1
Изобретение относится к; испытаниям шахтных подъемных машин и может использоваться в горнорудной промышленности для контроля исправности и работоспособности тормозной системы шахтной подъемной машины.
Известно устройство для измерения ускорений и времени срабатывания -тормоза, содержащее последовательно соединенные пусковую кнопку, тормозное устройство, контролируемы вал, датчик скорости, дифференцирующее звено,регистрирующий прибор,пороговый элемент и измеритель времени, причем вход порогового элемента соединен с выходом регистрирующего прибора, а выход подключен ко второму входу регистрирующего прибора и к останавливающему входу измерителя времени, запускающий вход которого соединен с пусковой кнопкой
Недостатком этого устройства является отсутствие регулировки порога срабатывания и невозможность установки определенной вьщержки времени срабатывания для конкретной подъемной машины.
Известно также устройство для измерения времени срабатывания предохранительного тормоза подъемной машины, содержащее датчик скорости, исполнительную схему, блок регистрации, конденсатор и шунтирующий диод, включенные между датчиком скорости и входом исполнительной cxeNttJ 2.
Недостатками известного решения являются:
0
а)односторонность действия, т.е. измерение времени срабатывания тормоза при движении в одном направлении, например при спуске груза
б)отсутствие регулировки порога
5 срабатывания исполнительной схелы, что снижает точность измерения;
в)отсутствие постоянного автоматического контроля исправности тормоза и возможности задания определенного времени срабатывания для конкретной подъемной машины.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для
5 контроля исправности тормоза, содержащее датчик скорости, релейные элементц, инверторы, триггер, элемент задержки и коммутирующий блок подключенный одним из выходов к одному из
0 входов блока .индикации Z, Однако это устройство недостаточ удобно в эксплуатации из-за отсутствия возможности определения и инд кации этапов процесса контроля. Цель изобретения - повышение удо ства эксплуатации. Эта цель достигается тем, что да чик скорости выполнен аналоговым, причем устройство снабжено конденса торами и знакочувствительным блоков вход которого через один из конденсаторов соединен с датчиком скорости, а каждый из выходов через последовательно соединенные один из релейных элементов и один из инверторов подключен к одному из входов триггера, вход сброса которого через другой конденсатор -и контакт коммутирующего блока срединен с источником питания, рдан выход триггера соединен с первым входом блока индикации, а другой со вторым входом блока индикации и входом элемента задержки, к выходу которого подключен вход ком 1утирующего блока, а выход последнего под ключен к третьему входу блока инди кации . На чертеже изображена блок-схем устройства. Устройство содержит датчик 1 скорости, контакт 2, контролирующий включение тормоза, конденсатор 3, знакочувствительный блок 4, выполненный на трансформаторах 5 и 6 диодах 7-12, стабилитронах 13 и 14 транзисторных ключах 15 и 16. Знакочувствительный блок 4 включен последовательно с конденсатором 3 между датчиком 1 скорости и релейными элементами 17 и 18 - логические элементы Т-202. На выходы реле ных элементов 17 и 18 через инверторы 19 и 20 включены входы триггера 21 - логический элемент Т-102 на один выход триггера 21 включен элемент 22 задержки - логика Т-ЗОЗ Выход элемента 22 задержки соедине со входом коммутирующего блока 23, выполненного на тиристоре 24, реле с контаками 25, 1-25,5 и кнопке 26 исходного состояния .