Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02P5/08 

Описание патента на изобретение SU830828A1

разования, содержащая соединенные последовательно блок выработки команд, блок вычисления, счетчик с подсоединенным к нему датчиком метки, и усилитель мощности, датчик скорости вращения коленчатого вала две, соединенный с блоком вычисления и счетчиком, датчики параметров работы две, например датчики температуры охлаждающей жидкости, нагрузки, положения дроссельной заслонки ДВС и др., подсоединенные к блоку вычисления, блок определения параметров работы ДВС, выполненный в виде блока определения скоростного диапазона ДВС, вход которого подсоединен к датчику скорости вращения коленчатого вала ДВС, а выход - к первому входу блока выработки команд, генератор стабильной частоты, подсоединенный ко второму входу блока выработки команд, и блок задержки, подсоединенный к третьему вхолу блока выработки команд, причем выход счетчика также подсоединен к четвертому входу блока выработки команд, а второй вььход блока выработки команд подсоедиттеи ко входу блока задержки и торому входу усилителя мощпости. Благодаря этому и.звестная система зажигания для ДВС реализует оптимальные характеристики режимов работы двигателя по контролируемым параметрам, рассчнтывая момент искрообразовання и момент начала накопления энергии в катушке зажигания. Система является гибкой и может быть использована для серийного двигателя, обеспечивая его оптимальную работу. Недостатком известной системы является невозможность оперативного изменения зависимостей угла опережения зажигания от параметров работы двигателя, изменение которых связано с эксплуатациеп двигателя. В этом случае требуется определение измененных параметров работы двигателя и перепайка блока выработки команд, что невозможно осхчпествить даже на станпнях технического обсл Ж 1ваиия, так как требует сложной, дорогостоящей аппаратуры. обычно используемой на серийных заводах. Цель изобретеиия - повышеппе точности и оперативпостн настройки системы. Поставленная цель достигается тем, что в систему зажигания для ДВС, содержащую соединенные последовательно блок выработки команд, блок вычисления, счетчик с подсоединенным к нему датчиком метки и усилитель MOLHHOCTH, блок определения параметров работы, датчики параметров работы, например датчики, скорости вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, нагрузки, положения дроссельной заслонки, подсоединенные к блокам вычисления и определения параметров работы, генератор стабильной частоты, подсоединенный к первому входу блока выработки команд, и блок задержки. подсоединенный ко второму входу блока выработки команд, причем выход счетчика подсоединен к третьему входу блока выработки команд, второй выход которого подсоединен ко входу блока задержки и второму входу усилителя мощности, введен блок оперативного запоминающего устройства, один вход которого подсоединен к выходу блока определения параметров работы, другой - к третьему выходу блока выработки команд, а выход - к чётвертому входу блока выработки команд, блок управления подсоединен к третьему входу блока оперативного запоминающего устройства. Для четырехцилиндрового ДВС система донолнптельно содержит два счетчика и второй усилитель мощности, причем первый дополнительный счетчик имеет два входа, к которому подсоединен счетчик и датчик скорости вращения коленчатого вала ДВС, н выход, соединенный со входом дополнительного усилителя мощности, второй дополнительный счетчик имеет также два входа, к которым подсоединены блок выработки команд и датчик скорости вращения коленчатого вала ДВС, и выход, соединенный с другим входом дополнительного усилителя мощности. На фиг. 1 представлена блок-схема системы зажигания для ДВС; на фнг. 2 - блок-схема системы, зажигания для четырехцилиндрового ДВС; на фиг. 3 менная диаграмма работы системы. Система зажигания для ДВС содержит блок выработки команд 1, имеющий четыре входа, к которым подсоединены генератор 2 стабнл Л1ой частоты, блок 3 онеративного запоминающего устройства, счетчик 4 п блок задержки 5, и четыре выхода, первый из которых подсоединен к 3. второй - ко входу блока 5 задержки н входу усилителя моииюсти б, третий - ко входу блока 7 вычисления, а четвертый - ко входу блока 8 определения параметров рабо1Ы, выход которого подсоединен ко второмх пходу блока 3, блок управления 9, подсоединенный к третьему входу блока 3, датчик метки 10, соединенный к счетчику 4. датчик II скоростп врагпення коленчатого вала. датчик 12 температуры, датчик 13 нагрузки и датчик 14 положения дроссельной заслонки. Датчики 11 -14 подсоединены каждый к блокам 7 и 8, а датчик 11, кроме того, - к счетчику 4. Подготовка системы к работе начинаетСи с ввода в нее заданных характернстик, инднвидуальн1 1х для каждого двигателя. Работает система следующим образом. Команда на усилитель мощности 6 о моменте искрообразования поступает от блока выработки команд 1. Этот же сигнал поступает на вход блока выработки ком:анд 1 через блок 5 задержки, после чего система приходит в исходное положение

для начала нового цикла расчета. Блок выработки команд 1, заданную точность работы которого обеспечивает генератор 2 стабильной частоты, после сигнала, поступившего от блока 5 задержки, формирует сигнал для блока 8 определения параметров работы, который по информации, непрерывно поступаюпд,ей в него от датчика 11 скорости вращения коленчатого вала ДВС, датчика 12 температуры охлаждающей жидкости, датчика 13 нагрузки и датчика 14 положения дроссельной заслонки, определяет диапазоны параметров работы ДВС, и коды, соответствующие этим диапазонам, передает на вход блока 3, выбирая, тем самым, адреса ячеек блока 3 для воспроизведения записанной в них с помощью блока управления 9 информации. По сигналам с блока выработки команд 1 блок 3 воспроизводит н передает эту информацию обратно в блок выработки команд 1, формирующий на своих выходах сигналы, длительности которых определяются зависимостями угла опережения момента искрообразования от параметров работы ДВС.

