аккумулятор. Недостатком схемы является также малая надежность датчика давления. Кроме того, заряжаемый ак кумулятор устанавливается в герметичный контейнер, на котором устана ливается- датчик давления, что значительно усложняет эксплуатацию и повышает стоимость устройства. Цель изобретения - автоматическое регулирование амплитуды разрядных импульсов в зависимости от степени заряда аккумулятора, сокращение времени заряда за счет увеличения плотности тока, а также упрощение конструкции и эксплуатации устройства, снижение его веса, габаритов и стоимости. Устройство для ускорения зарядки аккумуляторной батареи, включающее источник постоянного тока, последовательно включенные конденсатор и тиристор в цепи разрядного тока со схемой управления тиристором и регулятором частоты его отпирания, дополнительно содержит узел сравнения, входы которого подключены к конденсатору, схема управления тиристором выполнена в виде нуль-органа, один из входов которого подключен к аккумуляторной батарее, другой к выходу узла сравнения, а конденсатор соединен с преобразователем напряжения, в цепь которого включен регулятор частоты отпирания тиристора. Регулятор частоты отпирания может быть выполнен в виде выходного элемента резисторного оптрона, светодиод которого подключен к аккумулятору. Преобразователь напряжения может быть выполнен, например, по схеме Ройера; а узел сравнения - в виде делителя напряжения. На чертеже приведена схема предлагаемого устройства. Аккумулятор 1 подключен к зажимам источника 2 постоянного тока, параллельно аккумулятору 1 включены последовательно соединенные конденсатор 3 и тиристор 4, образующие цепь разрядных импульсов. Для управления тиристором 4 служит нуль-орган 5, один из входов которого подключен к аккумулятору 1, другой к выходу узла 6 сравнения, входы которого подключены к обкладкам конденсатора 3. Сюда же подключена цепь заряда конденсатора 3, содержащая преобразователь 7 напряжения и регулятор частоты отпирания тиристора в виде переменного резистора 8. Устройст во работает следующим образом. Аккумулятор 1 заряжается постоянным током повышенной плотности от источника 2. Конденсатор 3 заряжается от преобразователя 7 напряжения, напряжение которого в 5-6 раз превышает номинальное напряжение аккумулятора. В момент достижения равенства напряжения на выходе узла 6 сравнения напряжению аккумулятора 1, срабатывает нуль-орган 5 и выдает импульс на отпирание тиристора 4. Конденсатор 3 разряжается при этом на аккумулятор, создавая импульс тока противоположного направления по отношению к зарядному току. Запирание тиристора происходит после полного окончания разряда конденсатора 3. По мере,заряда аккумулятора конденсатор заряжается до все более возрастающего напряжения. Частота повторения разрядных импульсов определяется величиной сопротивления переменного резистора 8 в цепи заряда конденсатора 3 и обычно составляет 1Гц, а длительность импульса находится в пределах 0,05-1 мс. Чем меньше величина этого сопротивления, тем быстрее напряжение на конденсаторе 3 достигает уровня, при котором отпирается тиристор 4. При этом автоматически обеспечивается такая амплитуда разрядного импульса, которая необходима для получения задания (5-10%) переполюсовки напряжения аккумулятора. Практически эта амплитуда составляла, согласно проведённым испытаниям для аккумуляторов типа 6СТ-132, от 2,4 кА в начале зарядки до 3 кА в конце зарядки. Благодаря малой длительности разрядного импульса существенно снижена мощность источника импульсов и расход энергии, затрачиваемой на создание разрядных импульсов. При этом практически исключается потеря заряда, полученного аккумулятором, и предупреждается возможность разрушения пластин аккумулятора. Сопротивление резистора 8 устанавливается в зависимости от типа заряжаемых аккумуляторов и в дальнейшем регулируется автоматически (или по заданной программе) в функции напряжения на аккумуляторе. Резистор 8 может быть выполнен в виде выходного элемента резисторного оптрона, светодиод которого подключен к зажимам аккумулятора. В любом варианте частота и амплитуда разрядных импульсов увеличивается к концу зарядки. Целесообразно близкое расположение конденсатора 3 и тиристора 4 к заряжаемому аккумулятору для уменьшения сопротивления (в основном индуктивного) импульсу разрядного тока. Необходимая величина индуктивности соединительных проводов 9 между аккумулятором 1 и,источником 2 постоянного тока, препятствующая прохождению части импульсного тока через источник 2, достигается практически при площади образуемой ими петли около 1м.

