(54) ЗАПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ЗАМЫКАНИЯ С МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ СОБАЧКОЙ | 2012 |
|
RU2624900C2 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2334140C1 |
ЗАМОК ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ | 1971 |
|
SU296329A1 |
ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ ИЛИ ОТКИДНОЙ КРЫШКИ | 2013 |
|
RU2652560C2 |
ЗАМОК ДЛЯ ОТКИДНОЙ ДВЕРЦЫ ИЛИ ДВЕРИ | 2012 |
|
RU2633254C2 |
ЗАДВИЖКА БОКОВОЙ ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ | 2006 |
|
RU2401372C2 |
ЗАМОК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2636033C2 |
Замок дверной с электроприводом | 2022 |
|
RU2796446C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПРИОТКРЫТОЙ СТВОРКИ | 2014 |
|
RU2546435C1 |
АНТИПАНИКОВЫЙ ЗАМОК С ОЧЕНЬ ГИБКИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2020 |
|
RU2797579C2 |
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к запорному механизму для двери авто.мобиля.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является запорный механизм для двери автомобиля, содержащий установочный элемент, смонтированный на нем поворотный элемент, связанный с защелкой, храповик, закрепленный на поворотном элементе с возможностью вращения, и рычаг собачки, поворотно связанный с установочным элементом для блокировки храповика при освобо/адении защелки при закрытой двери,причем запорный механизм закреплен на двери посредством крепежных Оолтов, а защелка прикреплена к раме двери для взаимодействия с указанным поворотным элементом { .
Однако при приложении пробных нагрузок к запорному механизму установочный элемент может слегка изгибаться, в результате чего рычаг с собачкой выходит из зацепления с храповиком, и дверь открывается. Теоретически этот изгиб можно предотвратить путем расположения крепежных болтов вокруг оси вращения рычага с собачкой или путем расположения оси рычага с собачкой таким образом, чтобы усилие, прилагаемое храповиком к рычагу, выдерживалось, по крайней мере, одним болтом.Однако на практике установочный элемент должен иметь минимальные размеры для размещения его внутри двери, и расположение запорного мёхчанизма диктуется требования10ми заказчика,при которых ось рычага с собачкой расположить удобно нельзя. Так, в частности, для запорного механизма задней двери ось рычага с собачкой должна располагаться очень
15 близко к краю установочного элемента и создаваемые усилия прилагают максимальное напряжение при изгибе на последний. Изгиб можно- предотвратить также увеличением толщины уста20новочного элемента и выполнением его с ребрами, однако это обходится относительно дорого.
Цель изобретения -. повышение срока службы запорного механизма.
25
Цель достигается тем, что установочный элемент выполнен в виде плоской пластины, закрепленной на двери посредством болтов, соосно одному из крепежных болтов установлена ось,
30 на которой смонтирован рычаг собачи, и связанный с храповиком, а оворотный элемент связан с натяжной ружиной, соединенной с рычагом соачки, при этом поворотный элемент набжен крышкой,имепцей плоскую иксирующую часть, закрепленную на аружной поверхности упомянутой пласины, и выступающую часть, располохенную параллельно фиксирующей часи и соединенную с последней своими сторонами, кроме стороны, противоежащей указанной защелке, а поворотный элемент установлен с возможностью вращения относительно выступающей части крышки.
Кроме того, ось может быть выполнена с отверстием, через которое пропущен упомянутый крепежный болт,
Ось может быть выполнена также полой с внутренней резьбой, один конец оси прикреплен к установочному элементу, а другой конец - снабен головкой для сопряжения с внутренней стороной рычага собачки.
В упомянутой плоской пластине и фиксирующей части крышки выполнены отверстия для установки указанных крепежных болтов.
Механизм снабжен цапфой, на одном конце которой закреплен поворотньш элемент, а на противоположном конце жестко смонтирована пластина, с которой соединена упомянутая натя;; ная пружина.
Кроме того, механизм снабжен стопорным устройством для фиксации поворотного элемента и приводной тяГО11, располо ; енноп параллельно упомянутой пластине для ограниченного вращения вокруг оси,последней, причем указанная пластина выполнена с пазом, в котором размещена упомянутая тяга, зафиксированная в пазу посредством пластинчатой пружины.
Паз имеет расширенную центральную часть, а концы этого паза сопряжены с тягой.
Пластинчатая пружина может быть выполнена из пластмассы и имеет плоскую опорную часть с двумя разнесенньлми концами, между которыми расположена пластинчатая часть пружины, при этом указанные части пружины выполнены за одно целое.
Пластинчатая .зафиксирована крышкой поворотного элемента, закрепленной на наружной поверхности указанной плоской пластины и несущей упор для защелки или поворотного элемента для исключения перемещения двери относительно защелки, при этом упор выполнен из пластмассы и за одно, целое с пластинчатой пружиной.
Паз ДЛЯ опускного стекла двери расположен в зоне выступа, образованного пазом на указанной плоской пластине.