Информация о параметрах работы ДВС поступает в систему в виде частотных сигналов от всех датчиков.

Например, пусть требуется реализовать линейную зависимость угла опережения зажигания (8) от угловой скорости (со) 0 K.CO. Так как Э со -т, то т К. Следовательно, угол опережения момента кскрообразования будет равен числу имf

зафиксиропульсов с частотой

ванных за время т, формируемое в данном случае блоком выработки команд 1. Аналогично реализуются зависимости угла опережения зажигания от других параметров

две.

На фиг. 3 изображена временная диаграмма работы системы. После момента предыдущего искрообразования, обозначенного на фиг. 3 звездочкой (), блок 5 задержки формирует время задержки тзЗатем блок вычисления 7 с учетом истинных значений скорости, температуры, нагрузки и положения дроссельной заслонки, определяемых непрерывно датчиками 11 - 14 вырабатывает количество импульсов, соответствующих углу опережения момента искрообразования N8 и времени накопления энергии в катущке зажигания М„. Эту информацию блок 7 вычисления передает в счетчик 4, который отсчитывает импульсы, пропорциональные сумме углов N в и N,, , за время т Ne и т,мн. После этого счетчик 4 прекращает счет до прихода сигнала с датчнка метки, установленной в данном случае в нижней мертвой точке (НМТ), с приходом в счетчик 4 сигнала от датчика метки 10 счетчик 4 со скоростью, определяемой датчиком 11 скорости вращения коленчатого вала ДВС, продолжает счет импульсов, пропорциональных углу (180°- Кб-N,,) за время т180° -Ne-N,,.

Затем счетчик 4 передает спгнал на усилитель мощности 6 о начале накопления энергии в катущке зажигания в течение времени т -в.

После накопления энергии в катущке зажигания блок выработки команд 1 передает на усилитель мощности 6 команду о 0 моменте искрообразования. Этот же сигнал через блок 5 задержки поступает на вход блока выработки команд 1 для начала нового цикла расчета.

Таким образом, система зажигания для ДВС реализует оптимальные характеристики режимов работы ДВС, индивидуальные для каждого двигателя, что повышает точность настройки системы и обеспечивает наивысщую эффективность работы ДВС с 0 напменьщим содержанием окиси углерода, окиси азота и углеводородов в отработавщнх газах.

В процессе эксплуатации двигатели изменяется его скоростные, нагрузочные и 5 регулировочные характеристики. Возннкает необходимость корректировки первоначальной заданной характеристики ДВС. Оперативная настройка системы, заключающаяся в измененин содержимого блока 3, в этом 0 случае производится оператором с помощью переключателей, установленных на блоке управления 9, аналогично подготовке системы к работе, но без остановки двигателя.

Работа системы по новым измененным

5 характернстикам начинается не позже, чем через один оборот коленчатого вала ДВС после подачи команды оператором.

Система зажигания для четырехцилиндрового ДВС (фиг. 2) содержит дополни0тельно счетчик 15, имеющий два входа, к которым подсоединены счетчик 4 и датчик 11 скорости вращения коленчатого вала ДВС. Выход счетчика 15 соединен со вхо5дом усилителя мощности 16. Счетчик 17 имеет два входа, к которым подсоединены блок выработки команд 1 и датчик 11 скорости вращення коленчатого вала ДВС. Выход счетчика 17 подсоединен к другому

0 входу усилителя мощности 16. Рабочий цикл четырехцилиндрового ДВС происходит за два оборота коленчатого вала, поэтому на каждую ноловину его оборота должно произойтп искрообразование в од5ном из цилиндров ДВС. С этой целью после окончания счета счетчика 4 сигнал с его выхода поступает в усилитель мощности 6 н одновременно на вход счетчика 15, с приходом этого сигнала счетчик 15 начи60нает счет импульсов со скоростью, определяемой датчиком И скорости вращения коленчатого вала ДВС до количества, соответствующего углу поворота коленчатого вала две на 180°. После окончания счета 65 счетчик 15 передает сигнал на усилитель

мощности 16 о начале накоплсмшя унергин в катушке зажигания.

Снгнал с выхода блока выработки команд 1, постунаюни-ix на вход усилителя мощности 6, одиовре.менно иодается на вход счетчика 17, с нриходом этого сигнала счетчнк 17 начинает счет имиульсов со скороетьго, определяемой датчиком 11 скорости вращения коленчатого вала ДВС до количества, соответствующего углу поворота коленчатого ДВС на 180°. После окончания счета счетчик 17 передает на другой вход усплнтеля моидностн 16 команду о моменте искрообразования.