К выходам три гера 21 подключен блок 27 индикаци который состоит из сигнальных ламп 28-30, транзисторов 31-32. Вход; исходного состояния триггера 21 через последовательно соединенные размыкающий контакт 25.1 реле 25 блока 23 и конденсатор 33 подключен к источнику.34 питания. Конденсатор 33 через замыкающий контакт 25,2 реле 23 шунтируется резистором 35. Контакты 25.3, 25.4 реле 25 блока 23 могут служить для управления. Датчик 1 скорости выполнен аналоговым и содержит техогенератор 36, конденсатор 37, диодный выпрямитель 38, резистор 39. Инверор 19 реализован на транзисторе 0, диоде 4i и резисторах 42-43. состав знакочувствительного блока омимо указанных выше элементов ходят резисторы 44-47, а в сосав блока 23 - резистор 48. Послеовательно с лампой 30 включен Контакт 25.5 реле 25. Устройство работает следующим образом. Б исходном состоянии контакт 2 разомкнут, сигнал на входе отсутствует. Реле 25 обесточено. При подключении источника 34 питания импульс по цепочке: контакт 25.1, конденсатор 33, вход сброса триггера 21 переводит триггер 21 в первое исходное состояние, на первом выходе триггера 21 появляется сигнал, поступакщий в блок 27 индикации, открывается транзистор 31 и загорается лампочка 28, которая сигнализирует о готовности устройства к контролю исправности- тормоза. При включении тормоза на работающей подъемной машине зг1мыкается контакт 2, напряжение от датчика 1 заряжает конденсатор 3. Импульс зарядного тока конденсатора 3 проходит через диод 7 по первичной обмотке трансформатора 5. Во вторичной обмотке трансформатора 5 наводится импульс, так, что при заряде конденсатора 3 управляющий импульс появляется на выходе формирующей цепи с диодами 10 и 11, транзисторный ключ 16 открывается и включает . релейный элемент 17. Шлход релейного элемента 17 инвертируется инвертором 19 и подается на вход контроля триггера 21. Триггер перехо- дит во второе состояние - Контроль и включает элемент 22 задержки, который начинает отсчитывать выдержку времени. Одновременно сигнал с этого выхода триггера 21 поступает в блок 27 индикации, открывается транзистор 32 и загорается лампочка 29- Контроль ; Сигнал на транзисторе 31 исчезает, транзистор 31 закрывается, и лампочка 28 гаснет. Элемент 22 задержки настраивается на задаваемое время. Так,для щахтных машин время срабатывания предохра нительного тормоза не должно превьаяать 0,8 с. На элементе 22 задается время 0,8 с. Если при контроле срабатывания тормоза действительное время ,8 с, то на выходе элемента 22 появляется сигнал, который откроет тиристор 24 блока 23. При этом включается реле 25. Тиристор 24 и реле 25 питаются от источника постоянного тока поэтому реле остается включенным и при исчезновении сигнала на входе блока 23. При включении реле 25 замыкается контакт 25.5 в блоке 27 индикации, загорается лампочка ЗСг Тормоз неисправен. Для приведения устройства в исходное состояние нажимают кнопку исходного состояния 26. Реле 25 отключается, гаснет лампочка 30, замыкается контакт 25,1 и импульс по цепочке блок 34 питания, контакт 25.1, конденсатор 33 поступае на вход сбросаI триггера 21. Тригг 21 переходит в исходное состояние, закрывается транзистор 32, гаснет лампочка 29 - Контроль, открывается транзистор 31 и загорается лампочка 28 - Готовность к контролю. Резистор 35 и контакт 25.2 служат для разряда конденсатора 33 Если же при контроле срабатыван тормоза действительное время , это будет тогда, когда тормозная система машины исправна и наступае правильное торможение, скорость ма шины начинает снижаться, напряжение от датчика 1 скорости становит ся меньше, чем напряжений на конде саторе 3, конденсатор 3 начинает разряжаться. Импульс разрядного тока проходит через диод 8 по первичной обмотке трансформатора 6 знакочувствительного блока 4. Во вторич обмотке напряжение тока меняется, транзисторный ключ 16 закрывается и отключает релейный элемент 17, управляющий импульс появляется на выходе формирующей цепи с диодами 9 и 12, транзисторный ключ 15 откры вается и включает релейный элемент 18. Выход релейного элемента 18 инвертируется инвертором 20 и подается на вход исходного состояния триг гера. Триггер 21 переходит в первое исходное состояние, при этом закрывается транзистор 32 в блоке 27 индикации и гаснет лампочка 29 - Кон троль , открывается транзистор 31 и загорается лампочка 28 - Готовность к контролю, тормоз исправлен . В релейных элементах 17 и 18 имеется возможность регулировать порог срабатывания, коэффициент возврата путем изменения тока обрат ной связи. Уставка срабатывания релейных элементов устанавливается выходными резисторами транзисторных ключей 15 и 16, и точность контроля увеличиваемся. Устройство для контроля исправности и работоспособности тормоза шахтной подъемной машины позволя- . ет непрерывно во время работы подъемной машины контролировать исправность тормоза и автоматически фиксировать на табло исправное и неудовлетворительное состояние тормозной системы. Устройство монтируется непосредственно на пульте управления подъемной машиной , что обеспечивает возможность постоянного контроля за работой тормоза, а следовательно повышается безопасность жсплуатации всей подъемной установки.. Устройство обеспечивает прогнозирование работоспособности тормоза из-за возможности регулирова|ния выдержки времени. Так для каждой конкретной подъемной машины во время наладочных работ измеряют действительное время срабатывания тормоза tдeiicrтlЬ.r например 1д9мсгбг 0,5 с, на элементе 22 устанавливают 0,55с. Во время работы постоянно и автоматически происходит контроль времени срабатывания тормоза, и если в ::акой-то момент это время оказывается больше , энач;1т в тормозной системе наступило ухудшение. Время находится еще в допустимых пределах, т.е. меньше 0,8 с, но уже есть сигнал, требующий заблаговременно принять меры по устранению причины увеличения времени срабатывания то|рмрза, что значительно повысит надежность и безопасность эксплуатации подъемной установки, сократит простои. Благодаря возможности регулирования порога срабатывания релейных элементов 17 и 18 повышается точ- . ность измерения и контроля. Формула изобретения Устройство для контроля исправности тормоза, содержащее датчик скорости релейные элементы, инверторы, триггер, элемент задержки и коммутирующий блок, подключенный одним из выходов к одному из входов блока индикации, отличающееся тем, что, с целью повьаиения удобства эксплуатации, датчик скорости выполнен аналоговым, причем устройство снабжено конденсаторами и звукочувствительным блоком, вход которого через один из конденсаторов соединен с датчиком скорости, а каждый из выходов через последовательно соединенные один из релейных элементов и один из инверторов подключен к одному из входов триггера, вход сброса которого через ругой конденсатор и контакт коммутирующего блока соединен с источником питания, один выход триггера оединен с первым входсж блока иникации, а другой выход - со вторь1м ходом блока индикации и входом элемена задержки, к выходу которого подклюен вход коммутирующего блока, а ыход последнего подключен к третьму входу блока индикации. Источники информации, ринятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 584257, кл. G 01 Р 15/08, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР 543605, кл. В 66 В 19/00, 1973. 3; Авторское свидетельство СССР 481481, кл. G 01 М 17/00, 1972 рототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления и контроля трехфазных сетей наружного освещения с каскадным включением | 1983 |
|
SU1136256A1 |
Устройство для контроля исправности релейной защиты (его варианты) | 1981 |
|
SU1046718A1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2528507C1 |
Аппарат для контроля искрогасящихшуНТОВ | 1974 |
|
SU798324A1 |
Источник питания постоянного напряжения с защитой и фиксированной перестройкой | 1980 |
|
SU866554A1 |
Селектор уровня постоянного напряжения | 1980 |
|
SU943683A1 |
Устройство для контроля исправности блока релейной защиты | 1987 |
|
SU1453504A1 |
Устройство для контроля полупроводниковых диодов | 1982 |
|
SU1064243A1 |
Устройство контроля импульсных сигналов | 1981 |
|
SU1003323A1 |
Указатель изменения направления движения транспортного средства | 1977 |
|
SU943034A1 |
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-09-05—Подача