На фиг. 1 изображена аксонометрическая проекция с одной стороны запорного механизма задней двери/ на фиг. 2 - то хе, с другой стороны/ на фиг. 3 - запорный механизм, вид сбоку; на фиг. 4 - сечение-д-л на фиг. З; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 - упор зшцелки, вид в аксонометрии; на фиг 7 - защелка запорного механизма, вид в аксонометрии; на фиг. 8 - запорный механизм передней двери, вид в аксонометрии; на фиг. 9 - горизонтальное сечение В-В на фиг. 8; на фиг. 10 упор защелки запорного механизма передней двери, вид в аксонометрии.
Запорный механизм (фиг. 1-6) имеет установочный элемент 1 L-образного сечения и включает в себя плоскую пластину 2, которая привинчивается к внутренней стороне боковой поверхности 3 (см. фиг. 4) двери автомобиля. Поворотный элемент 4 в виде вилки, изготовляемый из пластмассы (полиамида) или из металла с резиновым покрытием, закрепляется с возможностью поворачивания посредством плоской пластины 2 и крышки 5, которая прикрепляется к-наружной стороне указанной пластины. К цапфе 6, к которой прикреплен поворотный элемент 4 ,,j закреплен также храповик 7. Плоскс® пластиной 2 удерживается с возможностью поворота рычаг 8 с собачкой, входящей в зацепление с храповиком 7 для предотвращения его поворачивания и высвобождения защелки 9 i (см. фиг. 7) от поворотного элемента 4 и запорного механизма.
На рычаг В с собачкой воздействует обычный соединительный механизм (не показан) для отпирания запорного механизма посредством наружной кнопки или другого элемента, а для приведения в действие рычага 8 с собачкой посредством обычного внутреннего рабчего элемента, на опорном элементе 1 поворачивается подпружиненный ры-. чаг 10. Для предотвращения движения рычага 10 при неумелом или неосторожном обращении предусматривается запирающий рычаг 11. Для предотвращения движения рычага 8 с собачкой и для соединения с обычным внутренним запорным элементом, например нажимной кнопкой, пред усматривается запирающий рычаг 12 с пру) 13 мгновенного действия.
Запорный механизм прикрепляется к внутренней стороне боковой поверхности 3 двери тремя крепежными болтами 14 (фиг. 4), установленными в резьбовых отверстиях 15 (см. фиг. 3) в запорном механизме. Болты 14 не являются потайными, так как обнаружено, что при такой конструкции избегается образование микротрещинв краске вокруг отверстий 15 и тем самым повышается стойкость к ржавлению Крышка 5 и поворотный элемент 4 выстп ют через отверстие в боковой поверности 3 двери, причем это отверстие не доходит до края боковой поверхноти, чем исключается чрезмерное ослаление боковой поверхности двери.
Рычаг 8 с собачкой установлен на оси 16, положение-которой позволяет прикреплять запорный механизм к двери автомобиля крепежными средствами в виде болта 14, соосного с осью поворота рычага 8, чем обеспечивается крепление последнего непосредственно к двери (фиг. 5).
Ось 16 выполнена в виде втулки, имеющей резьбовое отверстие, через которое может пройти крепежный болт 14. Один конец втулки прикрепляется к плоской пластине 2 расклепыванием ее края, а другой конец снабжен головкой, которая входит в контакт с внутренней стороной рычага 8 с собачкоГ и удерживает его при отсутствии запорного механизма и установке внутри дверцы как единого целого. После установки запорного механизма внутри дверцы внутрь осевого элемента 16 ввинчивают крепежный болт 14. При данной конструкции запорного механизма оказывается невозможным установить крепежные болты в плоскую пластину 2 справа от оси 16 и, таким образом, при отсутствии крепежного болта 14, входящего в ось, большое усилие, прилагаемое на поворотный элемент для открывания, ведет рычаг В с собачкой влево (фиг. 3) и вызывает изгиб плоской пластины 2 за плоскость чертежа. Это избегается введением крепежного болта 14 в ось 16. Форма и расположение последней обеспечивают отсутствие прижатия рычага 8 при затягивании крепежного болта 14
Крышка 5 поворотного элемента содержит плоскую крепежную часть 17 и выпрессованную часть 18, которая проходит параллельно крепежной части 17 на определенном расстоянии от нее и соединяется с этой крепежной частью стаканом 19 со всех сторон, кроме одной, в которую входит защелка 9. Крепежная часть 17 временно крепи тся к плоской пластине 2 заклепками через отверстия 20 (см. фиг. 3 и 4), и при установке запорного механизма внутри дверцы крепех ная часть 17 постоянно прикрепляется к наружной стороне плоской пластины 2 всеми тремя крепежными болтами 14. Крепежная часть 17 имеет отверстие на оси 16 поворота рычага с собачкой, чем обеспечивается крепление рычага 8 к крышке 5 поворотного элемента. Все три крепежные болта 14 прикрепляют крепежную часть 17 и, таким образом, крьшлку 5 поворотного элемента непосредственно к двери.