Достижение высокой точностн и снижение, как миннмум, на норядок, времени настройки системы приводит к повышению эффективности эксилуатации двигателя путем оперативного снятия характеристнк

две.I

Реализация сложных зависимостей момента искрообразовання от скорости, нагрузки, температуры, положения дроссельной заслоики и других иараметров работы две позволяет снизить расход топлива на 8-10% и }меньшить токсичность отработавших газов.

Предлагаемая система зажигания для ДВС также может быть использована в заводских условиях в качестве инструмента для исследований процессов зажигания в две, в частности, для определения оптимальных углов опережения зажигания в завнснмостн от параметров эксплуатации: скорости, нагрузкн, температуры и т. д.

Формула изобретения

1. Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащая соединенные последовательно блок выработки комаид, блок вычислеиия, счетчик с нодсоединеииым к нему датчиком метки, и усилитель МОИ1НОСТИ, блок определеиия па раметров работы, датчики параметров работы, например датчики скорости врап1,епия колеичатого вала, температуры охлаждающей жидкости, нагрузки, иоложения дроссельной заслонки, подсоединенные к блокам вычислення и определения иараметров работы, генератор стабильной частоты, нодсоединсиный к нервому входу блока выработки команд, и блок задержки, подсоедииенный ко второму входу блока выработки команд, причем выход счетчика не дсоединен к третьему входу блока выработки команд, второй выход которого иодсоедипен ко входу блока задержки и втором)

входу усилителя мощности, отличаю1Ц а я с я тем, что, с целью иовыщепия точности и оперативиости настройки, в нее введен блок онеративного запом11иаю1цего устройства, один вход которого подсоединен

к выходу блока определения параметров работы, другой вход - к третье.му выход} блока выработки команд, а выход - к четвертом) входу блока выработки команд, блок управления нодсоедннен к третьему

входу блока оперативного заиомипающего устройства.

2. Система но п. 1, отличающаяся тем, что для четырехцилиндрового ДВС она донолнительно содержит два счетчика и

второй уснлнтель мощности, нричем первый дополнительный счетчик имеет два входа, к которым подсоединены счетчик и датчик скорости вращения коленчатого вала ДВС, и выход, соединенный со входом дополнительного усилителя мощности, второй дополнительный счетчик имеет также два входа, к которым нодсоединены блок выработки команд и датчик скорости вращения коленчатого вала ДВС, и выход, соединенный с другнм входом дополнительного усилителя мощности.

Источники ппформации, принятые во вп1 мание нри экспертизе

1.Патент ФРГ ЛУ 2339755, кл. F

02 Р 5/08, 1975.

2.Роль специальных электронных устройств, предназначенных для исследований

в области автомобильной электроники. Материалы симпозиума ио автомобильной элекфоникс, Париж, 1978.

3.Авторское свидете.тьство СССР но заявке Л-j 2597731/06, 28.03.78.

Г

Похожие патенты SU830828A1

название год авторы номер документа
Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Рябченко Леонид Михайлович
  • Емельянов Андрей Викторович
SU1002656A1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЖИГАНИЕМ 1999
  • Хауссманн Мартин
  • Фридманн Харри
RU2230930C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Хауссманн Мартин
  • Фридманн Харри
RU2230217C2
АВТОМАТ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 2000
  • Поярков И.П.
  • Журавлев С.Д.
RU2167332C1
Бесконтактная система зажигания 1978
  • Рябченко Леонид Михайлович
  • Макаренко Леонид Алексеевич
  • Хапилов Сергей Анатольевич
SU779616A1
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО И ПОЭЛЕМЕНТНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
  • Возмилов Александр Петрович
  • Костин Дмитрий Юрьевич
  • Абросимов Дмитрий Александрович
  • Хвостов Сергей Павлович
RU2538003C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЗАЖИГАНИЯ И СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 1993
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Яковлев Виктор Анатольевич
RU2073794C1
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 1990
  • Бугняк Валерьян Семенович[Md]
  • Константинов Виталий Стефанович[Md]
  • Чепурняк Виктор Георгиевич[Md]
RU2023902C1
Способ формирования характеристикупРАВлЕНия MOMEHTOM зАжигАНия дВигАТЕляВНуТРЕННЕгО СгОРАНия и уСТРОйСТВО дляЕгО ОСущЕСТВлЕНия 1979
  • Чебанов Кирилл Николаевич
  • Белов Евгений Александрович
SU796472A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ИСКРООБРАЗОВАНИЯ ДВС И МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Павленко А.М.
  • Петров Г.А.
RU2209997C1

Иллюстрации к изобретению SU 830 828 A1

Реферат патента 1982 года Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 830 828 A1

Змт

SU 830 828 A1

Авторы

Рябченко Л.М.

Емельянов А.В.

Гаврилин Г.Д.

Даты

1982-02-15Публикация

1979-12-04Подача