Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для зарядки аккумуляторов и питания других потребителей постоянным токо Известны устройства, в которых после достижения напряжения на заряжаемом аккумуляторе потенциала, при котором начинается вьзделение газа из злектролита аккумулятора, происходит чередование импульсов разряда и заряда, причем длительнос этих импульсов короче периода,необходимого для вьщёления газа f 1. Известно множество схем зарядки аккумуляторов, обеспечивающих отклю чение напряжения питания при полной зарядке, однако они не отключают цепь возможной разрядки аккумулятор при аварийном отключении напряжения питания или не полностью заряженного аккумулятора. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является схема для заряда аккумулятора асимметричным током, содержащая понижаю1ций трансформатор, полупроводниковый регулятор тока заряда с входным и выходным транзисторами, источник стабилизированного управляющего напряжения, подключенный на вход регулятора, цепь заряда и цепь разряда, содержащую разрядный резистор. В результате эксплуатации батарей аккумуляторов, например автомобильных, пластины их сульфатируются и выходят из строя. Тем пе менее их можно восстанавливать асимметричные зарядным током при соотношении зарядной и разрядной составлякяцих 10:1 и отношении длительностей импульсов этих составляющих 1:2,что и обеспечивает данное устройство. При этом оно поз воляет не только восстановить засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных .2,
Однако известное устройство имеет следукяций недостаток.
Если во время зарядки аккумулятор которая длится несколько часов, отключится сеть или перегорит предохранитель, то произойдет разряд аккумулятора через разрядный резистор, что приведет к выходу из строя аккумулятора.
Цель изобретения - исключение самопроизвольного разряда аккумулятора при отключении напряжения питающей цепи, увеличение срока .службы аккумулятора.
Для достижения указанной цели в устройство зарядки аккумуляторов введено три дополнительных диода, причем выходной транзистор регулятора тока последовательно с первьм диодом включен в цепь разряда,второй диод включен между отрицательной выходной клеммой и коллектором указанного транзистора, а третий диод соединяет через разрядный резистор коллекторы входного и выходного транзисторов регуляторов.
На чертеже показана схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит регулятор тока, собранный на транзисторах и 2, источник стабилизированного управлякядего напряжения, выполненный на стабилитронах 3 и 4, схему зарядки и разрядки, состоящую из диодов 5,6,7, Диод 5 служит для исклчения разряда аккумулятора путем предотвращения отпирания транзисторов 1,2 положительным напряжением от аккумулятора, что, в свою очередь не позволяет разрядиться аккунулятору через резистор 8 и транзистор 2,
Диод 6 служит для замыкания цепи зарядки аккумулятора через стабилизирующий транзистор 2 и для предотвращения разряда аккумулятора при отключении сети через резистор 8.
Диод 7 служит для рабочего разряд аккумулятора при отрицательном полуприоде питающего напряжения. Напряжение на вторичной обмотке транс(Ьорматора 9 (например, для двенадцат вольтового аккумулятора) равно 2 В (амплитудное значение 28 В) . При номинальном зарядном токе напряжение на заряжаемом аккумуляторе изменяется в пределах 13-15 В, среднее значение 14 В.
Пока амплитуда выходного напряжения стабилизатора тока не превышает напряжение аккумулятора, зарядный ток равен нулю, т.е. происходит ограничение выходного импульса стабилизатора снизу на уровне 0,5 от амплитуды импульса. Угол отсечки равен 60.
За время одного периода переменного напряжения формируется один импульс зарядного тока. В промежутке между зарядными импульсами формируются разрядные импульсы длительностью в два раза больше зарядных. Величину разрядного тока устанавливают резистором 8, а зарядного - резистором 10. При зарядке ток аккумулятора проходит через диод 5, аккумуляторную батарею 11, диод 6, транзистор 2. По окончани положительного импульса напряжения батарея 11 разряжается через резистор 8, транзистор 2 и диод 7. Ток разрядки определяется величиной разрядного резистора 8 и составляет О,I от величины зарядного тока.
В случае непредвиденного отключения напряжения сети транзистор 2 закрывается, цепь разряда аккумулятора через резистор 8 и транзистор 2 запирается, а диод 6 препятствует разряду аккумулятора через резистор . 8. Использование новых элементов в схеме выгодно отличает ее от известной. Предлагаемое устройство для зарядки аккумуляторов не допускает самопроизвольный разряд аккумулятора при отключении напряжения питающей сети, что исключает возможность полной разрядки аккумулятора и повьппает срок его работы.
Формула изобретения
Устройство для зарядки аккумуля-тора асимметричньм током, содержащее понижающий трансформатор, полупроводниковый регулятор гока заряда с входным и выходным транзисторами, источник стабилизированного управляющего напряжения, подключенный на вход регулятора, цепь заряда и цепь разряда, включающую разрядный резистор, отличающееся тем, что, с целью увеличения срока службы аккумулятора, в устройство введено три дополнительныхдиода, причем выходной транзистор упомянутого регулятора последовательно с первым диодом включен в цепь разряда, второй диод включен между отрицательной выходной клеммой и коллектором указанного транзистора, а третий диод соединяет через разрядный резистор
коллекторы входного и выходного транзисторов регуляторов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Заявка Японии 154-4591, 1979.
2.Журнал Радио, 1978, 3, с.44.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для зарядки аккумулятора асимметричным током | 1982 |
|
SU1077009A1 |
УСТРОЙСТВО для ПИТАНИЯ НАГРУЗКИпостоянным током | 1972 |
|
SU336902A1 |
Устройство для заряда и десульфатации аккумуляторов | 2023 |
|
RU2824038C1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2715992C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА ХИМИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА ТОКА АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ | 1991 |
|
RU2006132C1 |
Устройство для заряда и десульфатации аккумуляторов | 2019 |
|
RU2721006C1 |
Устройство для зарядки аккумуляторной батареи | 1984 |
|
SU1236574A1 |
Устройство для питания нагрузки | 1976 |
|
SU655025A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 1993 |
|
RU2088017C1 |
Система зарядки аккумуляторных батарей для электротранспорта от сетевого напряжения 220 В | 2020 |
|
RU2741054C1 |
-ОЬ
€
0-
и г€)
Т vV
п
- л
o
Л
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-11-06—Подача