Технико-экономические преимуществ предлагаемого изобретения состоя в сокращении времени заряда, существенном уменьшении габаритов, массы и стоимости установки. Благодаря автоматическому регулированию амплитуды и частоты разрядных импульсов обеспечивается точное поддержание оптимального технологического режима заряда постоянным током повьшенной

плотности, что способствует сокращ( нию времени заряда и улучшению качественных показателей заряженных аккумуляторов. Устройство позволяет производить зарядку от маломощной сети и в полевых условиях. Обслуживание его не требует высокой квалификации персонала. Опытная проверка устройства показала, что свинцовые аккумуляторы номинальной емкостью от 55 до 180 А. ч получают полный за0ряд после первого зарядного цикла продолжительностью до 1,5-2 ч, т.е. наряду с сокращением времени собственно заряда исключается цикл формовки аккумулятора.

5

Формула изобретения

1 Устройство для ускоренной заряд-ки аккумуляторной батереи,содержащее

0 источник постоянного тока, разрядную цепь, выполненную в виде последовательно соединенных конденсатора и тиристора, схему управления тиристором, регуля-вор частоты его отпирания

5 и две выходные клеммы, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью автоматического регулирования амплитуды разрядных импульсов в зависимости от степени заряда аккумулятора, сокра0щения времени заряда и упрощения конструкции устройства, в него дополнительно введены узел сравнения, входы которого подключены к конденса-. тору цепи разряда и преобразователь

5 напряжения, причем схема управления тиристором выполнена в виде нульоргана, один из входов которого подключен к одной из выходных клемм, а другой к выходу узла сравнения, конденсатор соединен с преобразова0телем напряжения, подключенным к источнику постоянного тока через регулятор частоты отпирания тиристора,

2. Устройство по п.1, о т л rf чающееся тем, что регулятор

5 частоты отпирания тиристора выполнен в виде выходного элемента резисторного отроаа, светодиод которого подключен к аккумуляторной батарее.

Источники информации,

0 принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Франции 2055619, кл. Н 02 J T/OJO, 1977.

2.Авторское свидетельство СССР № 547914, кл. Н 02 J 7/10, 1977.

3.Авторское свидетельство СССР

5 № 497660, кл. Н 01 М 10/44, 1975.

4.Патент США 3683256, кл. 320-14, 1972.

Похожие патенты SU824367A1

название год авторы номер документа
Устройство для зарядки аккумуляторной батареи 1984
  • Артюх Станислав Федорович
  • Барский Виктор Алексеевич
  • Кукуй Семен Евсеевич
  • Линник Евгений Васильевич
  • Забакрицкий Роман Васильевич
SU1236574A1
Зарядное устройство 1990
  • Мурашко Александр Николаевич
SU1837372A1
Устройство для управления трехфазным тиристорным однополупериодным выпрямителем 1988
  • Камалов Курал
  • Никитин Валентин Васильевич
  • Дураченко Валентин Федорович
  • Бакулин Владислав Иванович
  • Борисов Михаил Петрович
SU1654950A1
Устройство для зарядки аккумулятора от источника постоянного тока 1973
  • Мазнев Александр Сергеевич
SU497661A1
Устройство для заряда аккумуляторной батареи 1983
  • Крисан Алексей Александрович
  • Ковтуненко Анатолий Павлович
  • Сикорский Владимир Леонидович
SU1149350A1
Способ заряда аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления 1983
  • Козелков Леонид Васильевич
  • Пугачев Емельян Васильевич
  • Розеншток Борис Яковлевич
  • Теньковцев Виталий Владимирович
  • Бариков Вадим Григорьевич
  • Иванов Владимир Георгиевич
  • Хохлов Владимир Николаевич
SU1129675A1
СПОСОБ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА 2019
  • Земский Владимир Наумович
  • Земский Алексей Владимирович
RU2732901C1
Устройство для заряда и десульфатации аккумуляторов 2023
  • Маньков Матвей Борисович
  • Сидоров Константин Владимирович
RU2824038C1
Автомобильный источник постоянного тока 1988
  • Лазарев Леонид Лазаревич
  • Петров Владимир Алексеевич
  • Курзуков Николай Иванович
SU1686603A1
Устройство для заряда и десульфатации аккумуляторов 2019
  • Маньков Матвей Борисович
  • Сидоров Константин Владимирович
RU2721006C1

Иллюстрации к изобретению SU 824 367 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для ускоренной зарядкиАККуМуляТОРНОй бАТАРЕи

Формула изобретения SU 824 367 A1

SU 824 367 A1

Авторы

Гарнов Владимир Константинович

Григорьев Анатолий Павлович

Рабинович Владислав Борисович

Рябинин Геннадий Иванович

Левин Лев Григорьевич

Вишневецкий Леонид Михайлович

Даты

1981-04-23Публикация

1979-07-03Подача