При такой конструкции крышки 5 поворотного элемента крепежная част
17 крышки 5 усиливает плоскую пластину 2.. Установлено, что при такоп конструкции и Особом закреплении оси 16 рычага 8, характеристика предлагаемого запорного механизма может быть улучшена на 40-50% по сравнению с известным, что установле 1О испытаниями при статической нагрузке в соответствии с нормами а.УЛ (рекомендуемая практика Общества автотракторных инженеров). В дополнение к
0 его высокой прочности,описываемый запорный механизм относительно компактен и легко монтируется в дверце.
Рычаг 8 с собачкой вводится под действием пружины в зацепление с хра5повиком 7, а поворотный элемент в положение высвобо : дения его за1целки посредством одной пружины натяжения 21, которая соединена с выступом 22, отогнутым на рычаге 8, и с высту0пом 23, отогнутыгл на пластине 24, приклепанной к концу цапфы 6, и, тем самым, соединенной с поворот ым элементом 4 (см.фиг.1).Таким образом, спиральная пружина натяжения 21 линейного действия заменяет спиральную
5 пружину сжатия вршчательного действия в известном устройстве. Установлено, что пружину 21 и дополнительну э деталь (пластину 24) можно изготовить примерно одинаковой стоимости. Одна0ко пру/хина 21 занимает гораздо меньше места в направлении оси 6. Усталостная прочность пружины 21 относительно высока и прогде и лучше использовать пружину, которая может выдер5жать большое количество циклов с меньшим проявлением тенденции к усталости.
Внутри крышки 5 поворотного элемента предусматривается упор. В кон0кретном случае упор входит в контакт с головкой 25 защелки 9 (см. фиг. 7), однако можно сделать так, чтобы этот упор входил в контакт с поворотным элементом 4. В данном случае упор предназначен для предотвра5щения вертикального движения дверцы относительно защелки 9. Упор выполнен из двух частей - наружной обоймы 26 из пластмассы, служащей упором, и внутреннего резинового вкладыша
0
28,который зажимается между крепежной частью 17 крышки 5 поворотного элемента и плоской пластиной 2, чем обеспечивается удерживание упора на
5 месте, и небольшой установочный штифт 29 (фиг. 5). Упор составляет часть запорного механизма, а не узла защелки.
В запорном механизме для перед0ней двери автомобиля положение оси 16 относительно оси цапфы 6 несколь- . ко отличается (фиг. 8-10). Второй вариант запорного механизма не имеет запирающего рычага, предотвращающего срабатывание при неосторожном
5
или неумелом обращении, однако он имеет тягу 30, проходящую параллельно плоскости первой пластины 2 для ограниченного поворота вокруг его оси и приведения в действие запирающего элемента, выполненного в виде запира1-з1цего рычага 12. Другой конец тяги 30 соединяется обычным образом с наружным замком автомобиля. Тяга 30 располагается в канале 31, выпрессованном в плоской пластине 2, и удерживается в положении листогюи пружиной 32. Канал 31 имеет углубленную центральную часть 33 и поэтому в контакт с тягой 30 входят только концевые участки канала 31, чем предотврагцае-тся качание тяги 30 при большом зазоре между последней и каналом 31 и защепление при малом зазоре или при недостаточной прямолинейности тяги 30.
Листовая прухина 32 изогнута в своем естественном положении и вьлполнена из пластмассы, например нейлона, заодно с обоймой 26, упора (фиг. 10). Пружина 32 удерживается, таким образом, в положении крышкой 5 поворотного элемента. Листовая Г1рух ина 32 имеет плоскую заднюю часть 34 и двумя выступающими участками 35, меходу которыми располагается прулсина 32, отходящая от части 34 причем весь узел выполнен как одно целое. Листовая пружина 32 крепко удерживает тягу 30 в канале 31 и Э,)()октивно предотвращает дребезжание Листовая пру::{ина однако располагает(А не плоско вдоль тяги 30, а плотно прюхимается к этой тяге, по крайней r/iepe, своей центральной частью (фиг. 9).
На фиг. 8 и 9 иллюстрируется вторая функция канала 31. Выпуклость 36, образованная в пластине 2 каналом 31, служит в качестве распорного элемента для предотвращения загрязнения запорного механизма через направляющий канал 37 опускаемого бокового стекла 38. Конструкция двери может быть такой, что направляющий канал 37 располагается на расстоянии от 2 до 3 мм от выпуклости 36, однако пределы возможного отклонения или движения при использовании не исключают возможности касания направляющего канала 37 с выпуклостью 36.
Описанные варианты можно широко модифицировать. Так, например, ось 16 может иметь усиленную головку путем удлинения этого элемента (фиг.5 пунктирные линии). В другом случае вследствие того, что центральная часть 33 канала 31 не касается тяги 30, этот участок может быть выштампован с обеспечением зазора.
Данная конструкция запорного механизма обеспечивает повышение срока его службы.
Формула изобретения
.2. Механизм по п. 1, о т л и ч аю щ и й-с я тем, что ось выполнена с отверстием , через которое пропущен упомянутый крепежный болт.
с двумя разнесенными концами, между которыми расположена пластинчатая часть пружины, при этом указанные части пружины выполнены за одно целое.
Источники информации,
s принятые во внимание при экспертизе
/2
16
11
20
б-б
9игЛ
Т 18
цг.5 f , /, X- / / у у X I
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1978-03-01—Подача